Фильм погружает зрителя в атмосферу дурдома, пытаясь мягко убедить его в том, что жить в нём не так уж и плохо – здесь каждый может витать в своих иллюзиях и при этом обрести счастье.
Помимо поощрения сумасшествия, в картине много пошлости и скабрезных тем, присутствует пропаганда алкоголя.
Фильм «Амели»: Сумасшедшие тоже имеют право на счастье!
Можно ли сделать так, чтобы сумасшествие стало нормой? В киношном мире эта цель вполне достижима. Для этого надо наполнить пространство фильма идиотами, наделив каждого персонажа той или иной ярко выраженной придурью. Если все вокруг будут вести себя неадекватно, то и сумасшедший главный герой может на их фоне показаться вполне нормальным.
А если придать ему немного харизмы, вызвать у зрителя сочувствие историей трагического детства, да ещё и наделить жаждой творить добро – то в глазах зрителя действия безумца вполне могут вызвать искренний интерес и сочувствие. Эффект восторга от погружения в декорации весёлого дурдома надо обязательно закрепить трогательным хэппи-эндом, и тогда многочисленные кинопремии, пиар в прессе, восторженные отзывы толерантных критиков и наивных обывателей обеспечены.
Но от общих слов перейдём к деталям, а точнее - к мелочам, из которых и состоит фильм. Ведь мелочи часто очень важны для сумасшедших – нередко в их глазах они замещают всю остальную жизнь. Видимо, как раз по этой причине авторы «Амели» считают своим долгом при появлении в кадре каждого нового персонажа истории дать краткую характеристику его личности, рассказав, что «ему нравится» и «не нравится». Выглядит это так:
«Отец Амели не любит: пи́сать рядом с другим мужчиной; когда кто-то презрительно смотрит на его сандалии; когда мокрые трусы липнут к телу. Отец Амели любит: отрывать большие куски обоев; выстраивать обувь в ряд и чистить её; вытряхивать сумку с инструментами и складывать всё на место».
«Мать Амели не любит: когда от горячей воды морщится кожа на руках; когда её касается неприятный человек; когда по утрам на щеке отпечаталась подушка. Мать Амели любит: смотреть по телевизору на костюмы фигуристов; натирать весь день паркет; ходя по нему в войлочных шлёпанцах; вытряхивать сумочку, чистить её и складывать всё на место».
Чувствуете, как тихо шуршит шифер вашей крыши? А ведь мы озвучили здесь описание только двух героев, а в фильме их более пятнадцати, и про каждого раскрываются подобные особенности личности.
Как вы понимаете, в такой семейке девочке Амели было очень непросто. Тем более, что её мать убил своим телом псих, спрыгнувший с крыши собора (девочка в этот момент стояла рядом). А отец поставил Амели ложный диагноз «порок сердца» и всё детство не выпускал из дома, где соорудил миниатюрный мавзолей для хранения праха своей жены.
Конечно, нормальный человек выключил бы весь этот бред уже на 10-й минуте, но у этой истории ведь оценка 8 баллов на КиноПоиске, 8,3 на англоязычном IMDB и такой список наград и положительных отзывов, что ими можно было бы не одну стену обклеить. Поэтому любопытство всё же берёт верх – и мы смотрим кино дальше, ища ответ на гложущий вопрос «за что хвалят этот фильм?»
В общем, девочка выросла нелюдимой, с придурью, но симпатичной. У неё нестандартный взгляд на мир, она часто погружается в свои фантазии и любит задавать глупые вопросы из серии: «сколько семейных пар в данную секунду испытывают оргазм?» (тема секса в фильме постоянно фигурирует в том или ином скабрезном виде)
«У Амели есть свои мелкие радости: запустить ладонь в мешок с фасолью, сломать чайной ложкой сахарную корочку, пускать блинчики по воде», — рассказывает нежный закадровый голос.
Но несмотря на странности Амели, из всех героев фильма она - наиболее адекватная... Представьте себе дурдом с множеством психов, и выберите среди них самого лучшего – милого, дружелюбного, наивного – это и будет повзрослевшая Амели.
По ходу развития сюжета у главной героини просыпается тяга творить добро и помогать окружающим. Но делает она это так, как и положено душевнобольному человеку:
• С мавзолея погибшей матери Амели крадёт гнома - любимую игрушку отца – и отправляет его в «путешествие». Точнее присылает своему отцу фотографии этого гнома на фоне разных достопримечательностей мира. Так она стимулирует своего папеньку выйти, наконец, из домашнего заточения и куда-нибудь съездить. Вопреки абсурдности ситуации её «гениальный» план увенчается успехом.
• Своей соседке по подъезду, которая страдает по умершему 40 лет назад мужу, Амели пишет письмо «с того света», в котором от лица её избранника рассказывает, что перед смертью он бросил свою любовницу и мечтал только о жене. Та льёт слёзы счастья.
• Свою коллегу по работе Амели сводит со сбрендившим на почве ревности завсегдатаем их кафетерия, устраивая им неожиданное романтичное свидание в туалете – где у них сразу всё случается, да так удачно, что стаканы на полках бара начинают ритмично подпрыгивать, озаряя светом радости лицо главной героини.
• Особое внимание Амели уделяет странному парню по имени Нино, который работает продавцом в сексшопе и скелетом в комнате ужасов. Амели помогает разгадать ему «тайну лысого мужика», который регулярно делает селфи в фотокабинке, после чего рвёт свои автопортреты (не забывайте, что вы в дурдоме…). За это Нино проникается к героини высокими чувствами, и зритель может вдохновиться его романтическими грёзами на фоне декораций сексшопа и их первым свиданием в комнате ужасов.
Извините, что я здесь спойлерю – но вы же не собираетесь смотреть этот фильм? Вы же не сумасшедшие?
Продолжим… Ох уж эта история любви двух психов! Им предстоит окончательно погрузиться в дебри своих иллюзий, чтобы, наконец, найти друг друга и порадовать зрителя хэппи-эндом. Они превращают каждую совместную встречу в настоящее детективное расследование с загадками, приключениями и неожиданными развязками. И в этой сюжетной линии их абсурдное поведение выглядит даже в чём-то мило и естественно. «Ведь они влюблённые, им и положено быть такими» - думает наивный зритель, не понимая, что это просто способ приблизить его к этой компашке фриков, залить его мозги сладкой патокой, чтобы они окончательно отключились.
В результате к финалу истории всё это сумасшествие, происходившее на экране на протяжении двух часов, в глазах аудитории получает оправдание и даже ореол чего-то трогательного и душевного. Только почитайте отрывки из этих восторженных рецензий профессиональных «акул пера», тонко расхваливающих картину:
• Журнал «Time Out»: «Романтическая сказка о юной парижанке Амели. Звездная роль Одри Тоту. Трогательная история странноватой, но очень симпатичной девушки».
• Издание «Искусство кино»: «Мир «Амели», конечно, стерилен. Но взгляд режиссера в этом фильме по-настоящему боговдохновлен, то есть полностью лишен муры, которой засорены глаза тех, кому попал осколок зеркала троллей».
• Сайт «Афиша»: «Амели» настолько отвечает всем самым насущным ожиданиям 2001 года, что это могло бы даже раздражать. Не будь этот фильм настолько позитивным и гуманным, что ни с какой современной киномодой с ее танцующими в темноте пианистками не вяжется напрочь».
Что тут скажешь – критики под стать содержанию фильма. Глянцевый мир сумасшедших им очень по нраву. Они называют его «боговдохновленным», а всех, кто против, – сразу записывают в ряды «троллей».
Не будем присоединяться к армии нетолерантных «троллей» и согласимся с профессионалами, тоже высказав свою похвалу этому фильму. Картина «Амели» отлично подойдёт для показа постояльцам дома умалишённых – она погрузит их в столь знакомую им атмосферу истерии и невроза, в очередной раз убедит в том, что они-то как раз «нормальные», и даст веру в то, что каждый имеет право на счастье. А самое главное - в увлекательной форме донесёт вполне чёткий посыл: «Совсем не обязательно жить в реальности, можно погрузиться в мир своих грёз и управлять им как заблагорассудится. В этом мире нет причинно-следственных связей, а каждый идиотский поступок приводит именно к тому, чего ты желаешь». После просмотра такого фильма эмоциональная атмосфера в дурдоме обязательно улучшится, правда, процесс выздоровления пациентов, скорее всего, будет полностью сорван. Но, быть может, врачи не правы, и пациентов психбольницы надо не лечить, а просто делать их счастливыми?
P.S. Только ни в коем случае не пробуйте критиковать эту картину в среде сумасшедших – вас засмеют, вам скажут, что вы ненормальный, а фильм хороший, вас ткнут носом в армию фанатов фильма на КиноПоиске и заставят ответить на вопрос «они все что ли, по-вашему мнению, идиоты?», а в конце вас обвинят в том, что вы вообще не эксперт в области кино, а потому и ваше мнение никчёмно.
Но как говорил ведущий документального фильма про технологии манипуляций «Я и другие»: «всегда, что бы ни случилось, помните: одна пирамидка чёрная, а другая - белая».
https://www.youtube.com/watch?v=uKJh8e4KZuM
Фильм погружает зрителя в атмосферу дурдома, пытаясь мягко убедить его в том, что жить в нём не так уж и плохо – здесь каждый может витать в своих иллюзиях и при этом обрести счастье. Помимо поощрения сумасшествия, в картине много пошлости и скабрезных тем, присутствует пропаганда алкоголя. Подробнее в рецензии.