Иллюстрирует замечательные примеры дружбы и семейности, самопожертвования и отваги, противостояния злу. Но при этом размывает базовые представления о добре и зле же, представляя в белом свете существ, являющих собой пример порока и бесчеловечности.
За свою жизнь я смотрел всю сагу Сумерки раза 4 и решил написать рецензию не просто на первую часть франшизы, но на всё произведение в целом, т.к. для всех частей как положительные, так и отрицательные стороны примерно одинаковы.
И так сага Сумерки суть сентиментальная женская драма с элементами боевика и триллера. Первое очень важно иметь в виду, так как именно понимание жанра является ключом к пониманию произведения и закрывает уйму вопросов касаемых несостыковок и несуразностей, позволяя сосредоточиться на важном. Если посмотреть с высоты, то в целом произведение напоминает средневековую поэму, где в первом акте нам показывают милые чувства влюблённых, в какой-то момент проверяемые сражением с разбойниками; во втором акте чувства героев проверяются любовным треугольником, а в третьем акте накал страстей поднимается до противостояния семей. Будучи во многом нравственно положительным произведением, в нём есть очень серьёзный изъян, ставящий на всём крест, но обо всём по порядку.
Вкратце рассмотрим положительные стороны произведения, а именно как нам показывают взаимоотношения между людьми, дружбу, предбрачные и брачные отношения.
1. Для произведения, нацеленного на подростковую аудиторию, в фильме на редкость положительные отношения в школьной среде. Так мы видим, что Бэллу с первых минут принимают в коллектив, стараются не обидеть, прислушиваются к мнению. Взрослые не уступают, и мы видим здоровающихся приличных людей, обменивающихся новостями, радующихся радостям одного, и как один переживающих общее несчастье. Добропорядочность и отзывчивость – это общие черты межчеловеческих отношений для всех серий, которые мы видим даже в лице злодеев.
2. Дружеские отношения, что тоже необычно, характеризуются не просто в рамках отношений двух, но в основном в отношениях целых семей и общин. В первую очередь приятно видеть, как помнят друг о друге и навещают Чарли и Билл, как взрослые мужчины борются играючи, помогают. Далее, это отношения внутри семьи Калленов, объединённых харизмой Карлайла, где вампиры буквально преодолевают свои животные качества помогая воспрять человечности. Мы видим, что участники семьи не просто разыгрывают роли, но и в обычной жизни держатся вместе, спасают друг друга, а также помогают людям, главным образом в лице Карлайла, трудящегося врачом. Позже отношения семьи возрастают до целого клана, где вампиры, трудящиеся над сохранением своей человечности, объединяются с тем, чтобы противостоять могущественным и коварным злодеям, желающим устранить идейных соперников. Так, ближе к финалу мы видим как сцены самопожертвования друзей, так и дружбы, расцветающей в любовь.
3. Предбрачные отношения молодых людей, пожалуй, самое неоднозначное, что есть во франшизе, когда мы оцениваем её нравственную сторону. Дело в том, что в картине нет блуда, но нежные и сильные чувства любовников показаны настолько искусно, что местами уже кажется вот-вот и грех, но этого не происходит. Смущают и некоторые фантазии Бэллы в первом фильме. Но всё ставит на своё место поведение Эдварда, который бережёт её девство. В первом фильме есть важные слова Бэллы: «Я как слабая овечка рядом с тобой», и такой тон сохраняется примерно половину саги. Таким образом показана слабость Бэллы в отношении контроля эмоций, что в необходимой мере восполняет Эдвард, говорящий позже, что был воспитан как приличный мужчина. До самой свадьбы любовники не познают друг друга, что в конце концов венчается законной связью переживания, перед которой показаны скромно и правдоподобно.
4. Брачные отношения в саге характеризуются четырьмя семьями: Своны (родители Бэллы), Каллены, квилеты и наконец между Бэллой и Эдвардом. Родители Бэллы являют собой отрицательный пример брака в фильме, где легкомысленная и сладострастная женщина бросает кроткого, но мужественного мужчину, любящего и заботящегося о своей дочери, ради жизни стрекозы. Семья квилетов, где жена травмирована в результате потери самоконтроля мужа-оборотня, является примером традиционалистской семьи, где жена хоть и будучи бита, но не разрывает брак, но следует отметить, что при этом муж и не является деспотом. Отношения между Эсми и Карлайлом показаны как молчаливые, где супруги понимают друг друга с одного взгляда, постоянно рядом, касаются друг друга, при этом во время брани ведут себя как яростные воины, защищая свой клан, свою семью. Отношения Эдварда и Бэллы во многом схожи с предыдущей семьёй, но раскрыты полнее. Эдвард, как и отмечалось раньше, исполняет маскулинную роль, сдерживающего женское непостоянство столпа, будучи при этом чутким, решительным, но умеющим себя держать в руках мужчиной. Бэлла с одной стороны ещё не сдержанна, импульсивна, а с другой стороны легко покоряется своему мужчине – ей ещё предстоит достичь совершенства названной тёщи Эсми.
Замечу ещё, что образ Бэллы в фильме спорный. Например, в первой серии она говорит подруге: «Будь сильной и независимой», что сегодня для многих красная тряпка идеологической девиации. Ведёт себя она подчас мужественнее Эдварда. Так, например, это Бэлла начинает решающую в их отношениях беседу, а не Эдвард; Бэлла настаивает на их отношениях, когда Эдвард предусмотрительно хочет их разорвать, боясь за её безопасность; Бэлла ведёт себя неумеренно импульсивнее Эдварда и в конце саги, хоть и в силу внутреннего мифа, но по сравнению с мужем Бэлла яростный тигр, воинственна и опасна. Но при этом всём не вижу оснований констатировать смешение супружеских ролей с последующим отрицательным выводом.
Могу предполагать, что из короткой выше сводки читатель может прийти к выводу, что Сумерки - почти семейное произведение приличное для просмотра с подросшими детьми, но, к сожалению, этот вывод будет ложный. Под сентиментальной драмочкой с оборотнями-собачками, с красавчиками вампирами, у которых бриллиантовая на солнце кожа, с милыми и добрыми соседями авторы пытаются реабилитировать нечистую силу, размывая традиционные представления о добре и зле, переписывая мифологию, легшую в основу нашего мировосприятия. Миф о вампирах берёт истоки в ритуальном каннибализме и посредством сложной эволюции стал синонимом ожившего мертвеца, питающегося человеком, лишая последнего жизни. Эстетизация этих чудовищ, начавшаяся примерно в XIX в. усугубилась постмодернизмом, и теперь мы имеем целую субкультуру, приверженцы которой подражают воскресшим против воли Божией мерзостям. Само собой это касается и представленных в фильме оборотней, показанных щенками переростками.
Под благовидными отношениями, авторы произведения представляют в белом свете тварей, синонимом существования которых является «смерть». Вампиры традиционной мифологии – это хитрые чудовища; животные, живущие ради насыщения и не испытывающие к людям симпатий. Выведение их из категорий человеконенавистничества, казалось бы, невозможное лет 100 назад, произошло на нашем веку и к слову, активно происходит в российском кинематографе в отношении классических злодеев как Кощей, Яга, Горыныч и т.д.
Таким образом сага Сумерки является искусным произведением по размытию традиционных представлений о добре и зле, в первую очередь нацеленную на юных девушек. Посредством реабилитации зла человек лишается естественной идеологической опоры, результатом чего будут эксперименты в самых тёмных уголках человеческой жизнедеятельности, ценой собственной человечности. Считаю сагу Сумерки и ей подобные одним из наиболее опасных творений кинематографа, непозволительную для существования даже как развлекательное кино. К просмотру – строго недопустимо.
Мне нравится этот фильм: интересный сюжет, разноплановые герои, красивые актеры, хорошо играют, только актриса, играющая Беллу раздражает с ее постоянным закусыванием губ или приоткрытым ртом, атмосфера книги точно передана - холод и дожди.
На любителя.
А мне понравился фильм. И все его последующие продолжения. Да, про вампиров, оборотней и прочую нечисть. Но это же сказка, здесь можно.
Настолько плохо снят, что даже хорошо
Мне нравится
Хорошие актёрская игра, постановка, кадр. Замечательные для своего времени виды природы. Приятная цветовая гамма пасмурного города. Интересный сюжет.