Чему учит (коротко)
Человеческая жизнь ничего не стоит пока не настал период выживать. А как период настал - все сразу знают, кто лишний, только не я.
Мнение цензора (подробно)
Рецензия содержит спойлеры,
показать рецензию
Спойлер — информация, содержащая сюжетные подробности, ознакомление с которыми разрушает интригу от просмотра фильма.
Фильм повествует нам о космонавтах, решившихся отправиться в далёкие дали, на Марс. Конечно, в такой опасной затеи трудно обойтись без трудностей и внештатных ситуаций. В данном сюжете после прохождения «точки невозврата» экспедиции обнаруживается лишний человек на борту (чернокожий). Оказался он там случайно и навыками для экспедиции не обладает. Кислорода на всех не хватит, стало быть, один лишний.
С этого момента и начинает разворачиваться психологическая драма, с танцами и парадигмальными ценностями. На мой взгляд, здесь показаны типичные ценности парадигмы постмодерна. А именно: отсутствует акцент на ценности человеческой жизни или, ставя вопрос по другому, смысл жизни человека выносится на периферийный план. Хочется опровергнуть, ведь они же боролись за жизнь. Да это так, но это было уже выживание, показанное во второй части фильма, до принятия ключевых решений сотрудников экспедиции по утилизации одного из себе подобных, в первой части сюжета. Это не было борьбой именно за её смысл, за само звание оставаться человеком, признающим священность человеческой жизни выше научных достижений и наград. Это на мой взгляд намёк как раз на расчеловечивание. Учёный, курирующий ботаничекое направление в экспедиции, напрямую говорит обнаруженному "лишнему", что он таковым является, и предлагает ему совершить суицид, давая ему шприц с инъекцией чего-то убивающего со словами: "Не переживай, ты просто уснёшь". Не это ли утрата человеческого лика?
Здесь ещё может быть отсылка и к эвтаназии, которую в некоторых странах активно начинают продвигать. Сам замысел фильма как бы показывает, что главное в жизни человечества - это как бы развитие, научный прогресс, достижение целей, а не усилия которые помогают сохранить в себе вечные гуманистические идеалы человечества. И вообще такие люди как космонавты в нашем сознании всегда воспринимаются как герои, честные, отважные, ответственные, горячо ратующие за человеческую жизнь. Ведь они в космосе одни её представляют и несут как знамя к другим землям. А здесь мало того, что они матерятся, так ещё и душегубы. На этом фоне финальная жертвенность одной из героинь выглядит надуманно. У неё единственной показаны зачатки совести, потому что корить она себя предполагает не за то, что она допускает вариант, по сути, убить человека, а за то, что она не перепробует все варианты исправить ситуацию, что с понятийной точки зрения не одно и то же. И вообще энтузиазм вокруг поиска решения явно низок для подобной ситуации.
Вторым по значимости деструктивным фоном является то, что конечно главные и инициативные персонажи, принимающие решения и берущие ответственность, здесь женщины, суровые и решительные. Джентльмены снова оказались какими-то немощными слабаками, мямлящими что-то в кадре. Технология смены ролей и присущих ей качеств, уже стала обыденной в современном кинематографе, отдавая дать феминистской повестке.
Ещё. Все люди этой миссии кажутся, какими-то атомизированными что ли. Они не объединены какой-то общей целью или идеей, они не ведут каких-то увлечённых разговоров о будущем человечества или космической программы, что в подобном фильме было бы к месту. Они как будто просто выполняют контракт. Тем самым сводя профессию и дело жизни просто к функции.
Вообще есть ещё и другой слой, связанный с движение БЛМ. Потому как не случайно парень, который по сюжету вроде как действительно лишний, является чернокожим. Он сначала сделан жертвой. Тут сразу конфликт, он никак не может быть лишним и жертвой, его надо спасать любой ценой. И состояние священной жертвы переносится на совестливую белую героиню, выгородившую своим поступком гниловатое нутро своих коллег по цеху.
В общем нас намеренно отвлекают от созерцания смысла и сути человечности на психологические игры в «треугольник Карпмана». А спасать в данном случае и бороться за выживание надо любого в контексте ценности человеческой жизни и её смысла. Зачем нужна колония на Марсе, если там будут жить люди с такой совестью, какой в этом смысл?
25 мар. 2022 г., 02:36:19