Чему учит (коротко)
Фильм сочетает в себе фантастику, фэнтези, боевик и приключения. Основной посыл фильма, выдаваемый за восточную мудрость – «необходимо принять в себе и добро, и зло». В этом то и заключается основная ложь и главный обман – на самом деле в восточных философиях, учениях и религиях, включая даосизм, синтоизм и конфуцианство, нет такой идеи как «принять зло в себе». Любая религия учит сопротивляться злу, искоренять зло – и прежде всего в своей душе!
Мнение цензора (подробно)
Принять в себе добро и зло?
«Жанр комикса – самый «кинематографичный»».
(с) Роберт Родригес, кинорежиссёр
Фильм снят на базе комиксов Marvel Comics о супергерое Shang-Chi, созданном писателем Энглхартом и художником Старлином в1973 году. Сам я, разумеется, в жизни не смотрел (или «не читал» – как правильнее?) комиксов, но вполне допускаю, что для малограмотных негров, необразованных людей или неразвитых детей они являются некой заменой детской литературы, в которой «слишкам многа букафф» – этакими историями в стиле «наскальной живописи», вполне подходящей для человекообразных уровня троглодитов (Homo troglodites).
Сценаристы активно пытаются угодить всем, полагаясь на удачу в отношении качества выпускаемых картин. Они так и кричат о том, что студия приветствует и уважает чувства различных народов, гендеров и меньшинств! Поэтому выход «Шан-Чи» выглядит абсолютно логично, ведь его приоритетом является китайский рынок, а вовсе не развитие вселенной.
Фильм сочетает в себе фантастику, фэнтези, боевик и приключения. Здесь есть отсылки к «Гарри Поттеру», мультфильмам «Как приручить дракона», «Кунг-фу Панда», «Райя и последний дракон» и подобным «кассовикам» – Марвел «держит нос по ветру».
В таких фильмах больше всего мне нравится то, что не нужно заранее настраиваться на что-то серьёзное, умное, душевное или поучительное – идя на просмотр, ты готовишься лишь к красивому 3D-аттракциону, в котором нереальность событий и сплошные чудеса сами по себе являются базовой основой для отдыха ума и души.
К тому же мне вообще очень импонирует восточная культура – умение любить и понимать красоту, уважение к возрасту, огромная ценность чести и верности.
Если брать саму картинку – это просто сказочная феерия! Действие происходит в Китае и Макао, где неоновые пейзажи ночного города перекликаются с бескрайними лесами, величественными горами и безмолвными озерами, а также с фантастическими животными, о которых сложено немало древних легенд. Фильм невероятно атмосферный, пронизанный восточной культурой и красотой – подобного я давно не видел в КВМ, разве что «Чёрная пантера». Симпатичные фэнтезийные животные, яркие пейзажи, живой лес с бегающими деревьями, прекрасные города, полные небоскребов, ночной музыки и сверкающих звёзд – каждый кадр выглядит как постер или праздничная открытка!
У создателей получился интересный мир таинственной деревни, тропа к которой открывается раз в несколько лет. В этой деревне обитают лисы со множеством хвостов, лошади с головами драконов и странные зверьки без головы, но с крыльями. Ну и, естественно, здесь есть место драконам, всякой нечисти и злым духам.
В фильме много неожиданных ракурсов и планов, снятых с сумасшедших углов и обзоров – мне в 3D временами казалось, что я сейчас сам свалюсь в пропасть, так что приходилось инстинктивно вцепляться в подлокотники кресла! -)) Короче – это просто визуальная поэзия для глаз, уставших от монитора компьютера!
Понравилось мне и то, что подружка-парковщица Кэти в исполнении Аквафины вовсе не является худющей длинноногой красоткой, а обычная девчонка, вполне себе полненькая, к тому же в её отношениях с Шан-Чи демонстрируется именно верная дружба без каких-либо сексуальных подтекстов и намёков – наверное, это единственный тренд современного западного кинематографа, который я считаю положительным.
И то, что американских китайцев тут действительно играют американские китайцы, а не цветные или негры – тоже неплохо. А Вэньву, который с детства прививал сыну традиционные китайские ценности, исполняет великий китайский актер Тони Люн Чу-Вай, который за свою карьеру переиграл у всех самых важных азиатских режиссеров, но «Легенда десяти колец» для него стал первым опытом съемок в голливудском блокбастере. Играет он очень мощно, и его герой тут самый неоднозначный и сложный – с одной стороны, строгий отец и безутешный вдовец, с другой – обезумевший тиран: эти полутона Люн передает одним своим взглядом, который просто завораживает!
Да и музыкальное сопровождение картины выше всяких похвал – спасибо за атмосферу Востока и за замечательную песню от Андерсона Пака «Fire in the sky» в титрах! Отдельная благодарность за прикол с легендарной «Hotel California» от «Eagles» – во времена моей юности это был наш базовый медленный танец на всех школьных дискачах, под который я перетанцевал со всеми любимыми девчонками! -))
Основное в околокитайском боевике – разумеется, боевые сцены, великолепные в своей хореографии, постановке и режиссуре! За постановку трюков отвечал Брэд Аллан, много лет работавший с Джеки Чаном, так что удивительной театральной красоты поединки в стилистике коммерциализованного у-шу и цигуна просто радуют глаз! Рукопашный бой в автобусе, например, вообще одна из самых динамичных, наполненных адреналином драк в тесном пространстве, которые можно увидеть в фильмах Marvel, а битва на бамбуковых строительных лесах небоскреба явно сделана под влиянием фильмов 80-х с Джеки Чаном, хотя теперь как-то даже странно говорить, что «все трюки актеры выполняют сами».
Кстати, весьма забавно и поучительно, что первую драку в автобусе один из пассажиров тут же начинает снимать и комментировать на смартфон – не сдерживаемое никакой моралью «блогерство на крови» настолько плотно вошло в нашу жизнь и стало ее неотъемлемой частью, что уже вовсю обыгрывается в большом кино, а ведь еще каких-то 10 лет назад такого никто не мог себе и представить!
Конечно, сама по себе история в «Шанг-Чи» не блещет новизной или оригинальностью и даже не претендует на какую-то эпичность, но Креттон старательно копирует основные штампы всех гонконгских фильмов про боевые искусства, начиная с «Касания Дзен» 1971-го года, когда на плечи молодого инфантильного героя вдруг ложится глобальная миссия за кого-то отомстить и кого-то спасти – в итоге картина оказывается банальным американским продуктом, который просто эксплуатирует восточную экзотику на экспорт.
Marvel Studios сильно и бескорыстно любит деньги – и если это приносит прибыль, то и социалистический Китай будет представлен раем земным, но также Marvel полностью подчиняется генеральной линии Демократической партии США на торжество радикального феминизма – и во всех фильмах КВМ миром должны править женщины: в «10 кольцах» это делается настолько неестественно и так напоказ, что вызывает противоположное толерантности чувство! Сначала самый могущественный человек на земле терпит поражение в схватке с деревенской девушкой, затем сестра уделывает брата, а еще одна сельчанка командует всеми суперменами, раздавая приказы направо-налево, да и сами суперспособности жителей деревни связаны с некоей Великой Защитницей, а не Защитником, и т.д. Всё это у «Марвел» настолько постоянно и навязчиво, что рядовой зритель вроде меня давно уже перестал обращать внимание на этот бред – а ведь этого сценаристы и добиваются!
Либеральные рецензенты, как обычно, в полнейшем восторге от голливудской пропаганды – «Фильм держится и на более важных вещах, чем мировое господство…» (расскажите это руководству США), «…это смелость принять себя таким, какой ты есть» (даже если ты лесбиянка, педераст, извращенец или чёрный расист?), «Это фильм о том, что суперным героем становится любой, кто позволяет себе жить, а своему сердцу – гореть!» (тут я не совсем понял – имеются в виду бесконечные и безграничные наслаждения? И почему такая амёба станет вдруг супергероем?), «Глубокий философский подтекст, который автор попытался изложить в каждом эпизоде…» и т.д.
Я полностью согласен с «постгуманистическими» либеральными прозападными холуями в том, что главный посыл фильма, выдаваемый за великую восточную мудрость – «необходимо принять в себе и добро, и зло», «нужно принять себя полностью», «принять себя каким ты есть» и т.д. Эта и есть идеология всех «крутых героев», как нам внушают – оттого и «непобедимых» (кстати, героизм и непобедимость этих супергероев недавно наглядно продемонстрировало их паническое бегство из Афганистана). В этом то и заключается основная ложь и главный обман – на самом деле в восточных философиях, учениях и религиях, включая даосизм, синтоизм и конфуцианство, нет такой идеи как «принять зло в себе». Любая религия учит сопротивляться злу, искоренять зло – и прежде всего в своей душе! То есть перед нами просто причудливо закамуфлированная пропаганда всё той же западной толерантности и бесовщины!
А наставление матери Шан-Чи просто потрясает: «Жизнь так хрупка – берегите её». И это выдаётся за «восточную мудрость»?! Фантастика! Такое откровенное «напёрсточничество» даже умиляет! Пастухи и глашатаи «нового инклюзивного мира» без веры и совести настолько уверены в том, что зрительское стадо не заметит подмены?! А ведь в любой восточной культуре, как и в традиционной христианской, тысячелетиями декларируются ценности, значительно более важные, чем удовольствия и даже сама жизнь – честь, совесть, духовный рост, семья, Бог и Отечество! Кстати, в плане чести, совести и верности служения восточный менталитет ещё более строгий, чем даже православный!
Единственная мысль из проявленных в картине, с которой я полностью согласен, так это идея о том, что месть всегда бесплодна – ненависть рождает лишь ненависть. Об этом говорит и Православие: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Ап. Павел, Посл. к римл. 12:19). Но и тут «меня терзают смутные подозрения», что здесь это подаётся больше как потакание злу и как призыв к отказу от борьбы против захлёстывающего нас скотства!
В общем, Marvel Studios удалось создать свою юго-восточную сказку – с древними легендами, волшебством и национальным колоритом. Рекомендую фильм любителям гонконгско-корейско-китайских боевиков и восточной экзотики.
11 сент. 2021 г., 21:02:06
Великолепные эффекты. Комфортное повествование. Очень красивая хореография. Но фильм не выполняет поставленных сюжетом целей - за это минус балл. Итого "7" (семь).
Технически реализован просто супер
Красивые пейзыжи с не обычными животными.