Оценка |
Оценка зрительских
Общая оценка зрелищности фильма, сюжета, игры актёров, работы операторов и сценаристов,
музыкального оформления.
|
Сцены с алкоголем,
«Есть» - если употребление алкоголя, табака и других наркотиков показаны в качестве нормы или в
положительном контексте. «Нет» - если сцены с употреблением наркотических средств отсутствуют
или носят отрицательный характер.
|
Наличие эротических
«Есть» - если в фильме присутствуют кадры эротического характера, интимная близость героев
демонстрируется в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.
|
Пошлый юмор или
«Есть» - если присутствует вульгарный и пошлый юмор, в диалогах героев затрагиваются
непристойные темы, отсылающие зрителей к реакциям сексуального типа.
|
Уровень сцен насилия и жестокостиПри выставлении оценки учитывайте, для какой возрастной аудитории предназначена эта картина. |
Рецензии к фильму «Доживем до понедельника» (3)Рецензии (3) |
Фильм говорит нам, что в любой ситуации нужно не рубить с горяча, а дожить до понедельника (и там всё образуется). А также напоминает, как богат и красив русский язык.
Когда включаешь это кино, сразу попадаешь в атмосферу советского времени, "чёрно-белого", если угодно. В то время, когда люди разговаривают на культурном языке, где общество не заполонили глупость и пошлость, когда трава зелёная, а небо голубое, а "чёрно-белое" время потому, что чёрное и белое были ясно разделены и люди стремились к светлому варианту.
Забегая вперёд, сразу и не скажешь, о чём именно фильм. Да наверно и не нужн. В картине представлен фрагмент жизни 9"Б" класса одной из школ, а так же трёх их учителей, длиной в 3 дня: четверг, пятница суббота.
Даже как-то непривычно писать рецензию на фильм, - обычно пишешь "этот плохой, а тот хороший; тут такой посыл, тут такой..." А здесь кино дробить на плохих и хороших, даже на отдельных людей, как-то неловко - уж больно целостной получилась картина, не о каком-то человеке или случае, а о чём-то большем.
В отличае от современных кино-поделок, в этом фильме о школе самому учебному процессу уделяется львиная доля времени. Наверно, главенствующая тема в картине именно образование или педагогика. Именно сам этот процесс раскрыт очень наглядно.
В кабинетах много портретов людей науки, висят плакаты с цитатами, на которых делается определённый акцент, по типу:
"Кто не видит вещим оком
Глуби трёх тысячилетий,
Тот в невежестве глубоком
День за днём живёт на свете."
На уроке литературы дети ещё пишут сочинения, и взгляните на предложенные темы:
- образ Катерины в драме Островского "Гроза";
- Базаров и Рахманов;
- моё представление о счастье.
А в одном из них одна ученица написала (на третью тему), что любая девочка хочет любви. А именно она хотела бы встретить молодого человека, порядочного, который любит детей, и что она хочет, чтобы их было четыре: два мальчика и две девочки. Отметила, что не написала о труде, но заметила при этом, что и матерью быть это тоже труд.
(Здесь сразу вспомнилась другая чудесная картина того времени - "Однажды двадцать ле спустя" про мать-героиню, словно это продолжение про эту девочку).
Своё сочинение она прочла вслух, несмотря на то, что учительница возразила против её текста, потому что даже это считалось слишком, и тем более читать вслух при мальчиках. Но несколько позже, в учительской при диалоге с коллегой учительница сказала чуть-иначе: "Эта в принципе права, только не её ума это дело." То есть признаёт глубину мысли, как и преждевременность по возрасту.
А одноклассник этой девочки на эту же тему написал более короткое сочинение, но не менее ёмкое:
"Счастье - это, когда тебя понимают." И всё.
А как учительница сделала замечание ему же во время урока, проходя мимо парт?
"Ну, долго будешь вертёться?
Соберись! Соберись!
А знаешь, почему не пишется? Потому что в голове у тебя туман. {Она видела, что он смотрел на девочку с соседнего ряда.} Кто ясно мыслит, тот ясно излагает."
Без существенных повышений в голосе, но от этого не менее "тихо".
Учитель истории представляет не менее сильный образ учителя. Он хорошо владеет фортепиано. Классическая музыка вообще не редкий гость произведения. Его речь можно разбивать на афоризмы:
"От большинства людей остаётся только тире между двумя датами.";
"Главный талант человека - ощущать чужое страдание больше, чем своё.";
"Души то у нас не бумажные.".
Да и цитировать других не забывал:
"Если человек глуп, то это надолго."{Вольтер}
О себе, как о педагоге, который потерял в навыке, просясь в отпуск, говорил так:
"Сеять разумное, доброе, вечное, а вырастает белина и чертополох." - да, современных учителей это похоже слабо тревожит.
А вот, как рассуждают и о чём думают ученики (на примере того, кто написал короткое сочинение):
"Кто-то писал сочинение искренне, а кто-то по принципу "У2": угадал и угодил." или
"Человеку необходимо состояние влюблённости, в кого-нибудь или во что-нибудь, всегда, всю дорогу, иначе не интересно жить..." и тому подобное.
Единственный недостаток картины - несколько сцен употребления алкоголя или табака. Но их немного и они растворяются в произведении - если зритель способен замечать эти посылы, то эти сцены не доставят ему дискомфорта и ими можно пренебречь.
И в целом, немного поразмыслив, пожалуй всё-таки можно выделить главную идею фильма: он говорит нам, что в любой ситуации нужно не рубить с горяча, а дожить до понедельника (и там всё образуется).
Добрый и глубокий фильм о непростой жизни педагога в советское время. Учит, прежде всего, взаимопониманию и терпению.
Советские фильмы, снятые, казалось бы, не так давно, кажутся совершенно иным миром. Другие смыслы, другая подача, игра актеров. Какое-то время приходится приспосабливаться, привыкать к такому формату кино, но оно того стоит. Подобно тому, как классическая музыка сперва кажется непривычному человеку слишком унылой, но потом, с развитием вкуса, он начинает понимать ее сложность, утончённость и получать от неё истинное наслаждение.
В фильме достаточно незамысловатый сюжет, нет каких-то ярких и скандальных событий. Интересно, что исполнитель главной роли актёр Вячеслав Тихонов поначалу отказывался от главной роли, потому что посчитал своего героя неинтересным, но потом он поменял своё мнение и очень гордился участием в этом киношедевре.
Повествование идёт неспешно: камера надолго захватывает лица актеров, передаёт все оттенки их эмоций. Некоторые сцены показаны непривычно подробно: например, когда учитель Илья Семёнович играет на фортепьяно, или когда он же на своём уроке истории подробно описывает личность лейтенанта Шмидта. В этой сцене, конечно же, есть и идеологическая подоплека.
Фильм отличает не яркая картинка, а детали, заложенные смыслы. Здесь можно встретить множество точных и глубоких реплик, особенно у главного героя, а иногда - очень точное и глубокое молчание. Вот некоторые из особенно запомнившихся фраз:
«Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность. Моросит, ветрено, темнеет… Знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться».
«15 строчек (о лейтенанте Шмидте). А От большинства людей остаётся только тире между двумя датами».
«Главный его (лейтенанта Шмидта) талант - это дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».
(Илья Семёнович)
«Знаешь, почему не пишется? Потому что туман в голове. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
(Завуч Светлана Михайловна)
«Счастье - это когда тебя понимают!»
«Человеку необходимо состояние влюбленности. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить».
(Школьник Гена Шестопал)
Жизнь показана далеко не идеальной, со всей ее сложностью и проблемами. Герои ошибаются, переживают, пытаются найти решения конфликтных ситуаций. Тем не менее они остаются высоконравственными личностями, к ним испытываешь уважение, на них хочется равняться.
Создатели фильма учат нас по ходу повествования к каждому человеку относиться с чуткостью. Вот человек оступился - но непременно перед проступком показана причина этого. Например, осуждают двоечника, но мать обьясняет, какой у ребёнка был неблагополучный отец-алкоголик и непростое детство. Или Гена Шестопал сжигает тетрадки с сочинениями, но этому предшествует оскорбительное отношение учительницы литературы к его однокласснице во время написания этих сочинений, а потом и неприятный разговор с девушкой, в которую Гена был влюблён. Педагоги призывают школьников внимательно относиться к каждому человеку, искать причины его поступков и стараются сами так поступать.
Сюжеты советского кинематографа отличают сильное чувство коллективизма. Этот фильм не стал исключением. Класс живет дружно, вместе обсуждают проблемы, пытаются найти решения. Вместе бастуют и вместе прощают. В фильме есть замечательный момент, когда учительница английского языка с легкостью вышла из конфликтной ситуации просто попросив прощения перед классом, в то время как другие педагоги безуспешно пытались разрешить проблему другими способами.
Здесь также присутствует пропаганда образования. Так, учитель Илья Семёнович своим ученикам говорит, что в их возрасте помимо учебников нужно читать и другие книжки. А в другой сцене подлавливает учительницу литературы, которая не смогла узнать стихотворение Баратынского. Правда такие принципиальность и требовательность - отличительные черты этого героя. Кстати, обратите внимание на то, какие в киноленте у школьников красивые почерки. Не зря в советских школах большое внимание уделяли каллиграфии.
Да, в фильме есть пропаганда алкоголя и табака. Не хочется на этом заострять внимание. Главное - общий посыл фильма. Большое разнообразие тонких и ярких штрихов, которые сделали кинокартину одной из самых запоминающихся в советском кинематографе.
Всего три дня жизни одного класса обычной школы изменят главных героев этого фильма до неузнаваемости. В чём такая огромная привлекательность этого настоящего Человечного кинофильма? Я попытался разобраться, и нашёл чем этот ШЕДЕВР так цепляет души зрителей.
Фильм начинается с приятной музыки и вида нового, ещё строящегося района. Камера идёт по кругу и останавливается на фасаде школы, будто источник чудесной музыки-школа.
Четверг. Первым человеком в фильме показывают Илью Семёновича Мельникова, который только что пришёл в школу. Хоть его уроки начинаются позже, он пришёл к первому уроку будто на работе лучше, чем дома. Случайные ученики с ним уважительно здороваются по имени и отчеству, а не просто "здрасте".
Эту идиллию прерывает хаос в классе вызванный вороной (это одновременно отсылка к тем воронам, которых обычно считают и к белой вороне, какой является Наталья для других учителей в школе), но ловит её не ученики, а начинающая учительница Наталья Сергеевна. Наталья Сергеевна полна любви к школе, к своему предмету, к ученикам класса, да и ученики её уже любят несмотря на то, что ещё недостаточно глубоко её успели узнать, но всё ещё впереди. Ей бы успокоить сначала класс, и начать урок невзирая на всех "ворон», а она словно ребёнок лезет за птицей на поставленный на подоконнике стул в каблуках нарушая все нормы безопасности. При этом ворона, сорвавшая урок, спасает от неминуемой двойки старосту-лучшую ученицу класса.
Прерывает это безобразие только Илья Сергеевич, чей безмолвный приход тут же успокаивает класс. Ученики замолкают встают из-за парт, что означает безоговорочное уважение к учителю, но не любовь. «Холодно»-говорит Мельников, что противоречит накалу эмоций, только что творившемуся в классе. Холодно в смысле отсутствия тепла учебного процесса, Наталья скорей расхолаживает класс, чем настраивает на учёбу. Внезапно осознав свою ошибку, учительница осела на стул, стоящий на подоконнике, оживил её только вопрос: «А правда вы у него учились?». Этот первый урок адресован начинающим учителям, вывод которому даёт Илья Семёнович на лестнице-нужно продолжать учебный процесс несмотря ни на что, никакие "вороны" не должны ему помешать, ведь обучение не останавливалось даже после бомбёжек в разрушенных классах во время ВОВ. Догнав Мельникова на лестнице, она просит о помощи с надрывом в голосе и смотря на него влюблённым взглядом снизу вверх, но он «Никогда не ловил ворон».
Этот диалог очень хорошо показывает разницу в подходе двух педагогов: вчерашней школьницы и учителя с опытом. Наташа живёт любовью: любовью к ребятам, к живой природе, к своему бывшему учителю. Илья Семёнович живёт рассудком, принципами, осознанием, что багаж его опыта и знаний поднимает его на более высокую ступень по сравнению с его учениками. И это же чувство превосходства он проявляет по отношению к Наталье Сергеевне, фактически оскорбляя её и её чувства к нему — это его первая ошибка.
Он, конечно, резковато поставил на место молодую ученицу, а нужно было преподать ей урок, чтобы она остыла-создала дистанцию, перенаправила свою любовь к ученикам в любовь к учебному процессу. Мельников не прав! Любовь не может быть зла, но страсть, одержимость, влюблённость под маской любви-может. Эта ошибка явилась причиной ошибки в следующей сцене. Наталья Сергеевна вернулась в класс совершенно другая, строго разговаривала исключительно на инглише выставив его как защиту утерянного настроения. Выбросив живую ворону прямо в тряпке, она подвергла опасности живое существо. Рита Черкасова очень точно определяет ворону, как жертву, принесённую Илье Семеновичу, что окончательно добило Наталью. Ведь на какие жертвы она пошла ради того, чтобы попасть в ту же школу, где преподаёт Мельников? А он только что отбросил её от себя, как она выбросила ворону в окно. В запале она выгоняет из класса Риту за правду и Костю, напоследок обронившему: "Так вы останетесь совсем одна». Прозвучавший звонок оставляет её совсем одну, и она опустошённая срывается в слёзы. Кадр с уборщицей даёт ей чёткое определение.
Конец рабочего дня. Вновь играет приятная музыка, которая наполняет всю школу до нижнего этажа, где её слышно даже уборщице. Слышит эту "мелодию" и строгая завуч Светлана Михайловна. Под влиянием этой мелодии она, почти поставив двойку за сочинение, в последний момент исправляет её на тройку. Придя в актовый зал, она ещё немного насладилась мелодией, но разрушила идиллию Ильи Семёновича включив свет. Она довольно одинокий человек. Похоже, у неё нет ни семьи, ни детей. Все свои силы она отдаёт школе. Но мы видим, что это и ограниченный человек. Вся жизнь её и речи построены на штампах, взятых из передовиц газет. Костюм-типичный для учителя 60-х - 70-х годов, который она носит как униформу. Шиньон-тоже типичный для школы. "Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе своего предмета. Надо брать шире. И тогда личная жизнь многих могла бы быть богаче".
Но сама Светлана Михайловна ограничивает свою жизнь и работу рамками школьной программы. Не знакома с музыкой Грига. Не знает даже стихов Баратынского "Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов". Но Мельников, хотя и историк, знает "второстепенных поэтов", играет на рояле, поёт. И хороший историк. Как мы увидим позже, читающий литературу за рамками школьной программы. Но здесь и скрыта его гордыня. В этой сцене вскрывается его высокомерие. Теперь уже плохо скрытое презрение к ограниченной недалёкой учительнице, 20 лет отдавшей школе, но так и не обогатившей своих знаний, данных ей в институте. И его раздражение она чувствует. "Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм». Светлана попыталась настроить его на свой лад песней. Мельников нехотя попытался подобрать ноты к песне Светланы, но вышло явно не очень-он умеет настраивать, но не умеет подстраиваться.
«Ничего ей не будет, её простят. И дирекция вы в первую очередь. Она же девочка» (в смысле девственница). Затем производит мини ритуал «шаманизма», стреляет сигарету у только что покурившего Мельникова, чтобы окончательно настроится на эмоциональное состояние Мельникова. Всё это ради ответа на вопрос-"почему вы так изменились"? Мельников ответил стихом:
Не властны мы самим в самих себе,
И в молодые наши лета
Даём поспешные обеты,
Смешные может быть всевидящей судьбе
Возможно, стих проявился в его сознании из интуиции, потому что он тут же погрузился в думу, отвечая на логичные вопросы Светланы Михайловны не впопад, будто она только что вошла в зал. Сейчас он был не с ней, а применил стих к Наталье, и понял, почему она выбрала именно этот путь, и эту школу. Светлана явно не равнодушна к Илье, что явно из её укола - "вас наверное мама заждалась", в надежде продолжить разговор. Её поза разочарования в конце этой сцены тому доказательство.
Встреча со своим бывшим учеником Борей Рудницким, лучшим в классе, вначале поднимает настроение Илье Семёновичу. Ведь у такого молодого человека уже машина с личным водителем, что по тем временам что-то запредельное. Рудницкий имея начальный опыт применения своих знаний, уже в состоянии оценить нереализованный потенциал (КПД) Мельникова, попутно включая попсовую мелодию на радио. Такой уровень достатка в СССР мог позволить себе только управленец высшего звена. Боря как никто понимает, что Илья Семёнович управленец на несколько порядков выше него. Он сначала неохотно делится своей личной жизнью с Мельниковым, но при этом они обсуждают Наташу, не называя её имени."...есть свои трудности, у кого их нет" отвечает Мельников на вопрос Рудникова: "Как она, справляется?". "Да, трудности она обожает, даже создаёт их искусственно" - правильно, ведь отучиться в педе 6 лет ради работы в школе с Мельниковым, бросить молодого талантливого управленца на взлёте его карьеры с предсказуемо безоблачным будущим прямо в Загсе, значит пойти на перекор судьбе о которой мечтали девушки в "Москва слезам не верит". "Себе-то ладно, она создаёт их другим" продолжает Борис, что заставило задуматься Илью Семёновича.
Борис вместо того, чтобы по-мужски решить все «трудности» любимой девушки, жалуется на свои, пусть и созданные ей. Цитата из песни "...если уходит невеста, то не известно кому повезло", окончательно всё прояснило Мельникову. Его любимый ученик, в которого он многое вложил стал циником, вместо того чтобы разобраться в метаниях девушки, в которую был влюблён. Если бы он любил Наташу, то она бы не сбежала в самую ответственную минуту, а если бы и сбежала он всё равно бы не отпустил её от себя. А тут он сконцентрировал всё внимание на «трудностях», совсем не интересуясь её успехами, что и разочаровало Илью Семёновича окончательно. "Может я не прав?" спросил он совета у наставника, но Мельников не стал его переубеждать - "прав, Боря прав" и давать полезный совет, Боря его не достоин. Правду он сказал только на нейтральной территории, под проливным дождём - "А прав ты Боря в том, что мой КПД мог быть намного выше». Так он высказал претензию самому себе. Пора улучшить качество обучения (управления учебным процессом), чтобы его лучшие ученики не превращались в бездушных карьеристов.
... с продолжением можно ознакомиться тут:
https://vk.com/@belobrov_sky-dozhivem-do-ponedelnika
Заключительный вывод о фильме:
Главная идея фильма состоит в том, что Счастье может быть только коллективным, никакого личного счастья не бывает. Также фильм раскрывает наилучший способ Человечного метода обучения, когда учитель учится и у учеников, как не застояться в своём знании, как превосходить самого себя каждый день, каждый учебный год, таким личным примером обучать своих учеников, за будущее которых он несёт полную ответственность.
В таком методе обучения процент брака если не будет изжит, то будет сведён к малозначительному минимуму. Если посмотреть на этот ШЕДЕВР Советского кинематографа с позиции управленца, то в нём прекрасно показано как потерять управление обществом, и посредством чего это управление не только вернуть, но и на порядок качественно улучшить, и тем самым увеличить КПД общества на пользу каждого человека.
Отзывы к фильму «Доживем до понедельника» (4)Отзывы (4) |
"Пропаганда русского языка" говорите, а у самого полно ошибок, например "сгоряча" пишется слитно. "Да наверно и не нужн..."- вот здесь вводное слово не выделено, про "нужн" я вообще молчу и т.д. Спросите, чего придираюсь? Так назвался груздём - полезай в кузов, раз пишете про грамотный русский язык в фильме, так сами и изъясняйтесь на нём.
Благодарю за замечания, Анастасия!
К сожалению, исправить нет возможности.
Это всё или Вы ещё что-то можете добавить?
Ещё замечание: слово "киноподелок" пишется слитно, недавно посмотрела этот фильм, рецензия хорошая.
Так здорово смотреть кино, в котором герои разговаривают на языке Пушкина, а не на осовремененных обрывках языка.
Это ШЕДЕВР!!!!