Главный герой сквозь череду передряг и вызовов судьбы проходит длинный путь от стиляги и либерала до достойного гражданина и патриота.
При просмотре комментариев, отзывов и рецензий на этот сериал я с удивлением столкнулся со шквалом критики в адрес фильма. В основном люди сетовали на неточность показанных событий, на пластиковые окна и кондиционеры в кадре на заднем фоне, на прически, которых в те годы не было, на события, которых "быть не могло, потому что их быть не могло никогда" (говоря про попадание стиляги стажером в милицию без окончания соответствующего учебного заведения). Мне кажется, ругая этот сериал, эти люди упускают одну очень важную мысль, идею, которая пролегает через все серии и подводит нас к очень интересному итогу. Но обо всем по порядку.
Завязка сериала происходит, когда главный герой - стиляга и балбес Федор в оборванной "модной" одежде в значках и булавках покупает у валютного спекулянта электрогитару, привезенную прямиком из Америки для того,чтобы играть на ней на сцене Московского подпольного рок-клуба. Тут же на клуб случается облава, спекулянта, стилягу и остальных участников ловят, а родители Федора, дабы спасти сына от тюремного срока за валюту, отправляют его в другой город - Ленинград, где с помощью связей устраивают работать стажером в участковом опорном пункте милиции и селят у дяди.
Дальше идет очень интересная сюжетная линия, в которой парень Федор знакомится с местным участковым Табаниным Николаем Васильевичем, суровым и преданным делу полицейским, а также с бытом и жизнью жителей района Купчино, в котором ему предстоит работать. По ходу дела парню приходится понять, что не все вокруг крутится вокруг моды и любимых вещей, что западный стиль жизни - не сказочный глоток свежего воздуха от "удушья тоталитарного смрада" в его стране, как он считал раньше, что неприятные в общении люди совсем необязательно являются плохими, что свобода - не панацея и не заключается во вседозволенности и рушении всех устоев. Он знакомится с гитаристами, другими критиками советского режима, встречает любовь, знакомится с новыми людьми, далеко не с каждым из которых приятно общаться. И постоянно он оказывается в ситуациях, в которых по-привычке ведет себя то как эгоист, то как дурак, то борется между совестью и выгодой. И четко видно, как по своей глупости можно навредить близким, как из-за эгоизма можно обидеть девушку, а из-за слабости - совершать низкие поступки.
И постепенно герой тоже это понимает и начинает расти. Не сразу это происходит, даже в середине сериала он все еще может, наплевав на все. сбежать с дежурства или рассуждать о том, как "невозможно жить в этой стране", но это лишний раз доказывает, что сразу же поменяться невозможно и что работа - большой труд. А то, как Федор меняется, видно по его поступкам, рассуждениям, по тому, как меняется его взгляд на многие вещи: в начале сериала он с восторгом и горящими глазами рассматривал пластинки Элтона Джона, отказывался стричься, потому что "я этот хаер год отращивал", с упоением рассуждал о том, что ничего никогда в этой стране не поменяется и как он хочет уехать за границу после прочтения книги Аксенова "Ожог". А ближе к концу он уже не может себе позволить уйти с дежурства, разругивается с группой "интеллигентов", защищая милиционера, которого они поливали грязью, а при посещении выставки "современного искусства" отвечает художнику, поющему дифирамбы американскому образу жизни, свободе, о том, что "воздуха нет, смрад один остался": " Тебя что, пожалеть, что ли? Вот свободы тебе не хватает. А что еще тебе не хватает, чтобы рисовать нормально, а не кубики и полоски эти свои? Вот ты: живешь в нашей стране, работаешь в этой стране, рисуешь что хочешь, творишь. И никто ничего не запрещает. Так что ж ты свою страну хаешь и видеть не хочешь? Вон твой понимающий иностранец, он же врёт тебе в лицо!". И потом, при разговоре с дядей: "Я думаю, в нас проблема. Как мы к стране относимся, такой она и будет. Если плевать по углам, то и будет бардак. А если порядок начнем наводить, то всё изменится".
Надо сказать, что помимо впечатлившей меня темы роста главного героя сериал еще много чем может похвастаться. В нем есть и юмор, и остросюжетные повороты, которых порой даже предугадать не можешь, и запоминающиеся злодеи, и неоднозначные рассуждения от однозначных, казалось бы, людей, над которыми невольно задумываешься. Сюжетная линия проработана с толком и следить за ней очень интересно на протяжении всех 17 часов.
Отдельного упоминания заслуживает музыкальное оформление - оно просто замечательно. А песня Табанина "Сказать бы..." вообще заняла свое место в сердце, хотя очень понравились и песни группы "Радио" , в которой выступает Федор (особенно последняя, финальная песня "Ты не один", кавер группы Brainstorm).
Что еще добавить? Однозначно рекомендую к просмотру людям, которые ценят в первую очередь не детали, а идею и основной посыл, который несет произведение. А послевкусие от сериала такое, что хочется идти и совершать великие вещи в назидание молодым. И остается ощущение, что все будет хорошо, если относиться к своей Родине хорошо, ведь как мы себя будем вести по отношению к ней, такой и она будет для нас.
От сериала в восторге. Пересматривал все 20 серий 2 раза.