Целеустремленности, смелости, стойкости и самостоятельности решений. Даже если ты очевидно слабее, ты можешь победить, если проявишь достаточно воли и мужества.
Фильм номинировался на множество премий, претендовал в десяти номинациях на «Оскар». Имеет достойные награды, но призовые места, в основном, уступал другим претендентам.
Главная тема фильма – месть.
Время и место действия – Дикий Запад последней трети XIX века.
Темп фильма комфортный, даже размеренный (с вкраплениями внезапных ударов и выстрелов), но сама цепь событий, продуманные переходы между ними, внутренние конфликты и логика цепко (железная хватка!) держат внимание. Героиня же не переживает, а действует. Отмечу также неоднозначных, живых персонажей, хорошую игру актеров, своеобразный юмор и красивые, картинные пейзажи.
В основе сюжета одноименный роман Чарльза Портиса «True Grit», изданный в 1968 году. Писатель, кстати, умер всего год назад 17 февраля 2020-го.
Думаю было бы интересно и прочесть роман, и посмотреть экранизацию 1969 года (реж. Генри Хэтауэй, «Истинная доблесть»/«Настояще мужество»), чтобы проследить, какие новые смыслы появляются в современной версии. Но на такой глубокий анализ замахиваться не буду. Не претендую также на понимание тонкостей, доступных восприятию соотечественников создателей.
МЕСТЬ
Именно непреодолимое желание отомстить за убитого отца дает толчок истории, двигает юную героиню к намеченной цели, заставляет преодолевать любые препятствия.
Внутренние мотивы Мэтти Рос (героини) не обсуждаются, какие переживания сопровождают ее и питают не известно – чувство долга или , справедливости, слепая ненависть или что-то еще. Ясно одно - у Мэтти Рос нет сомнений, нет колебаний и цель ясна.
Важно при этом, чтобы преступник знал, за что он поплатится, и чтобы все знали об этом тоже. Девочка яростно сопротивляется предложению доставить Чейни (убийцу) в Техас - округ, где его, конечно, тоже казнят, но совсем за другое преступление.
Для достижения задуманного Мэтти выбирает формально законный способ – нанимает федерального маршала. Но из трех кандидатов предпочитает самого безжалостного и злобного, несмотря на явный недостаток - Забияка Кокберн любит заложить за воротник. Чуть позже, заглянув в зал судебных заседаний, Мэтти убедится, что и в вопросах соблюдения формальностей Забияка, скорее всего, не лишком щепетилен. Зато на его счету десятки убитых при исполнении служебных обязанностей!
Выбор сделан, осталось договориться с самим Кокберном.
Итак, главный персонаж, Мэтти Рос, - непреклонный и смелый полуребенок, девочка, движимая исконным, неумирающим, упорно изгоняемым законом, но всюду понятным мотивом справедливой мести.
Девочка слишком прямолинейная, чересчур склонная спорить, не соблюдая субординацию, наивная в вопросах большой жизни, уязвимая и не знающая жалости к убийце.
Полностью отсутствуют характерные для сюжета возмездия темы прощения, раскаянья, неудовлетворенности актом мести. Здесь месть – это дело, которое должно быть сделано, невзирая на фактические (но никак не моральные) преграды.
Фильм учит целеустремленности, смелости, стойкости и самостоятельности решений. Даже если ты формально слабее, ты можешь победить, если проявишь достаточно воли и мужества.
ЗАКОН
Мэтти свято верит в закон и его справедливость. Отсюда ее постоянная аргументация им в спорах, использование специальной терминологии. Она окончательно сражает несговорчивого компаньона отца перспективой виндикационного иска. Оставшись один на один с громилой бандитом предлагает ему сдаться в обмен на услуги хорошего адвоката. С удовольствием расшифровывает недоучке Кокберну латинские юридические термины.
Три главных персонажа: Мэтти, Кокберн и мистер Лабиф – техасский рейнджер, дают палитру взаимоотношений с законом. В том числе и на этой почве происходят столкновения между Кокберном и Лабифом. Последний предпочитает действовать по правилам, он гордится своей принадлежностью к рейнджерам и обвиняет Забияку в убийствах и мародерстве.
Забияка плевать хотел на правила, с легкостью отказывается от договоренностей, почти всегда действует творчески, в личных, часто корыстных интересах. Примечательно, что вторая жена пыталась сделать из него юриста, но толстые книги быстро ему наскучили, и он бросил науку ради охоты на бизонов. Таким образом, Забияка - стихийный анархист, вынужденный подчиняться правилам, поскольку является федеральным маршалом.
Персонаж получился противоречивый . С явными недостатками – любит приложиться к бутылке (конфискованному виски), неопрятен и плутоват. Его кровожадность и циничная беспринципность, впрочем, не ощущаются как проблема. Забияка в фильме гоняется за настоящими бандитами, он не остановится перед необходимостью стрелять в спину, но знает, что и сам запросто может получить подлую пулю.
ДОБЛЕСТЬ И СМЕЛОСТЬ
Чего у Забияки не отнять, так это смелости и независимости. Впрочем, и мистер Лабиф, красующийся, звенящий шпорами, занудноватый и упертый, проявляет их в полной мере. Если Забияка при этом отчаянно безрассуден, то Лабиф, наоборот, предельно собран, хладнокровен и выдержан.
Роман Чарльза Портиса называется «True Grit», что можно перевести, как настоящее мужество, доблесть, твердость характера. Это те качества, которыми отличаются главные персонажи фильма. Присущие им недостатки компенсируются способностью к риску, хладнокровием и безусловной храбростью.
ВЫСОКИЕ ПОРЫВЫ
Каждому из трех центральных персонажей в фильме предоставлена площадка и время для кульминационного выхода. В лучшие мгновения и Кокберн и Лабиф рискуют жизнью ради спасения Мэтти.
Однако этот благородный мотив почти ускользающий, как неведомый зверек из заповедного леса, норовит вывернуться из рук и удрать. Персонажи как бы бегут от своих «высоких порывов». Каждый из них в первую очередь гордо независим. Такого термина как «дружба» не предусмотрено. Дело сделано и у каждого дальше своя дорога.«Адью!»
Пережитые вместе приключения, испытания не становятся основой для глубоких взаимоотношений, остаются памятным и кратким эпизодом бурной жизни, прошедшей юности. Бережно и с благодарностью хранимым, но не раскрывшимся потенциалом глубоких человеческих чувств.
Надо признать, что в этой самодостаточности есть своя суровая красота, свое сдержанное, скупое достоинство, когда расставаясь, без сантиментов и обещаний один просто говорит другому: «Я в долгу перед тобой за тот выстрел».
В фильме ни словом, ни пол словом не сказано о теплых или каких бы то ни было чувствах героини к умершему отцу. Смерть родителя не рассматривается как трагедия. Все переживания (должны же они быть!) остаются за кадром. Собираясь на «охоту», облачаясь в подходящий случаю походный костюм, девочка полна не скорби, а готовности к решительным действиям, в письме к матери она даже называет предстоящее «приключениями».
Тень отца не появляется и в финале фильма. Не к нему на могилу приходит Мэтти, а ведь именно за него она мстила.
Еще один ПЛЮС
Мэт Рос по сюжету четырнадцать, и она путешествует в компании весьма мужественных джентльменов, однако не нужно вспоминать разных лолит - в фильме полностью отсутствует любовно-эротическая тема.
РЕБЕНОК - УБИЙЦА
Ни кем из взрослых, в том числе, представителями власти не подвергается сомнению право девочки на отмщение, ее остерегают только от опасностей задуманного мероприятия.
Фильм полностью, как дистиллированная вода очищен от любых примесей моральных колебаний. Стреляют здесь без лишних разговоров, как и в других фильмах братьев Коэнов. Если смотрели «Старикам тут не место», то вам понятно, о чем идет речь. Мучительным вопросом Родиона Раскольникова «тварь я дражащая или…» здесь никто не задается. Ответ не подлежит сомнению изначально – имею право, не тварь.
ДЕНЬГИ И ПЛАТА
Действия подавляющего большинства персонажей, включая второстепенных, мотивировано деньгами: люди торгуются, выгадывают, стараются подзаработать и прочее.
Мэтти проявляет блестящую способность к отстаиванию своих интересов в денежных вопросах. Она умеет считать, напориста, неуступчива, хорошо подготовлена и выходит победителем из казалось бы проигрышной ситуации возврата уже купленных отцом лошадок.
В список претензий к Чейни вторым пунктом после убийства отца Мэтти вносит украденное имущество: калифорнийские золотые монеты, и серую лошадку.
Мэтти так же дотошно, как в ситуации торга, хочет от убийцы полной компенсации и не отступает ни на шаг. Умри и верни деньги!
В целом тема денежной озабоченности подана с долей иронии.
Если же посмотреть на тему оплаты шире, то можно заметить следующее. Фильм начинается с закадровых слов постаревшей героини о том, что за все в этой жизни надо платить. С одной стороны Мэтти требует расплаты по всем счетам, с другой ради достижения цели сама готова заплатить высокую, не измеряемую в деньгах цену.
АЛКОГОЛЬ
Есть эпизоды с бутылками и распитием виски (кажется, только Забиякой). Пристрастие его резко осуждается, как Мэтти, так и Лабифом. Да и сам Забияка в минуты откровенности признается, что пагубная привычка разрушила его семейную жизнь. Вид Забияки в нижнем белье, в грязной подсобке (или как там это называется?), запущенного, заросшего щетиной колоритен, но непригляден. Однако обаяние персонажа таково, что зритель вполне может быть очарован великолепным стариком, отбрасывающим бутылку, стреляющим на спор по подвернувшейся мишени и попадающим, пусть и не с первого раза.
В целом алкоголь в фильме – зло. Возможно даже коренная причина преступления, так как Чейни убил отца героини, напившись виски.
КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Присутствует довольно странный юмор про индейцев. Обыгрывается отношение к ним, как к людям второго сорта.
В целом фильм отстраняется от ряда этических проблем – убийства, как заповедной черты, добра и зла. Убирает их из поля зрения и сосредотачивается на любовании сильной личностью, замечательными чертами которой являются стойкость, отвага, целеустремленность и смелость.
Весь фильм бухают и курят. Гл.герой бухарик, но это не мешет ему метко стрелять, и быть мощным☺ войном.