Чему учит (коротко)
В фильме множество заувалированных примеров деструктивной жизни. Главные герои очень симпатичны, но при этом ведут жизнь извращенцев.
Мнение цензора (подробно)
Рецензия содержит спойлеры,
показать рецензию
Спойлер — информация, содержащая сюжетные подробности, ознакомление с которыми разрушает интригу от просмотра фильма.
Не пропускаю ни одного творения дель Торо и ждал с упоением, когда посмотрю этот новый фильм. Долго был в раздумьях после увиденного, потому что по содержанию он идёт в разрез со всеми его предыдущими фильмами, что особенно заметно на его следующей картине «Тихоокеанский рубеж 2» - замечательном семейным кино. Так и хочется всё свалить на некую Ванессу Тейлор, сосценариста фильма, имеющую известность в частности и за известный аморальный «Игра престолов». Но всё по порядку.
У господина дель Торо, начиная с картины «Хребет дьявола», появляется идея, проходящая через большинство его фильмов - тема уродов (словами почившего Александра Балабанова). В его фильмах люди, привлекательны и харизматичны, а на их фоне есть монстры (или призраки) которые по началу пугают зрителя, но в итоге автор показывает, что быть внешне отталкивающим (допустим маргиналом как в фильме «Мама») не всегда значит быть чудовищем. Аналогично и в «Форме воды». Главные действующие лица: инвалид, гомосексуалист, монстр-амфибия и садист. Соответственно монстр-амфибия по фильму должен быть человечнее всех прочих персонажей. Но тут и самое страшное. Оказывается, что в фильме все чудовища.
Образы главных действующих лиц:
Элайза - в начале фильма рукоблудит в ванной по секундомеру. После середины фильма занимается коитусом с монстром-амфибией. В конце фильма сама раскрывает жабры и уплывает;
Джайлс - пожилой гомосексуалист. Предлагает молодому официанту семейной забегаловки «узнать поближе» друг друга;
Полковник Ричард - антагонист. Белый мужчина, семьянин, трудоголик, а также садист и прелюбодей;
Монстр-амфибия - существо с сильной эмпатией, способен залечивать серьёзные раны. Эмоционально уязвим. Агрессивен по необходимости. Считает кошек за деликатес.
Второстепенные лица:
Далила - автор одним именем объяснил всю её трагедию. Как библейская Далила обрезала волосы Самсону, так и она посадила мужа своего на диван, она любила только его тело и ухаживания, а когда всё прошло, оказалось, что к большему она не способна.
Доктор Роберт/Дмитрий - советский шпион. Идеалист. В итоге предаёт и своих и чужих.
Темы поднятые в фильме:
Любовь и семья - опошлены рукоблудием и половой связью до брака. Элайза занимается коитусом с животным. Ричард, вступая с женой в законную связь, тем не менее затыкает ей рот и представляет другую женщину, в семье отрешён, жена не отличается умом. Чернокожая семья бездетна, муж тряпка. Далила говорит, что «в семье со временем без лжи не проживёшь».
Гомосексуализм - в сцене где Джайлс получает отпор от молодого официанта, сразу следует следующая, где официант выгоняет молодую чернокожую пару, заявляя, что им не место в этом заведении. Этим убивают двух зайцев: очерняют образ гетеросексуального молодого мужчины, давшего отпор извращенцу; очевидное уравнивание гомосексуализма и дискриминации по расовому признаку. Джайлс не может восстановиться на работе, можно предположить, что из-за «гомофоба» начальника.
Холодная война м/у США и СССР - первая встреча Дмитрия с советскими разведчиками происходит в русском ресторане. Разведчики больше похожи на дебоширов и убийц, чем на того же Дмитрия. В течении фильма не проявили ни смекалки, ни какой-либо другой положительной черты. Складывается впечатление что всегда должен быть некий враг, который только и желает что-либо испортить (см. современную мировую политику и образ России в ней).
Таким образом в фильме некому симпатизировать и нет целей за которые бы стоило бороться. Несмотря на то что фильм замечательно снят, буквально произведение искусства, на смысловом уровне нам показали ад. Вкрадывается мысль о «изящной» пропаганде деструктивных смыслов: гомосексуализм, блуд, зоофилия, рукоблудие, прелюбодеяние, пустота традиционной семейной жизни (на примере Ричарда и Далилы).
По сравнению с предыдущими фильмами Гильермо дель Торо, это совершенно безнравственная, пошлая картина пропагандирующая распространённые в современных странах Запада извращённые «ценности». Учитывая отсутствие положительных образов; учитывая, что фильм не даёт примеров выхода из порочного круга, следует констатировать что фильм снят исключительно как пример для подражания деструктивной жизни. Часть сюжетных линий (например, советских разведчиков и гомосексуализм) можно было бы без потерь не вписывать в сценарий, т.к. они не несут важной смысловой нагрузки - фильм искусственно затянут.
12 апр. 2019 г., 18:34:44
Рукоблудие в ванной. Постельная сцена в спальне и сцена половой связи с "ихтиандром".
Я бы не сказала, что там "подчёркнуто неприкрытая детализация"