Коротко
Добрый и глубокий фильм о непростой жизни педагога в советское время. Учит, прежде всего, взаимопониманию и терпению.
Подробно
Советские фильмы, снятые, казалось бы, не так давно, кажутся совершенно иным миром. Другие смыслы, другая подача, игра актеров. Какое-то время приходится приспосабливаться, привыкать к такому формату кино, но оно того стоит. Подобно тому, как классическая музыка сперва кажется непривычному человеку слишком унылой, но потом, с развитием вкуса, он начинает понимать ее сложность, утончённость и получать от неё истинное наслаждение.
В фильме достаточно незамысловатый сюжет, нет каких-то ярких и скандальных событий. Интересно, что исполнитель главной роли актёр Вячеслав Тихонов поначалу отказывался от главной роли, потому что посчитал своего героя неинтересным, но потом он поменял своё мнение и очень гордился участием в этом киношедевре.
Повествование идёт неспешно: камера надолго захватывает лица актеров, передаёт все оттенки их эмоций. Некоторые сцены показаны непривычно подробно: например, когда учитель Илья Семёнович играет на фортепьяно, или когда он же на своём уроке истории подробно описывает личность лейтенанта Шмидта. В этой сцене, конечно же, есть и идеологическая подоплека.
Фильм отличает не яркая картинка, а детали, заложенные смыслы. Здесь можно встретить множество точных и глубоких реплик, особенно у главного героя, а иногда - очень точное и глубокое молчание. Вот некоторые из особенно запомнившихся фраз:
«Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность. Моросит, ветрено, темнеет… Знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться».
«15 строчек (о лейтенанте Шмидте). А От большинства людей остаётся только тире между двумя датами».
«Главный его (лейтенанта Шмидта) талант - это дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё. Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов».
(Илья Семёнович)
«Знаешь, почему не пишется? Потому что туман в голове. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
(Завуч Светлана Михайловна)
«Счастье - это когда тебя понимают!»
«Человеку необходимо состояние влюбленности. В кого-нибудь или во что-нибудь. Всегда. Всю дорогу. Иначе неинтересно жить».
(Школьник Гена Шестопал)
Жизнь показана далеко не идеальной, со всей ее сложностью и проблемами. Герои ошибаются, переживают, пытаются найти решения конфликтных ситуаций. Тем не менее они остаются высоконравственными личностями, к ним испытываешь уважение, на них хочется равняться.
Создатели фильма учат нас по ходу повествования к каждому человеку относиться с чуткостью. Вот человек оступился - но непременно перед проступком показана причина этого. Например, осуждают двоечника, но мать обьясняет, какой у ребёнка был неблагополучный отец-алкоголик и непростое детство. Или Гена Шестопал сжигает тетрадки с сочинениями, но этому предшествует оскорбительное отношение учительницы литературы к его однокласснице во время написания этих сочинений, а потом и неприятный разговор с девушкой, в которую Гена был влюблён. Педагоги призывают школьников внимательно относиться к каждому человеку, искать причины его поступков и стараются сами так поступать.
Сюжеты советского кинематографа отличают сильное чувство коллективизма. Этот фильм не стал исключением. Класс живет дружно, вместе обсуждают проблемы, пытаются найти решения. Вместе бастуют и вместе прощают. В фильме есть замечательный момент, когда учительница английского языка с легкостью вышла из конфликтной ситуации просто попросив прощения перед классом, в то время как другие педагоги безуспешно пытались разрешить проблему другими способами.
Здесь также присутствует пропаганда образования. Так, учитель Илья Семёнович своим ученикам говорит, что в их возрасте помимо учебников нужно читать и другие книжки. А в другой сцене подлавливает учительницу литературы, которая не смогла узнать стихотворение Баратынского. Правда такие принципиальность и требовательность - отличительные черты этого героя. Кстати, обратите внимание на то, какие в киноленте у школьников красивые почерки. Не зря в советских школах большое внимание уделяли каллиграфии.
Да, в фильме есть пропаганда алкоголя и табака. Не хочется на этом заострять внимание. Главное - общий посыл фильма. Большое разнообразие тонких и ярких штрихов, которые сделали кинокартину одной из самых запоминающихся в советском кинематографе.