Чему учит (коротко)
Учит, что человек бессилен перед нечистой силой, что идёт в разрез с традиционными воззрениями на общение с духовным миром.
Мнение цензора (подробно)
Главное отметим что фильм строго не для семейного просмотра. Возрастной пропуск должен быть 18+.
Хорошие фильмы про ведьм выходят редко, последнее что меня поразило был «Ведьма», 2015 г. Считаю, что главная проблема большинства представителей мистических триллеров в их отрыве от традиционной религиозно-культурной традиции зрителя, что даже не разбирающегося человека приводит к ощущению глупости в увиденном. «Суспирия» поразил меня своим таинственным духом, ужасом, таящимся в скрытых комнатах и интересной картинкой, напоминающей немецкие фильмы времён 60-х годов. Просмотрев его, я тут же ознакомился с его предшественником 1977 г., посчитав что лучшие черты были взяты из него, но оказалось, что фильм совершенно аутентичен и схож, пожалуй, лишь местом событий. Режиссёр открытый гомосексуалист.
Из добродетелей я выделю только честность и жертвенность доктора Йозефа Клемперера, в остальном все герои те ещё молодцы.
Главной проблемой для меня стал вопрос мотивации главных героев, как результат тяжело писать о поставленной автором задаче и её выполнении, таким образом отвлечёмся на вторичное. Так, например, интересно смотреть за бытом ведьм. Их быт совершенно не похож на сказочный в «Гарри Поттер», допустим две ведьмы могут сидеть на софе, курить, почитывать газетку, а параллельно обсуждать голосование за предводительницу ковена. На этом стоит заострить внимание потому что мифическое сознание, ожидание чуда, предрассудки часто препятствуют людям и в их религиозной жизни, подводя её на границу к прелести. Фильм же показывает, что ведьмы совершенно не обязательны должны выглядеть и вести себя как ведьмы сутками напролёт.
Ведьмы показаны как женщины желающие власти. Одним взглядом или движением они очаровывают, лишают сознания, насылают сны, наносят физические травмы. Большую часть фильма мы пытаемся разглядеть тайну этого дома ведьм. Задумка ведьм становится ясной на половине фильма, она даже банальная т.к. является больной темой для большинства женщин и её можно даже попробовать угадать.
Интересен взгляд автора на язык тела, в контексте балетного танца, как разновидности общения с духовным миром. В фильме звучит: «Движение не бывает немым - это язык», движения складываются в слова, молитву… заклинания. Не знаю было ли подобное ранее, но это потрясающее открытие для такого кино. Дело в том, что через эту мысль всякое движение женщин в этом фильме обретает смысл. То, что раньше мы называли исступлением, вдруг становится обдуманным, парящим движением камлающих шаманов. Подобный подход напрямую отсылает нас к модной со времён битлов йоге. Йога неразрывно связана с религиозным культом, будь она просто физкультурой или атлетикой, то и называлась бы она соответственно, но в йоге движение имеет ритуальный характер, в йоге человек связывается с духовным миром, со стороны которого может прийти ответ, при чём не обязательно нам приятный.
Огорчён что в фильме ведьмам никто не может сопротивляться. Несмотря на то что мы встречаем изображения креста (напр. в Полицейском участке), что нам показывают таинство миропомазания - это никоим образом не относится к действующим лицам. Люди в фильме, даже верящие что имеют дело с ведьмами, никоим образом не обращаются к Богу. Таким образом складывается впечатление о бессилии людей перед нечистой силой, что конечно не правда, вспомним хотя-бы «Вий» Н.В. Гоголя. В этом плане фильм не полноценен.
12 апр. 2019 г., 21:38:55
Захватывающий мистический триллер. Вероятно претендент на качество культового.