Потребительское отношение к людям, культ денег, дискредитация института семьи и здоровых человеческих взаимоотношений. Учит лояльному отношению к преступности.
«Утиные истории» - американский телевизионный мультсериал, созданный компанией Дисней. Сериал создан по мотивам комиксов Карла Баркса. Мультсериал впервые был продемонстрирован телезрителям в 1987 году. В 2017 году состоялась премьера продолжения картины «Новые утиные истории». Что ж, проанализируем, какие идеалы и ценности пропагандирует данный медиапродукт.
С самого начала стоит отметить, что мультсериал очень богат показательными диалогами и продвигает те капиталистические ценности, которыми живет современный мир.
В 1 серии мы встречаемся с 4-мя маленькими утятами: Дональд Даком, Скруджем Макдаком, Гусыней и криминальной шайкой псов Габсов.
Первая серия начинается с того, как Скурдж Макдак просыпается рано утром и в адрес своего величества произносит приветствие: "Доброе утро, обладатель несметных богатств". Скрудж Макдак невероятно богат и очень гордится своим состоянием. Скрудж слышит шум и выходит в коридор, где его племянники стоят на ушах и играют в войнушку: везде расставлены ловушки, дети играют с пистолетами и стреляют друг в друга. Особенно в ловкости и жестокости мальчишек-утят превзошла Поночка. Показательны диалоги между персонажами.
Скрудж, проходя мимо одного утенка: "Юноша, нельзя окликать объект до выстрела. Теряешь фактор внезапности".
Поночка: "Если ты не хищник, то добыча!", "Нет никакого фойе! Есть один фронт!"
Диалог Скруджа и Гусыни:
- Надо это прекращать! - говорит Гусыня.
- Дети есть дети, ничего не поделаешь, придется мириться с неудобствами.
Т.е. ребенок при просмотре данной серии понимает, что нормально причинять людям боль исподтишка, чтобы предмет агрессии не имел возможности защищаться, и была возможность причинить ему максимальный вред.
В данном сюжете взрослый поощряет агрессивное поведение детей, даже если ситуация из игр может выйти из под контроля – вмешиваться не стоит. Вступительная часть мультфильма по времени была буквально две минутки, но визуальные образы, эмоции героев дают понять, что подобное поведение - норма.
Вообще стоит отметить выражение лиц, которые аниматоры сделали персонажам. Это слегка опущенные веки и ухмылка на губах, что придает персонажу надменное выражение лица. Голоса героев имеют пренебрежительный оттенок при общении, большинство диалогов происходит на повышенных тонах, как будто герои кричат друг на друга.
Дональд Дак имеет истеричную манеру поведения, этого персонажа вообще не наделили способностью к членораздельной речи. Он постоянно крякает с недовольным выражением лица. Он неуклюж, не воспитан, все время устраивает неприятности хозяину дома, по его вине происходит замыкание, потоп, выбиваются стекла, случается пожар.
Сюжет 1 серии 1 сезона "злосчастная экскурсия" строится на том, что Поночка с тремя утятами отправляется в парк развлечений. Поночка, впервые попав в город (до этого она все время сидела в особняке), начинает от радости вести себя неадекватно, у персонажа изображено истеричное поведение, из-за которого утята оказываются выброшенными из автобуса.
Утята добираются до парка развлечений и хотят весело провести время. Мистер Дак (один из утят), показывает Понке парк, проводит ее в кафе и начинает ей объяснять, что своим обаянием можно достичь чего угодно, совсем необязательно за все подряд платить, а также произносит следующую фразу: "Хочешь стать кем-то в этом мире - учись заводить нужные знакомства". У меня возникает сразу вопрос: детей с малых лет учат относится нормально к тому, что все в жизни решают нужные знакомства, человеку не надо платить за его труд? Потребительское отношение к человеку – это тоже нормально? У нас вся страна страдает от того, что в креслах чиновников сидят чьи-то протеже, которые используют свою власть и ресурсы в интересах себя любимых, а нашим детям показывают это в мультфильмах, как нечто нормальное.
В развлекательном центре появляется банда Габс, которые хотят ограбить детский центр. Криминальная банда состоит из крупных злых собак-братьев во главе с их мамой. Это к вопросу о дискредитации образа матери в мультфильмах Диснея. Миссис Габс командует своими сыновьями, дает им задания и контролирует их выполнение. Говоря бандитским языком, миссис Габс является в мультике криминальным авторитетом.
Сыновья, решив по глупости похитить утят, с гордостью сообщают об этом матери, что вот сейчас-то они озолотятся на выкупе, ведь дядя Скрудж заплатит любые деньги за своих племянников. На что миссис Габс отвечает: "По-твоему он стал богачом в Дагбурге, транжиря капитал? Теперь по вашей милости на нас начнется охота!" На мой взгляд, как взрослого человека, малышу в максимально доступной форме показаны правила игры в современном мире - что есть различные формы организации преступности. Есть откровенные бандиты, а есть преступный капитал. Криминальную банду в мультике представляют псы. Капитал представляет утка. В жизни, всем это прекрасно понятно, псу ничего не стоит загрызть утку. Но в мультике псы боятся утку! Потому что самая страшная сила, которая имеет все ресурсы, чтобы из самого страшно пса сделать котлету, - капитал. К примеру, можно провести сравнение между каким-нибудь откровенным бандитом, и каким-нибудь спокойным худощавым гражданином, который владеет приличной долей в какой-нибудь транснациональной корпорации. Физически первый превосходит второго и без труда расправится с ним. Однако второй, для которого вопрос денег вообще не вопрос, владеет не только огромным капиталом, но и, как следствие, значительной властью. И с помощью этой власти он без труда разберется с первым. Хотя, казалось бы, детский мультик ...
Из этой передряги утят вытаскивает Поночка, маленькая и сильная девочка. Она имеет навыки развязывать веревки, развязала себя и других утят, с помощью нее и была схвачена банда Габс. В этих сюжетных линиях также идет искажение детского понимания силы. Ребенок сам по себе беззащитен и должен это понимать, а в мультике показано, что маленькая девочка может, как следует врезать здоровяку, связать его и посадить в ловушку.
Серия заканчивается следующими словами одного из утят: "Классно, что Финзер отменил бан и подарил нам фишек! Ну... чтобы мы на него в суд не подавали." Т.е., чтобы не угодить под суд, можно просто откупиться.
Проанализировав 1 серию 1 сезона новых утиных историй, можно сделать вывод, что мультфильм направлен на пропаганду потребительства и поддержание культа денег, поддержание в обществе стереотипов о том, что все решают деньги и связи, дискредитацию нравственных человеческих взаимоотношений и семьи в целом.
Положительные моменты: -Доброта и отзывчивость. Отрицательные моменты: - Демотивация детей к обучению, творчеству и созидательному труду; - Пропаганда инфантилизма;
Провела анализ нескольких эпизодов мультфильма: сезон 1, серии 14 - 26.
Мультфильм рассказывает про пять царевн, которые обучаются в волшебной школе: Аленка, Варя, Соня, Василиса и Даша. Как можно сделать вывод - авторы мультсериала собрали практически всех героинь русских народных сказок. В этой школе директором является не кто-нибудь, а Кощей Кощеич Бессмертный. В русской культуре традиционно считается, что Кощей Бессмертный злой персонаж. Здесь же он является положительным героем. В данном случае мы имеем дело с наделением однозначно отрицательного персонажа положительными качествами. Все царевны его уважают, имеют с ним дружеские отношения и всячески его защищают. Например, они боролись с мифическим параллельным пространством, потому что думали, что Змей Горыныч нанесет вред Кощею Кощеичу. Чтобы спасти яйцо с иглой от Бабы Яги, одна из царевн нырнула в болото, а затем вернула яйцо с иглой Кощею Кощеичу. Сам Кощей имеет сине-фиолетовый цвет лица, носит деловой костюм, у него есть свой кабинет, где он занимается делами. Если у царевн возникают сложности, они без проблем могут о помощи попросить директора. В данном сериале - зло перестало быть злом и изображено так, что зритель его воспринимает положительно.
Так же в волшебной школе есть профессор - кот Баюн, который ведет несколько волшебных предметов.
Есть учитель – Марлен, помогает Кощею вести дела и преподает у царевн. Симпатичный персонаж, имеет привлекательный внешний вид (что несомненно является плюсом в побуждении юных зрительниц к учебе). Пользуется уважением у девочек.
Есть также Баба Яга, авторы мультика не стали приписывать ей хорошие качества, здесь она однозначно отрицательный персонаж.
Сами царевны являются весьма положительными героинями. Они изображены девочками - подростками, имеют приличный, аккуратный, красивый внешний вид. Они очень дружны, помогают друг другу, доверяют. Очень отзывчивы. Было бы рациональным разобрать характер каждой героини в отдельности, однако, для просмотра были выбраны несколько серий, по которым сложно составить подробную характеристику. Но в одной из героинь заметна следующая особенность: Аленка - очень добрая и отзывчивая. Но ее доброта всегда выходит героям сериала боком: например, ей дали волшебную улыбку, которую можно было потратить на помощь одному из персонажей, она не смогла в какой-то момент сдержать умиления и помощь провалилась. Или в другой сцене: Баба Яга хотела проникнуть в пещеру, где хранится кащеева жизнь, ее не пропустил камень, сказав, что в пещеру может войти искренне добрый человек. Баба Яга перевоплотилась в Дашу и заманила Аленку с Василисой в пещеру, чтобы украсть яйцо с иглой.
Самый негативный, вредоносный момент, который содержит в себе мультик - волшебство. Все берется из ниоткуда, никаких усилий не надо прикладывать, чтобы освоить какие-либо знания, создать нечто прекрасное или постоянным самоотверженным трудом делать какое-либо дело, полезное людям. Нет! Есть школа волшебства, на доске все появляется само самой, персонаж, ничего не делая усиленно изображает бессмысленное напряжение или активную умственную деятельность и вуаля! Просыпаются невиданные магические способности, с помощью которых можно решить любую проблему, чтобы приобрести знания и навыки - совершенно необязательно читать книги и изучать какие-то ремесла. Самый важный предмет - волшебная палочка!
Каждая из героинь обладает каким-то даром. Показательна сцена, в которой на уроке изучались магические таланты каждой царевны. И у Василисы не оказалось таланта: она не умеет раздваивать предметы, поливать водой, морозить. Ведь это так важно! И это становится ее комплексом неполноценности - она сидит и страдает, что она такая никчемная. Т.е. в таком случае пойти и учиться чему-либо - это нет. Она просто занимается самобичеванием, потому что в ней нет врожденных (!) способностей к магии. А потом в какой-то момент она обнаруживает, что может становится лягушкой, и, о счастье, у нее теперь есть талант!!!
В просмотренных сериях есть еще один «несправедливо обделенный» персонаж - сова. Сова тайно колдовала, пытаясь найти ингредиенты, чтобы оживить увядшую розу. У совы ничего не получается, и она восклицает: «Я тут только борщи варю! Оживлю розу и стану волшебницей! Не получилось??? Неужели только кухня - мой удел??» Т.е. поварское дело считается чем-то постыдным и не заслуживающим уважения, что мультперсонаж рвется от этой участи. Главное - научиться колдовать. Как только совершенно случайным образом обнаруживается ингредиент для эликсира, который все таки оживил розу - Кощей восхищается способностью совы и делает ее главной в волшебной оранжерее. Теперь-то она заняла достойное место в обществе волшебников.
В мультфильме очень дружелюбная атмосфера, персонажи тепло относятся друг к другу, есть место человеческой доброте и прощению, но нет места созидательному труду. Трудится совсем не нужно, ведь есть волшебные способности!!! Детям с малых лет в подсознание закладывают информацию о том, что что-то уметь делать совершенно не нужно, учиться не нужно, все появляется само собой. К сожалению, тема волшебства и суперспособностей появляется не только в мультфильме "Царевны". Продвигают тему магии, а равно ленности и безделья и такие мультики, как "Сказочный патруль", "София Прекрасная", "Снежная королева: хранители чудес", "Фееринки". При желании этот ряд можно еще продолжить.
Если уж ребенку попался на глаза какой-то из подобных мультсериалов, ответственному родителю, на мой взгляд, стоит сесть рядом за просмотр мультика, объяснить ребенку и обсудить с ним вопросы волшебства и его значения в мультике. А также донести до малыша то, что магии в жизни не бывает, что есть серьезный и кропотливый труд, который приносит свои плоды!