Фильм в обёртке криминальной драмы рассказывает зрителю ту самую притчу о двух волках – белом и чёрном, которые ведут вечную борьбу внутри каждого из нас. Как мы все знаем, побеждает в ней тот «волк», которого больше кормит сам человек. Однако, несмотря на такой достаточно полезный в воспитательном плане урок назвать картину положительной сложно. Причина в том, что фильм, с одной стороны сделан очень сумбурно, а с другой стороны – очень грязно.
Фильм «Револьвер»: Притча о двух волках под соусом криминальной романтики
«Револьвер» - один из самых известных фильмов режиссёра Гая Ричи. Но не многие знают, что продюсером и сценаристом картины выступил Люк Бессон, и, по всей видимости, философская составляющая произведения, о которой пойдёт речь в рецензии, в большей степени принадлежит здесь именно Люку Бессону. А внешняя составляющая – то есть оболочка этой философии – скорее всего, дело рук самого Гая Ричи.
По стилю фильм представляет собой классическую криминальную драму с множеством убийств, глупых понтов, наркотиков, пошлости и чёрного юмора. Однако в отличие от других произведений режиссёра, всё вышеперечисленное здесь служит скорее фоном или обёрткой, в которую завёрнута достаточно глубокая идея на тему противостояния своему эгоистическому началу, которое есть в каждом человеке.
Главный герой Джейк Грин выходит из тюрьмы, где он провёл 7 лет в одиночной камере по ложному обвинению. Все эти 7 лет он изучал технологии «разводок», для чего практиковался в шахматах, математике, психологии и других науках, необходимых тому, кто хочет всегда выигрывать в любом конфликте и легко зарабатывать деньги. Его наставниками были два рецидивиста из соседних камер. Они передали ему формулу успешной манипуляции, суть которой сводится к умению мягко затянуть соперника в опасную игру, скармливая ему «небольшие кусочки», чтобы он утратил бдительность и перестал адекватно оценивать ситуацию.
Выйдя на свободу, Грин начинает применять полученные навыки. Прежде всего, он мстит тем, кто его подставил и убил жену его брата, шантажируя главного героя, когда тот был под следствием. Параллельно Джейк обеспечивает себе безбедную жизнь, разными обманными схемами присваивая криминальные деньги. Он искренне верит, что его главный мотив – это восстановление справедливости и праведная месть обидчикам. Так как его обидчики, главным из которых является хозяин казино Дороти Мак, больше всего любят деньги, то он стремится лишить их всего состояния и унизить.
Но в какой-то момент на горизонте событий появляются двое незнакомцев – Зак и Ави, которые втягивают Грина в свою игру. В этой игре они заставляют его постепенно раздать все «заработанные» после выхода из тюрьмы деньги и стимулируют задуматься о том, кто его истинный враг и каковы истинные мотивы его поведения. Также в сюжете фильма возникает некий персонаж по имени Мистер Голд, которого все боятся, но которого никто и никогда не видел. Он безальтернативно правит криминальным миром, и никто не смеет ему перечить - даже Мак пресмыкается перед Голдом. У Голда есть свой «священнослужитель» — это миссис Уолкер. Её появлению сопутствуют христианские атрибуты (в основном католические), и она вызывает у окружающих благоговейный ужас.
Единственные, кто не боится Голда, те двое незнакомцев – в чьих руках сейчас находится жизнь Грина.
Всё больше увязая в криминальных разборках, Грин начинает понимать мотивы людей – участников всей этой истории. Большинство из них объединяет одна и та же сторона – они все являются рабами своей алчности и горделивости. Деньги служат главным мотивом всех их поступков, а их жизни наполнены страхами.
Заглянув в себя и попытавшись понять природу своих страхов, Грин осознаёт, что и он такой же раб условного «Мистера Голда» (то есть, раб денег). Голд живёт в голове каждого, в том числе и Грина, и стремится подменить собой личность человека, навязав ему свои желания. «Его лучшая разводка заключается в том, что он заставил тебя поверить, что он – это ты» - эта мысль несколько раз повторяется в ключевые моменты фильма.
В какой-то момент Грин осознаёт, что два незнакомца, которые им управляют – являются теми «рецидивистами», с которыми он сидел в тюрьме. В некотором смысле даже складывается впечатление, что они не реальные люди, а часть личности самого Грина (потому что во многих сценах на Зака и Ави персонажи фильма вообще не обращают внимания или не замечают их, как будто их нет), которая борется с Мистером Голдом и помогает ему стать Человеком, а не быть рабом своего эгоистического начала.
Таким образом, фильм в форме криминальной драмы рассказывает зрителю ту самую притчу о двух волках – белом и чёрном, которые ведут вечную борьбу внутри каждого из нас. Как мы все знаем, побеждает в ней тот «волк», которого больше кормит сам человек своими мыслями и поступками. Картина продвигает мысль, что жить без страха можно только отказавшись от своего эго (в контексте фильма под отказом от эго подразумевается отказ от алчности, гордаыни и эгоизма).
В конце фильма мистер Грин побеждает своё эгоистичное начало – своего настоящего и самого главного врага. Он больше не стремится мстить, убивать и обогащаться. Его бывший главный внешний «враг» Дороти Мака наоборот полностью оказывается во власти «Голда» и в конечном счёте сходит с ума и кончает жизнь самоубийством.
Однако, несмотря на такой достаточно полезный в воспитательном плане урок, составляющий ключевую концепцию фильма, назвать картину однозначно положительной сложно. Причина в том, что фильм, с одной стороны сделан очень сумбурно (из-за чего положительную мораль извлечёт лишь какой-то небольшой процент вдумчивого зрителя), а с другой стороны – очень грязно. Грань между добрыми и злыми персонажами в фильме размытая, так как и те и другие большую часть истории действуют примерно одними и теми же методами. Зрителя почти два часа заливают потоками насилия, садизма, пошлости и глупых понтов, а потом показывают, что так жить нельзя и неправильно.
Но проблема в том, что мы почти весь фильм во всех подробностях наблюдали за всей низменной составляющей общества, а момент просветления занимает всего несколько минут, и отпечатывается в сознании зрителя гораздо слабее чем всё то, что было до этого. То есть, в фильме слишком много чернухи и криминальной романтики, и негативный эффект этой фоновой составляющей на большинство обычных зрителей, будет более разрушительным, чем заложенная в картину позитивная мораль.
Можно ли было бы сделать по-другому? Думаю, можно – не смаковать сцены насилия и тем более садизма (как минимум не визуализировать их, снизить их количество), убрать голых похотливых баб (эротичность вполне можно передать без обнажёнки), уменьшить количество гонора у персонажей, сделав их более жизненными. А вот исправление главного героя надо было показать более полно - не только то, что он стал неким "просветлённым, вышедшим из сансары", но и то, как он занялся каким-то полезным делом, изменил свой образ жизни и так далее.
Кроме того и введённая в рамки фильма концепция «мистера Голда», как властелина мира денег, не способствует исправлению ситуации в глобальных масштабах. Конечно, позитивная мораль в стиле «работой над собой», «не будь жадным» - на индивидуальном уровне это хорошо, но ведь и мировую финансовую систему, которая сегодня в руках не мифических, а вполне реальных «мистеров Голдов», надо менять. А картина в этом плане формирует впечатление, что эта самая финансовая система безальтернативно такова, и ты лишь можешь сам не быть рабом этой системы, а как её изменить – об этом ни слова. Мир денег показан как система зла, хотя деньги - это ведь просто инструмент, который в иной системе мог бы работать на иные цели.
Итого, при голосовании на сайте КиноЦензор в ответе на вопрос «Чему учит» из положительных качеств отметил «совестливость», «ответственность» и «волю». Из отрицательных – «лживость», «распущенность» и «агрессивность». Такие важные понятия как «доброта/эгоизм» и «мудрость/глупость» - оставил без выбора, так как, на мой взгляд, по этим направлениям в избытке и того, и другого.
Фильм в обёртке криминальной драмы рассказывает зрителю ту самую притчу о двух волках – белом и чёрном, которые ведут вечную борьбу внутри каждого из нас. Как мы все знаем, побеждает в ней тот «волк», которого больше кормит сам человек. Однако, несмотря на такой достаточно полезный в воспитательном плане урок назвать картину положительной сложно. Причина в том, что фильм, с одной стороны сделан очень сумбурно, а с другой стороны – очень грязно.
Фильм умнее, чем может показаться из трейлеров и описаний) + эффектный, скучать не придётся