Красивый, добрый и трогательный мультфильм. Учит, что между правителями человечества также есть разногласия, хоть они и объединены в организацию и помогают друг другу в случае опасности потери власти.
Многие вероятно смотрели прекрасный разбор мультфильма от Владимира Девятова на YouTube.
Добавлю, что заметил я при просмотре свежим и более зрелым взглядом.
Ключевые элементы:
- название.
«Rise of the Guardians» переводят как «Восстание стражей» или совсем мимо «Хранители снов».
в то время, как Guardians – не только сторож, но и опекун, воспитатель. Rise – не только подъем, в смысле бунт, но и возвышение, взлет, повышение в контексте карьеры.
Ближе всего по смыслу произведения, хотя и не так сказочно благозвучно, выходит – «Повышение в воспитатели».
- фабула.
Жил был древний дух, властвовал над людьми. В какой-то момент Луна решил (здесь Луна – он), что людям нужна новая мифология и наделил силой молодых духов. Верования прошлого прозвали кромешной тьмой, а времена - темными веками. Произошло это больше четырехсот лет назад, в шестнадцатом веке, выходит.
Были популяризированы новые духи – Северянин дух Рождества, Песочный Человечек – дух добрых сновидений, Кролик – дух Пасхи, Зубная фея – скупщик зубов и хранитель детских воспоминаний, и другие. Упомянуты Лепрекон, Сурок и т.п.
Властитель древних верований прозван Кромешником, Бугименом, чем-то неприятным, ассоциирован со страхом.
Есть еще неопределившийся дух холода – проказник Джек, бывший утопленник, которого Луна наделил силой, но лишил памяти.
Древний дух прятался в тенях, был почти забыт, но разработал план и берет реванш, стремится… разубедить человечество в существовании духов. Он освоил способности Песочного Человека, но сеет не золотые, а черные сны, а страх наполняет его силой.
Кромешник близок к победе, но в ходе сюжета Джек возвращает воспоминания и осознает, что является прирожденным воспитателем, даже утопленником он стал, пожертвовав собой ради ребенка. Джек в планы Кромешника не входил, он спасает веру детей в волшебных существ, а реваншист возвращается в мир забвения и страха.
- символы.
Палка с крючком. как у библейских пастухов, средоточие силы Ледяного Джека. Символ пастуха. Джек водит детей, завладевает их вниманием, подчас подвергая смертельной опасности ради веселья, очень переживает из-за того, что его власть остается анонимной, дети его не видят, переключаются на других духов.
Озорник Джек посохом творит лед, рисует узоры на окнах и пускает веселящие снежинки в людей.
Потеря пастушеского посоха лишает Джека силы, но ненадолго.
Золотой песок. Песочный Человек безмолвен, но способен сотворить все, что угодно из золота, потоками которого управляет. Сам он маленький и выглядит безобидным, но если рассердится, может оказаться сильнее всех. Для него важно, чтобы золотой песок составлял все грезы и сны людей. Его щупальца из золотого песка растянуты по всей планете, заходят в каждый дом, творят мечты в каждой голове.
Когда Кромешник поглощает духа, обращает золотые потоки в свои угольно-черные, Песочника хоронят так. На пирамиду с его силуэтом и знаком глаза-луны в вершине ставят свечу, берутся за руки.
Молочные зубы. У одних народов являются символом долголетия, у других – родовой связи. В мире «Rise of the Guardians» это средоточие памяти – глобальная база данных обо всех людях. Феи выдают воспоминания по запросу.
Кромешник украл зубы и пленил фей, чем прервал систему поддержки сказочных духов энергией веры.
Яйца. Этот символ я не расшифровал. Кролик говорит, что яйца символизирую весну и обновление. Кромешник нарушает традицию и дети тут же теряют веру в пасхального духа и в чудо, вообще.
На двери Кролика видим его символику: кролик в пирамиде, собирающий яйца, как цветы.
Яйца, к слову, не настоящие. Шоколадные, пустые внутри.
Глобус. У Северянина помимо атрибутики Рождества и матрешки, символизирующей сложность человеческой натуры, есть большой интерактивный глобус.
Символ глобального проекта. Такой же установлен в логове Кромешника. Этот парень имеет свои планы в отношении планеты.
- события.
Борьба духов за власть над людьми отражается на детях. Они быстро теряют веру в привычные ритуалы и существ. Кромешник накачивает их сны кошмарами.
Но один особенно упрямый ребенок продолжает верить в чудеса. Все духи, потерявшие силу, собираются вокруг него. Кромешник теряет терпение и собирается устранить ребенка физически. Духи, в том числе и Джек пытаются его защитить. Подключаются друзья ребенка, и, обретя храбрость становятся для обессиленных духов живым щитом.
По счастью, смелость детей лишает Кромешника силы, и возрождается Человечек из золотого песка. Вместо черных тяжей мир снова оплетают золотые, духи обретают прежнюю силу. Короткая схватка на фоне АЗС «Берджис петролеум», в которой антрацитовые кони, слуги Кромешника, еще пытаются побороться, быстро завершается. По миру шествуют золотые фантастические фигуры. Джек бросает веселящие снежки и все забывают о страхах, принимаются веселиться.
История завершается там же, где и началась более трехсот лет назад – на поверхности ледяного озера.
Джека посвящают в воспитатели, он клянется, что будет защищать детей, их надежды и мечты, даже ценой своей жизни, ибо дети – наше все, это мы сейчас и мы в будущем.
Учитывая, что Джек и так давно мертв, особого риска нет.
Повышение в воспитатели прошло успешно.
Мальчонка беспокоится, что снова разуверится в духах, но Джек приводит аллегорию, мол, не теряешь же ты веру в Луну, когда восходит солнце! (Луну забывать нельзя)
- А теперь мы здесь, - Джек тычет пальцем в грудь мальца, - значит, и ты немного хранитель.
- Когда вам о чем-то говорит Луна, в это стоит верить! – говорит Джек в финале и бросает в лицо зрителю гипнотическую снежинку-веселинку.
Вывод. Фильм наполнен символизмом и почти не завуалированными посланиями.
Из сюжета ясно, что Луна все видит и не позволит духам прошлого вернуться к власти. Если действующие воспитатели потеряют могущество, в обойму будет принят новый персонаж-изгой. Воспитатели всех видят, золотой песок формирует грезы, личные воспоминания изымаются и хранятся в надежном месте, зимой все получают игрушки, а весной - пустые яйца и надежду на обновление.
Невероятно красивый, добрый и захватывающий мульт. Сколько в нем слоев смысла и кому он в реальности был адресован, остается гадать.
Вечный фильм. Сейчас такие не делают. Главный герой растет над собой, преодолевает пороки, проявляет храбрость, настойчивость и великодушие, достигает цели, находит возлюбленную. Отрицательные персонажи выносят уроки из происходящего в сюжете, зло наказано.
Фильм "Морозко" ценен не только тем, что выдержан в рамках здравой нравственности, но еще и художественной составляющей. Авторы реализовали сюжет с использованием классических персонажей русской мифологии - Мороза-дарителя, Бабы Яги, Лесовика. Упоминается также общение героев со стихиями, волшебство воспринимается как обыденное явление. Фокус сюжета не на материальном обогащении главных героев, а на их социальном созревании, формировании навыков социально-ориентированного мышления, бескорыстия, мирной включенности в общество. На этом пути Лесовик помогает герою, Морозко тестирует героиню, Яга мешает, разбойники-тунеядцы.
Общая легкость, комедийная манера повествования, яркость образов позволяют смотреть фильм с детьми.
Из минусов - невнятная романтическая линия. Главный герой проявляет себя в качестве богатыря, но ратные подвиги на третьем плане, а основные достижения сводятся к преодолению личных пороков и обману Бабы Яги. Рост над собой отца Настеньки недостаточно обоснован сюжетом, но ожидаем зрителем и потому воспринимается хорошо.
Разбор по критериям личные отрицательные оценки: - несоответствие наполнения отдельных сцен жанру - смысловой разрыв основной части фильма и эпилога. структурные нарушения в повествовании. - недостаточная проработка мотивации персонажей положительные оценки: - игра актеров - общая драматургия - звук - качество картинки и эффекты и еще 6 пунктов Личные предостережения желающим посмотреть
Выхода этой картины я ждал несколько лет, поэтому разочаровать меня было крайне сложно. Готов был простить практически все.
Но такого эффекта не ожидал...
Сомнения в качестве фильма подтачивали по двум причинам:
1. Общий технологический уровень российского кино в сравнении с зарубежным весьма невысок. Нет нормальных специалистов по компьютерной графике, звуку, монтажу, сценарному искусству, эффектам… нет нормальных композиторов, да и актеров на всю страну - человек пять. Во всяком случае, такое ощущение формируется, при просмотре российских фильмов за последние лет 20.
Даже если появится энтузиаст, стремящийся сделать реально классное кино, на кого он должен опереться? Высококлассные кадры выковываются десятилетиями при отборе из сотен пытающихся.
2. Бюджет фильма катастрофически мал. На голом энтузиазме физически невозможно провести качественную работу в большом проекте. Даже если человеческий фактор отработан гениально (сценарий, режиссура, игра актеров, музыка, монтаж), огромное значение имеют декорации, костюмы, массовые сцены, эффекты, пиротехника и прочие атрибуты серьезного кино. Неизбежно на чем-то придется экономить, а халтура в одном помножит на ноль все остальное.
Что ж, страхи мои были напрасны. Фильм потрясающий. Из кинотеатра я вышел под мощнейшим впечатлением. Рекомендую всем читающим эту запись посмотреть кино именно в кинотеатре, не ждите появления на торрентах. Оно того стоит! Отдельно остановлюсь на нескольких моментах.
Что в фильме не понравилось.
1. На протяжении примерно первой половины фильма герои обсуждают философские темы подвига, самопожертвования, понятие Родины, Отечества. Это выглядит неуместно в тех условиях, в которые помещены персонажи. Вся обстановка нам демонстрирует обыденность происходящего, а мысли в головах бойцов роятся чрезвычайно высокие и отвлеченные. Нужно ли эти темы поднимать в кинематографе? Да, без сомнения. И это блестяще сделано в ходе повествования. Но в диалогах не было спора, не было видно конфронтации идей с победой задуманной авторами точки зрения. Пожалуй, каждая из озвученных походя тем, достойна отдельного фильма – размышления. Озвученные же в такой суматохе глубокие истины, выглядят как слоны в посудной лавке.
2. Последние кадры фильма. На всякий случай не буду их описывать, чтобы не портить впечатление от просмотра, но скажу, что побольше отсылок к центральной части фильма не помешало бы. Например, колосящиеся пшеничные поля, играющие дети, печальные и благодарные потомки… Весь фильм, не смотря на тему, очень «про жизнь», и именно ее торжества не хватало в последних кадрах. За что, собственно, сражались…
3. Ни одной отсылки к личным мотивам героев. Была пара эпизодов, где демонстрировалось единство народа и армии, но развития идея не получила.
Что понравилось.
1. Потрясающая игра актеров. Об этом вообще не думаешь, погрузившись в сюжет, персонажи ведут себя исключительно логично, осмысленно и натурально. Актеры – молодцы, показали ярких, живых, интересных героев. Атмосфера здорового мужского коллектива, выполняющего тяжелую работу, передана отлично. Всякий, мужик поймет, о чем я говорю. Суровые крепкие ребята, но не садисты, не маньяки с оружием в руках. И не лубочные супергерои с выдвинутой нижней челюстью и шашкой наголо. Впервые на экранах – нормальные люди! Им не нужно сопереживать. Ты просто чувствуешь себя одним из них.
2. Великолепная драматургия. Не буду вдаваться в подробности. Мурашки – табунами. Трогательных эпизодов – не счесть.
3. Отличное звуковое сопровождение. Сам по себе звук небывалый, плюс вполне добротная музыка. Звукорежиссер – самородок. Ждем следующих шедевров.
4. Картинка. Об операторской работе в данном проекте сказано и написано много. Что удивительно – при небольшом бюджете удалось показать масштаб. Игра света дает поистине стереоскопический эффект. Картинка очень объемная и насыщенная без всяких 3-Д очков. Дымы и растительность дают несколько планов, добавляют глубину. Учитесь, заграничные киношники.
5. Классные немцы. Нет, правда. Немцы просто отменные. Они показаны без перевода, без субтитров. Какая разница, что они там лопочут? Они говорят не по-нашему, и они пришли с оружием. Они Чужие, они Враги. Это показано великолепно. В кадре нет зверств немцев на оккупированных территориях, нет концлагерей и т.п. Но удивительно тонко продемонстрировано, что перед нами могущественный, умный, опасный враг. Буквально несколько коротких сцен дают ощущение гигантской военной машины, которая смяла армии всей континентальной Европы и приползла, чтобы разрушить наш дом. Яркий контраст между наступающими немцами и красноармейцами. С одной стороны мощные артиллерийские орудия, серая форма, зловещие лязгающие танки, движущиеся правильным порядком. С другой стороны кривые окопы, вольное отношение к форме, ненадежные деревянные укрепления. Немцы обезличены. И конечно ближе к концу фильма возникает мысль: "что ж вас, гадов, так много?!"
6. Нормальный политрук. Нормальные офицеры. Это достойные люди.
7. Напряжение и нагнетание. В фильме несколько волн напряжения. Первая часть фильма поражает простой житейской атмосферой. Хочу отдельно упомянуть весьма достойный внешний вид красноармейцев. Вторая часть ведет к кульминации, опасность нарастает, как и в любом уважающем себя фильме. Масштаб и ужас арт. подготовки, и танкового наступления не оставят равнодушными никого. Развязка не разочарует.
8. Юмор. Как ни странно, есть пара юморных эпизодов. На контрасте с чудовищным напряжением от сцен боя они производят особое впечатление. В зале раздавался прерывистый обескураженный смех.
9. Фильм о подвиге. Классно показан сам подвиг. Нет ни одного труса, нет паникеров, предателей, сомневающихся. Есть решительные сильные люди, делающие свое нелегкое дело, не смотря ни на что. Такая обстановка показана в обществе панфиловцев, в которой отступить или сдаться было не то чтобы стыдно, а вообще немыслимо. Умереть смертью храбрых – и то слишком просто. Ты вот выживи жизнью храбрых! Выжить, чтобы выстоять.
10. Фильм о торжестве жизни. В кадре не так много крови, как могло бы. Никакой расчлененки, внутренностей, фонтанов крови. На фильм спокойно можно вести детей. Смерти в фильме полно, но на ней не делается акцент, она проходит как неизбежная и досадная помеха на пути героев к цели. Несгибаемый дух героев приводит их к победе, несмотря ни на что.
Предостережения:
1. Фильм очень мужской. Девочкам всех возрастов фильм может быть не совсем близок. Впрочем, если хотите посмотреть на нормальных мужиков в обстоятельствах, каких никогда не увидите в реальной жизни, вперед - в кинотеатры. Мальчишки любят фильмы про войну. Ничего запредельного в картине «28 панфиловцев» нет. Есть сцены, где умирают люди, но никакой извращенной эстетики в них нет. Потоков крови и внутренностей, повторюсь, не усмотрел. Маркер 12+ стоит, но видел в зале мальчишек младше. С их родителями солидарен.
2. Фильм очень русский. Иностранцам и патриотам Западной цивилизации фильм будет во многом непонятен, а главное чужд.
3. Фильм очень яркий. Звук настолько чистый, а эффекты уместные и качественные, что некоторые сцены могут напугать впечатлительных зрителей.
Эпилог. Я не знаю, как они это сделали, но у них получилось.
На мой субъективный взгляд, фильм делали мучительно долго. Интерес к нему у общественности успел остыть, несмотря на интригующую спорную историю, взятую за основу. Теперь ясно, что эти годы потрачены не зря. Желаю команде скорейшего осуществления творческих планов. Желаю зрителям не упустить возможность и посмотреть этот фильм в хорошем кинотеатре. Просмотр дома на ноутбуке такого эффекта не даст.
Учитывая нынешнюю ситуацию в кинематографе, фильм не просто редкий, небывалый! Остается надеяться, что поставленная планка не будет уже опускаться.