Чему учит (коротко)
Сериал пропагандирует:
- искажение роли мужа и отца, жены и матери в семье;
- принижение достоинства младшего ребёнка старшими в семье;
- отсутствие уважения к личности другого человека;
- допустимость обмана близких людей ради своих интересов;
- товарно – денежные отношения между близкими;
- гаджетизацию детей;
- отсутствие знания и навыков построения конструктивных диалогов;
- отсутствие совместного досуга и созидательной деятельности.
Мнение цензора (подробно)
Анализ сделан с позиции традиционных семейных ценностей.
Это комедийный сериал (ситуационная комедия или ситком), как заявляют его создатели, предназначен для просмотра всей семьей. Герои сериала – семья из пяти человек. Сюжет ситкома: проблемы и радости, которые близки всем родителям и детям.
Мама Маша (Мария Порошина) и папа Саша (Александр Самойленко) воспитывают троих сыновей. Старшему Тимофею 16 лет. Для мамы с папой он, конечно, ещё ребенок. Но сам Тимофей уже так не считает. Среднему сыну Илье 12 лет. Он увлекается футболом, катается на скейте и слушает рэп. Родителям не всегда удается обуздать эту непоседливую натуру. А у любознательного и шаловливого второклашки Макса всегда наготове новый каверзный вопрос. Он старается быть похожим на Илью, но в тоже время быть "круче" его.
В ситкомах, как правило, показаны короткие, не связанные между собой комические сюжеты, предлагающие зрителю отдохнуть после трудового дня и посмеяться.
В этом сериале радует, что не вставлен закадровый смех в нужных местах, как в большинстве подобных ему. То есть зритель сам решает: смеяться ему или нет.
Давайте посмотрим как и на чём основан сюжет. Что предлагается зрителю под маской юмора?
В ходе просмотра одной серии первого сезона можно отметить, что идёт высмеивание образа отца, по сути главы большого семейства. Отец выставлен «неумехой», к примеру, в первой серии не может грамотно настроить фотоаппарат, чтобы сделать общую семейную фотографию. Мать при этом ехидно замечает: «Вот поэтому у нас нет ни одного общего фото!»
Мать показана этаким командиром в юбке, а отец, видно смирившись с такой её ролью, пытается подыгрывать ей в этом. Во фрагменте, когда отец даёт триста рублей среднему сыну на оплату фото для пропуска в школу, он берёт их и автоматически говорит «спасибо, пап, точнее, спасибо, мама». Мама самодовольно ухмыляется. А муж огорчается, произнося: «Как всегда: спасибо, мама!».
При фотографе она позволяет себе колкое замечание в сторону мужа, на фразу сына о расплывшемся пятне чернил на его кармане костюма от шариковой ручки: «Кажется, наш папа ранен». «Нет, ты ошибаешься, кажется, папа сейчас будет убит!», - заявляет грозно мама.
Отношения между родными людьми, зачастую строятся на обмане. Самое печальное, что всё это видит самый младший сын и перенимает их опыт и манеру поведения.
Так средний брат, получив триста рублей от отца за фото для школьного пропуска, в итоге вырезает своё фото из школьного альбома, а младшему на его вопрос отвечает: «Превращаю триста рублей на фотографию в триста рублей на мороженое». То есть, по сути, учит обманывать.
В другом сюжете мама заходит в комнату к детям и видит, что младший и средний сын сидят рядом на кровати, а в руках держат книги. Она обрадованно их хвалит. А когда уходит, камера разворачивается к мальчикам и крупным планом показывает, что под прикрытием вертикально поставленных книг они играют в игры в своих гаджетах.
Далее следует сюжет, где дети переписываются по гаджетам сидя за обеденным столом, держа их под столом на коленях, чтобы не увидела мама, так как во время приёма пищи она всем проскандировала молчать и общаться друг с другом: «Когда я ем, я глух и нем. И это всех касается».
Младший ребёнок показан зависающим в играх в планшете. Не было момента, чтобы он поиграл с братьями или сам во что-то другое.
Потом не удивляйтесь, почему дети выпрашивают планшеты и другие гаджеты, ведь они есть у всех, «даже в телевизоре».
К другим отрицательным моментам можно также приписать товарно – денежные отношения в семье: так отец даёт 500 руб. старшему сыну за то, что тот помыл машину и хвалит его за это, старший сын отдаёт 200 руб. среднему с аналогичным диалогом, а средний – отдаёт младшему, тому, кто в действительности помыл машину, шоколадку, которую он с радостью уплетает за обе щёки.
Порой братья ведут себя высокомерно, так старший брат обращается к среднему, а тот – к младшему не по имени, а просто окликая: «Эй, мелкий!». Конечно же, такое обращение и тому, и другому не нравится.
Огромный минус в том, что совершенно не показано, чем занимается вся семья ВМЕСТЕ, нет совместного досуга, игр, хотя вроде мальчишеская компания большая. Такое чувство, что каждый обособлен и живёт своей жизнью. Они настолько разрозненны, что даже не могут договориться об общем дне для проведения совместных фотосъёмок, средний и младший начинают спорить друг с другом, заявляя «а я не хочу, когда он хочет». В итоге мама постановляет, что фотосъёмки пройдут в воскресенье, младший обижается, потому что у него в этот день мультики, и не хочет его уступить ради совместного семейного фото. Такое чувство, что эта фотосессия нужна только матери. Отец решает день фотосессии установить во вторник. Но и тут не угождает супруге. И когда все дети расходятся, довольный собой и думая, что получит похвалу от неё, узнаёт, что во вторник не может уже она, так как у неё крупная финансовая компания из 150 человек, которую нельзя оставить.
В общем, всё это было б так смешно, если бы не было так грустно. Мне одной серии хватило, чтобы понять общую направленность данного сериала. Не все сюжеты в одной серии плохие, есть просто нейтральные. Но информация направляется зрителю в подсознание вся сразу, без разбора. А если сериал смотрят с детьми, то они, в большинстве своём, вообще не могут отличить самостоятельно, что в нём хорошо, а что плохо. И это самое страшное, так как закладываемые модели поведения они неосознанно перенимают в свою жизнь.
Получается создателями подобных ситкомов закладывается в подсознание зрителей информация о том, какая должна быть семья. То есть полная разрозненность друг с другом, отсутствие лада в семье и взаимопонимания, допустимость обмана друг друга для своей выгоды, отсутствие созидательного семейного досуга (навязанная всем матерью фотосессия не считается) и
созидательной деятельности на пользу общества (например, помощь кому-то, высадка саженцев и т.д.).
Итак, сериал «Родители» пропагандирует:
- искажение роли мужа и отца, жены и матери в семье;
- принижение достоинства младшего ребёнка старшими в семье;
- отсутствие уважения к личности другого человека;
- допустимость обмана близких людей ради своих интересов;
- товарно – денежные отношения между близкими;
- гаджетизацию детей;
- отсутствие знания и навыков построения конструктивных диалогов;
- отсутствие совместного досуга и созидательной деятельности для семьи или для общества.
При просмотре у меня возникла аналогия с «Ералашем», но позвольте, если вспомнить его советские выпуски, но там на какую – либо выходку отрицательного персонажа есть реакция, а порой и «наказание» за непристойное или аморальное поведение, в них ложь раскрывается и такой «герой» получает по заслугам. Но здесь же такое поведение возводится в ранг нормы и считается уместным. Кроме того, даже преподносится с юмором. А вы помните, как через юмор сдвигается окно Овертона. Да и наказания никакого для героев этого ситкома за их проступки не следует.
А проанализировав общение и отношения между его участниками, у меня сложилось такое впечатление, что создатели сериала умышленно показывают многодетную семью в таком негативном ракурсе: «Видите, что происходит, когда в доме много детей?»
Поэтому стоит хорошо задуматься, стоит ли смотреть этот сериал, а тем более всей семьёй.
19 июн. 2020 г., 13:29:24