Регина Зиновьева


Последний визит: 3 года назад
ID: #2818

Уровень 1: Новичок
Уникальные просмотры профиля: 4
Зарегистрирован: 17 мая 2020 г.

Показано 1-1. Всего: 1

Дело было в Пенькове

Фильм, 1957
+1.0 -0.0
+7.1
-0.3
+0.3
+0.3
+0.5
+0.5
9.4
Оценка

Показать рецензию

Коротко

Порядочности, ответственности, семейной верности. Мораль - на чужом несчастье своего счастья не построишь.

Подробно

"Дело было в Пенькове" (1957 г.) - "На чужом счастье своего счастья не построишь!".

Советский фильм про мечту социального преобразования человека, запретную любовь, роли мужчины и женщины в обществе и выбор человека. В общем, господа, это глубокий фильм с христианскими ценностями. В главных ролях: Вячеслав Тихонов (Матвей), Майя Менглет (Тоня) и Светлана Дружинина (Лариса).

Сюжет довольно незамысловатый, но каков размах, широта идеи! В фильме на первом плане изображены взаимоотношения молодого повесы, безответственного Матвея и пылко влюблённой в него Ларисы. Лариса - девушка далеко не скромная, распущенная, неуважительна к отцу, председателю колхоза. В середине фильма главные герои наспех женятся, не обдумав последовательно свой поступок.

В начале фильма в родную свою деревню приезжает зоотехник Тоня, молодой специалист из Ленинграда, вооружённая прогрессивными знаниями в своей области и с мечтой о новом и светлом будущем. Между Матвеем и Тоней возникает взаимный интерес, но не успевает вылиться в роман, поскольку Тоня будучи девушкой порядочной и честной не желает, несмотря на свои чувства, разрушать семью. Почему же она нравится Матвею? Что в ней такого, чего нет у Ларисы, девушки удивительной красоты? Так не красота ведь главное. В фильме неоднократно подчёркивается ум, воспитанность, культура в Тоне. А ведь именно она так радеет за привнесение культуры в родную деревню. "Всё зависит от людей, от нас с вами. Надо сделать так, чтобы всюду было интересно жить" - говорит она, искренне веря, что советскому человеку всё под силу, мечтает и действует, не боясь ни упрёков со стороны коллег, ни трудностей.

Тоня несёт в себе идею светлого будущего, сочетаемую с неминуемым техническим прогрессом, а также идею просвещения масс, так усиленно продвигаемую в советское послевоенное время. Именно такое рвение главной героини, её культура поведения, её чистота души и привлекает неотёсанного Матвея. Ведь женщина издревле вдохновляла мужчину на подвиги, поддерживала его в начинаниях. "Только через неё я дальше видеть стал" - говорит Матвей своей жене. Не в этом ли заключается настоящая роль женщины - быть верной подругой своего мужа?

Но Антонине дана высшая мудрость, божественная правда, о которой многие современные женщины забыли, что на чужом счастье своего счастья не построишь. Главная героиня, следуя христианской заповеди "Не пожелай жены/мужа ближнего своего", отступает и в этом проявляется её любовь к Матвею, и к Ларисе, да и обществу в целом.

Интересна также героиня Лариса. Любопытен её собственный путь становления от распущенной грубиянки до любящей жены и матери. Решив отравить Тоню за то, что та якобы разрушает семью, в последний момент вырывает чашку с ядом у своей соперницы. "Не гожусь я для душегубства" - восклицает Лариса и тем самым не нарушает заповедь Христову "Не убий". Лейтмотивом звучат частушки, песня «От людей на деревне не спрятаться» и «Огней так много золотых». Стоит остановиться на последней из них.

Его я видеть не должна,
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться.

Стоит остановиться на последнем куплете, поскольку он отражает всю суть отношения главной героини Тони к Матвею. Запретная страсть, повергающая обоих, согласно христианскому учению, несёт за собой одни лишь мучения и разрушение души. Самый известный пример подобной страсти встречается у Л. Н. Толстого в "Анне Каренине", когда женщина позволила себе на грех, тем самым закрыла себе путь к спасению. Или другой пример, в "Евгении Онегине", когда Татьяна, наоборот, спасает Онегина от греха, отказав ему стать его любовницей. "Я другому отдана и буду век ему верна" - известные слова пушкинской героини.

Таким образом, поведение Тони архитипично для поведения женщины в русской культуре. Фильм нацелен, прежде всего, на формирование традиционных ролей в семье и в обществе мужчины и женщины, учит жить в мире с окружающими, учит порядочности и благородству. После просмотра остаётся чувство справедливости, радости и вера в светлое будущее.