Дмитрий Широкорядов


Последний визит: 9 месяцев назад
ID: #2900

Уровень 1: Новичок
Уникальные просмотры профиля: 16
Зарегистрирован: 12 июн. 2020 г.

Показано 1-1. Всего: 1

В поле зрения

Сериал, 2011
Показать оценку
+0.8 -0.2
+7.1
-0.3
+0.3
+0.3
-0.35
-0.25
7.4
Оценка

Коротко

Невероятно противоречивый сериал, галочки в первой таблице можно ставить практически во всех пунктах в обеих колонках. Вагоны клюквы и зловредных голливудских штампов вместес философией, жертвенностью, этикой, провИдением и несравненным драматизмом — всё это Person of Interest.

Подробно

Тезис

Как рассказывает нам в одном из эпизодов сам Финч, первую часть своей жизни он потратил на то, чтобы стать ОЧЕНЬ богатым человеком. Потом случается 11 сентября, и он понимает, что в мире есть вещи и поважнее денег. Он пишет ИИ, который через наблюдение за людьми мог бы вычислять и предотвращать подобные события, передаёт его правительству США, но, понимая, что подобную систему наверняка попытаются использовать в корыстных интересах, превращает её в чёрный ящик, который выдаёт только идентификационные номера потенциальных жертв или преступников. Номера разделены на релевантные для национальной безопасности и иррелевантные. Друг и соратник Финча Ингрэм, которого мучает совесть насчёт “иррелевантных” номеров, ведь ими никто не занимается, сначала пытается начать спасать их сам, а затем решает предать гласности всю ситуацию. Правительство убивает его в подложной “террористической атаке”, Финч, пытавшийся его остановить и сам пострадавший от взрыва, в шоке спрашивает у машины “ты знала?” и успевает увидеть, что да, машина выдала номер Ингрэма, занеся его в “иррелевантные”. Что становится последней каплей, и он принимает решение сам заняться “иррелевантными” номерами, для чего уходит от невесты (!), чтобы не подвергать её такой же опасности, и инсценирует свою смерть (!!).

Обратите внимание на этот момент высшей этики, у персонажа есть: огромные деньги, уникальные способности, настоящая любовь, но он бросает всё, что имеет, и посвящает свою жизнь спасению других людей, которые о нём даже никогда не узнают. Ничего при этом не требуя для себя. Для чего он нанимает Риза, бывшего сотрудника ЦРУ, который старался в меру сил честно служить своей стране, но страна предала его и попыталась убить, а любимая девушка на гражданке в это время женилась на другом и была убита этим другим в припадке ревности. Тут остаётся только наложить на себя руки, что Риз и пытается сделать, однако Финч, который давно уже за ним следил, предлагает ему единственную достойную в таком положении вещь - смысл жизни в служении другим. Конечно, методы “служения” зачастую вызывают вопросы, но об этом ниже.

Риз не единственный персонаж, которого Финч вытаскивает с края бездны, посмотрите на преображение Фаско, продажного в начале копа, уже убивающего людей за деньги. Кем он стал в конце? Честным и принципиальным человеком, не отступающим от своих убеждений ни под каким давлением. Рут из маньяка-убийцы-психопатки становится верным другом Финча и солдатом, пожертвовавшим своей жизнью ради его спасения. Самин из кровавого не размышляющего ассасина превращается в вершителя правосудия. Это настоящее спасение душ, и что же может быть выше этого?

- потрясающе продуманные и сыгранные персонажи с вагонами харизмы, возможно, лучшие роли для всех участников. По сути, они не играют, они прямо там и живут (недаром в роли невесты Финча снималась жена самого Эмерсона). У каждого есть своя история и свой характер, своя манера общения и свои шутки, свои скелеты в шкафу и свои минуты сентиментальности и проявления истинной природы, не возникает ни минуты сомнения, что это живые люди (и какие!). Второстепенные персонажи не менее блестящи, чего стоит одна Пейдж Турко, которая и сама-то по себе сыграла на заоблачном уровне, а тут ещё её идеальная химия с Кэвизелом;
- не тупой, не пошлый, не сортирный и зачастую очень смешной юмор. Смотреть, конечно же, только в оригинале, никаких переводов, никаких озвучек;
- искромётный английский в исполнении всех главных героев, уникальный для каждого, натыкался на пачки незнакомых слов практически в каждой серии (особенно от Кэвизела, Чэпмэна и Эмерсона);
- сквозной сюжет отлично проработан и представляет интерес на протяжении всего сериала. Различные ружья, развешанные на стенах по ходу сериала, изначально казалось бы не связанные между собой, в итоге стреляют в нужные моменты;
- в сериале почти полностью отсутствует романтическая составляющая, и это очень хорошо. В истории о деле лучше снимать дело, а не сопли. И что бы там кто ни говорил, это вполне логично, что у людей такой “профессии” семье просто нет места в жизни;
- обратите внимание на саму машину. “Этот сериал настолько хорош, что лучший персонаж в нём даже не человек” © В начале она выступает безликой программой, выплёвывающей номера, и долгое время Финч относится к ней как к простому алгоритму, несмотря на то, что ещё при создании она уже начала вести себя весьма по-человечески. С течением сериала и во многом стараниями Рут машина становится нашим героям настоящим другом, проявляя всё больше и больше человечности, а в конце концов раскрывается ни много ни мало как ангел-хранитель всего мира. Машина не вмешивается в жизнь людей без прямых указаний, а Самаритянин хочет построить всех железной дисциплиной, машина уважает право на свободу выбора, а Самаритянин решает за всех самостоятельно. Думаю, вы понимаете, какие на самом деле сущности просматриваются за данными “программами”;
- и, конечно же, фантастический, невероятный финал, обычно подобные сериалы или не выживают, или превращаются в мыло или глупость. Не в этот раз. Немыслимо драматичная, философская и эмоционально опустошающая развязка, наберите на ютубе Person of Interest finale и почитайте комментарии, рыдали все, я в том числе, финальную серию смотрел с комом в горле, не было такого никогда ни до, ни после. Самые последние кадры вообще нельзя описать словами. Как и то, что создатели вынесли в мораль.

Антитезис

- прекрасные однополые семьи; прекрасная лесбийская любовь; полицейское государство Куба, которое нужно обязательно предать ради лучшей жизни; полицейское государство Россия с коррупцией, политические беженцы от ужасной администрации Путина; полицейское государство Иран; ужасный аятолла, как он посмел свергнуть демократическое проамериканское правительство; прекрасные иракские коллаборационисты с тонкой душевной организацией и ужасное иракское мирное население, которое не радо США и почему-то стреляет нафиг их солдат; ужасная русская мафия, ради противостояния которой не грех и с другими уголовниками объединиться, ведь они же цивилизованные в отличие от russkies; ужасные сербские военные преступники, убивающие мирное население, срочно в Гаагу; милые и несчастные албанские беженцы; ужасная китайская разведка; ужасные арабские террористы; президент США “лидер свободного мира”; страшный СССР, который экспериментировал с биологическим оружием, не то что великие США; в конце “злой” ИИ загружает себя, конечно же, на российский спутник, я никого не забыл? Да, вот это всё там, если по чистой случайности и есть какие-то кажущиеся политически нейтральными серии, то это скорее от моего незнания контекста и бэкграунда;
- ну и, конечно же, сама идея о том, что машина была создана после 11 сентября для предотвращения терроризма, хотя кто сегодня не знает, что 11 сентября было работой спецслужб, как и весь остальной “терроризм” (можно даже уточнить: работой deep state);
- а также идея о том, что плохое коррумпированное государство - это нехорошо, а вот зато некие частные непонятные высокоморальные люди - это то что надо в управлении миром;
- объёмы сопутствующего ущерба, который нанесли наши герои, сопоставимы с достигнутыми ими целями. Финч в одном эпизоде это открыто признаёт: “Скорее мы просто перетасовали колоду”, а в 4 сезоне говорит, что “мы даже слегка в минусе”. К такому же выводу пришла и машина после перезагрузки в последнем сезоне (“Она считает нас монстрами”, — говорит Рут и соглашается с таким выводом). Дадим по голове оказавшемуся не в том месте гражданину, разобьём/украдём чью-то машину, вынесем приговор без суда и следствия, отпустим вора-рецидивиста, потому что он нам помог и вообще милашка, не говоря уже о прослушке, взломе квартир, аккаунтов и т.д. и т.п. Тем не менее многое из этого можно оправдать, если принять, что машина никогда не ошибается;
- про тонны алкоголя при каждом праздновании чего-либо, заполнении пауз и вообще просто так можно даже не упоминать.

Синтез

После распознавания кинематографа как средства программирования я переосмыслил почти все старые фильмы/сериалы с этих позиций и многие из них пересматриваю скорее как полохую привычку. Знаешь, что дёгтя в бочке хватает, но ностальгия и т.д. PoI сделан на таком уровне, который перекрывает всю транслируемую дрянь и практически отключает барьеры осознанного восприятия. Прекрасный обоюдоострый клинок. Отрежете вы себе им пальцы или найдёте ему достойное применение, зависит от вас. Если сможете отфильтровать пропаганду, получите ни с чем не сравнимые впечатления. Если нет, падёте жертвой информационной войны.

Возможно, авторы просто хотели снять увлекательный фантастический сериал. Который впрочем очень быстро стал совсем не фантастическим, а ведь он начался до Сноудена, ковида и всего остального. Сколько здесь дано подсказок? Государства-объекты и инструменты в глобальной партии, бесструктурное управление, операции под чужим флагом, информационные “прививки” и даже загон в массовую вакцинацию от страшного ужасного вируса, который “случайно” создали комбинацией из двух других и от которого надо носить маски, перчатки и часто мыть руки. А также и другие спойлеры, например, что “мировая экономика” как мы её знаем это не более чем произвольные цифры, которые нарисовали в компьютере и которые могут быть перерисованы в любой момент по желанию, или что игла кощеева находится в ФРС. И даже главный антагонист в кои-то веки имеет философские и нетривиальные мотивы и цели.

Возможно, авторы просто хотели снять увлекательный фантастический сериал. Где истории и действия героев иногда похожи на комиксы с отсутствием логики, неуязвимостью и прочим. Возможно, без клюквы он был бы просто закрыт после первого сезона или вообще не вышел бы изначально. Но мне кажется, у них получилось нечто большее. В мире, где уже нельзя всерьёз говорить о не-материальном, в самом конце нам напомнили, пусть и весьма завуалированно, что мы здесь не просто так. И что смерти нет. А это, возможно, самое главное, о чём стоит здесь помнить.