Коротко
Всего три дня жизни одного класса обычной школы изменят главных героев этого фильма до неузнаваемости. В чём такая огромная привлекательность этого настоящего Человечного кинофильма? Я попытался разобраться, и нашёл чем этот ШЕДЕВР так цепляет души зрителей.
Подробно
Фильм начинается с приятной музыки и вида нового, ещё строящегося района. Камера идёт по кругу и останавливается на фасаде школы, будто источник чудесной музыки-школа.
Четверг. Первым человеком в фильме показывают Илью Семёновича Мельникова, который только что пришёл в школу. Хоть его уроки начинаются позже, он пришёл к первому уроку будто на работе лучше, чем дома. Случайные ученики с ним уважительно здороваются по имени и отчеству, а не просто "здрасте".
Эту идиллию прерывает хаос в классе вызванный вороной (это одновременно отсылка к тем воронам, которых обычно считают и к белой вороне, какой является Наталья для других учителей в школе), но ловит её не ученики, а начинающая учительница Наталья Сергеевна. Наталья Сергеевна полна любви к школе, к своему предмету, к ученикам класса, да и ученики её уже любят несмотря на то, что ещё недостаточно глубоко её успели узнать, но всё ещё впереди. Ей бы успокоить сначала класс, и начать урок невзирая на всех "ворон», а она словно ребёнок лезет за птицей на поставленный на подоконнике стул в каблуках нарушая все нормы безопасности. При этом ворона, сорвавшая урок, спасает от неминуемой двойки старосту-лучшую ученицу класса.
Прерывает это безобразие только Илья Сергеевич, чей безмолвный приход тут же успокаивает класс. Ученики замолкают встают из-за парт, что означает безоговорочное уважение к учителю, но не любовь. «Холодно»-говорит Мельников, что противоречит накалу эмоций, только что творившемуся в классе. Холодно в смысле отсутствия тепла учебного процесса, Наталья скорей расхолаживает класс, чем настраивает на учёбу. Внезапно осознав свою ошибку, учительница осела на стул, стоящий на подоконнике, оживил её только вопрос: «А правда вы у него учились?». Этот первый урок адресован начинающим учителям, вывод которому даёт Илья Семёнович на лестнице-нужно продолжать учебный процесс несмотря ни на что, никакие "вороны" не должны ему помешать, ведь обучение не останавливалось даже после бомбёжек в разрушенных классах во время ВОВ. Догнав Мельникова на лестнице, она просит о помощи с надрывом в голосе и смотря на него влюблённым взглядом снизу вверх, но он «Никогда не ловил ворон».
Этот диалог очень хорошо показывает разницу в подходе двух педагогов: вчерашней школьницы и учителя с опытом. Наташа живёт любовью: любовью к ребятам, к живой природе, к своему бывшему учителю. Илья Семёнович живёт рассудком, принципами, осознанием, что багаж его опыта и знаний поднимает его на более высокую ступень по сравнению с его учениками. И это же чувство превосходства он проявляет по отношению к Наталье Сергеевне, фактически оскорбляя её и её чувства к нему — это его первая ошибка.
Он, конечно, резковато поставил на место молодую ученицу, а нужно было преподать ей урок, чтобы она остыла-создала дистанцию, перенаправила свою любовь к ученикам в любовь к учебному процессу. Мельников не прав! Любовь не может быть зла, но страсть, одержимость, влюблённость под маской любви-может. Эта ошибка явилась причиной ошибки в следующей сцене. Наталья Сергеевна вернулась в класс совершенно другая, строго разговаривала исключительно на инглише выставив его как защиту утерянного настроения. Выбросив живую ворону прямо в тряпке, она подвергла опасности живое существо. Рита Черкасова очень точно определяет ворону, как жертву, принесённую Илье Семеновичу, что окончательно добило Наталью. Ведь на какие жертвы она пошла ради того, чтобы попасть в ту же школу, где преподаёт Мельников? А он только что отбросил её от себя, как она выбросила ворону в окно. В запале она выгоняет из класса Риту за правду и Костю, напоследок обронившему: "Так вы останетесь совсем одна». Прозвучавший звонок оставляет её совсем одну, и она опустошённая срывается в слёзы. Кадр с уборщицей даёт ей чёткое определение.
Конец рабочего дня. Вновь играет приятная музыка, которая наполняет всю школу до нижнего этажа, где её слышно даже уборщице. Слышит эту "мелодию" и строгая завуч Светлана Михайловна. Под влиянием этой мелодии она, почти поставив двойку за сочинение, в последний момент исправляет её на тройку. Придя в актовый зал, она ещё немного насладилась мелодией, но разрушила идиллию Ильи Семёновича включив свет. Она довольно одинокий человек. Похоже, у неё нет ни семьи, ни детей. Все свои силы она отдаёт школе. Но мы видим, что это и ограниченный человек. Вся жизнь её и речи построены на штампах, взятых из передовиц газет. Костюм-типичный для учителя 60-х - 70-х годов, который она носит как униформу. Шиньон-тоже типичный для школы. "Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе своего предмета. Надо брать шире. И тогда личная жизнь многих могла бы быть богаче".
Но сама Светлана Михайловна ограничивает свою жизнь и работу рамками школьной программы. Не знакома с музыкой Грига. Не знает даже стихов Баратынского "Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов". Но Мельников, хотя и историк, знает "второстепенных поэтов", играет на рояле, поёт. И хороший историк. Как мы увидим позже, читающий литературу за рамками школьной программы. Но здесь и скрыта его гордыня. В этой сцене вскрывается его высокомерие. Теперь уже плохо скрытое презрение к ограниченной недалёкой учительнице, 20 лет отдавшей школе, но так и не обогатившей своих знаний, данных ей в институте. И его раздражение она чувствует. "Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм». Светлана попыталась настроить его на свой лад песней. Мельников нехотя попытался подобрать ноты к песне Светланы, но вышло явно не очень-он умеет настраивать, но не умеет подстраиваться.
«Ничего ей не будет, её простят. И дирекция вы в первую очередь. Она же девочка» (в смысле девственница). Затем производит мини ритуал «шаманизма», стреляет сигарету у только что покурившего Мельникова, чтобы окончательно настроится на эмоциональное состояние Мельникова. Всё это ради ответа на вопрос-"почему вы так изменились"? Мельников ответил стихом:
Не властны мы самим в самих себе,
И в молодые наши лета
Даём поспешные обеты,
Смешные может быть всевидящей судьбе
Возможно, стих проявился в его сознании из интуиции, потому что он тут же погрузился в думу, отвечая на логичные вопросы Светланы Михайловны не впопад, будто она только что вошла в зал. Сейчас он был не с ней, а применил стих к Наталье, и понял, почему она выбрала именно этот путь, и эту школу. Светлана явно не равнодушна к Илье, что явно из её укола - "вас наверное мама заждалась", в надежде продолжить разговор. Её поза разочарования в конце этой сцены тому доказательство.
Встреча со своим бывшим учеником Борей Рудницким, лучшим в классе, вначале поднимает настроение Илье Семёновичу. Ведь у такого молодого человека уже машина с личным водителем, что по тем временам что-то запредельное. Рудницкий имея начальный опыт применения своих знаний, уже в состоянии оценить нереализованный потенциал (КПД) Мельникова, попутно включая попсовую мелодию на радио. Такой уровень достатка в СССР мог позволить себе только управленец высшего звена. Боря как никто понимает, что Илья Семёнович управленец на несколько порядков выше него. Он сначала неохотно делится своей личной жизнью с Мельниковым, но при этом они обсуждают Наташу, не называя её имени."...есть свои трудности, у кого их нет" отвечает Мельников на вопрос Рудникова: "Как она, справляется?". "Да, трудности она обожает, даже создаёт их искусственно" - правильно, ведь отучиться в педе 6 лет ради работы в школе с Мельниковым, бросить молодого талантливого управленца на взлёте его карьеры с предсказуемо безоблачным будущим прямо в Загсе, значит пойти на перекор судьбе о которой мечтали девушки в "Москва слезам не верит". "Себе-то ладно, она создаёт их другим" продолжает Борис, что заставило задуматься Илью Семёновича.
Борис вместо того, чтобы по-мужски решить все «трудности» любимой девушки, жалуется на свои, пусть и созданные ей. Цитата из песни "...если уходит невеста, то не известно кому повезло", окончательно всё прояснило Мельникову. Его любимый ученик, в которого он многое вложил стал циником, вместо того чтобы разобраться в метаниях девушки, в которую был влюблён. Если бы он любил Наташу, то она бы не сбежала в самую ответственную минуту, а если бы и сбежала он всё равно бы не отпустил её от себя. А тут он сконцентрировал всё внимание на «трудностях», совсем не интересуясь её успехами, что и разочаровало Илью Семёновича окончательно. "Может я не прав?" спросил он совета у наставника, но Мельников не стал его переубеждать - "прав, Боря прав" и давать полезный совет, Боря его не достоин. Правду он сказал только на нейтральной территории, под проливным дождём - "А прав ты Боря в том, что мой КПД мог быть намного выше». Так он высказал претензию самому себе. Пора улучшить качество обучения (управления учебным процессом), чтобы его лучшие ученики не превращались в бездушных карьеристов.
... с продолжением можно ознакомиться тут:
https://vk.com/@belobrov_sky-dozhivem-do-ponedelnika
Заключительный вывод о фильме:
Главная идея фильма состоит в том, что Счастье может быть только коллективным, никакого личного счастья не бывает. Также фильм раскрывает наилучший способ Человечного метода обучения, когда учитель учится и у учеников, как не застояться в своём знании, как превосходить самого себя каждый день, каждый учебный год, таким личным примером обучать своих учеников, за будущее которых он несёт полную ответственность.
В таком методе обучения процент брака если не будет изжит, то будет сведён к малозначительному минимуму. Если посмотреть на этот ШЕДЕВР Советского кинематографа с позиции управленца, то в нём прекрасно показано как потерять управление обществом, и посредством чего это управление не только вернуть, но и на порядок качественно улучшить, и тем самым увеличить КПД общества на пользу каждого человека.