Пример главного героя поощряет борьбу со своими страстями и пороками, трезвость, стойкость в вере (преимущественно в понимании христианской церковной традиции). В то же время чрезмерное самопожертвование и отречённость, некоторая шизофреничность и неадекватность – показаны как чуть ли не закономерные и обязательные атрибуты святости.
Религиозная тема в фильме раскрыта неоднозначно. Есть вопросы, над которыми вдумчивый зритель может поразмышлять.
«Монах и Бес»: Нелёгок путь «святых», живущих догматами Церкви…
Непросто оценивать посыл и влияние художественных фильмов религиозной тематики. Основная трудность заключается в том, что большинство таких картин сняты в рамках одной из конфессий и транслируют её понимание того, как устроен мир, какой Бог и каким должен быть человек. И конечно, одна из главных задач такого кино – это познакомить массового зрителя с некими положения той или иной религиозной системы и укрепить в вере тех, кто уже следует предлагаемой традиции вероисповедания.
При этом оценка фильма с позиции хорошо/плохо или вредно/полезно неизбежно упирается в необходимость ответа на такие вопросы, как «насколько верно фильм отражает философию конкретной религии?», «актуальны ли поднятые вопросы для современного общества?» и в конечном счёте – «несёт ли сама рекламируемая через фильм религиозная система пользу обществу?» Или может быть «фильм хорошо популяризирует то, что популяризировать бы не следовало?»
Конечно, в паре страниц текста, допустимых для публикации в качестве рецензии к фильму на сайте КиноЦензор, вряд ли возможно подробно раскрыть обозначенные темы, чтобы целостно оценить потенциал влияния рассматриваемого фильма на общество. Тем не менее, иногда и просто правильно поставленные вопросы – уже многое значат. А кроме того, раз уж картина была просмотрена, то полезно проанализировать увиденное и поделиться своим мнением, пусть даже в относительно краткой форме.
Трагикомедия «Монах и Бес» вышла на экраны в 2016 году, и получила противоречивые отзывы как в среде православных сайтов, так и в массовой – преимущественно либеральной - прессе. Хвалили и ругали картину и с той, и с другой стороны. Видно, что фильм вышел неоднозначным. На некоторых моментах и хотелось бы акцентировать внимание в этой рецензии. Далее будут спойлеры.
Итак, главный герой – это монах-отшельник, который сам себя называет «Иваном, Семёновым сыном». На протяжении всего сюжета он борется со вселившемся в него демоном, соблазняющим его стать «правителем мира сего». События развиваются на фоне жизни мужского монастыря начала 19 века, куда и приходит Иван, стараясь избавиться от напасти.
В первой половине фильма поведение главного героя выглядит достаточно шизофренично, так как живущий в Иване бес периодически берёт контроль над его телом, из-за чего монах регулярно совершает неадекватные поступки. Однако к середине картины личность главного героя начинает постепенно раскрываться, и зритель видит достаточно стойкого и внутренне сильного верующего человека, который противостоит всевозможным соблазнам. Вера Ивана преимущественно показана в рамках православной традиции – он старается соблюдать основные ритуалы, делает многое, чтобы попасть в Иерусалим к Гробу Иисуса, беседует с бесом о рае и аде.
Однако для Ивана характерно и то, что выходит за рамки современных представлений о церковной жизни и сильно отличает главного героя от других постояльцев монастыря. Он не прекланяется перед Игуменом или другими знатными особами, смело и с радостью берётся за любое дело, даже самое трудное, по-иному воспринимает жизнь – через призму чувства всепоглощающей любви ко всякому живому существу. Это чувство любви и опора на Бога помогает Ивану не только одолеть беса, но и превратить его в человека.
По сюжету Иван питается простой пищей, полностью отказывается от вина, довольствуется малым в обыденной жизни, не думает о женщинах. Но успевает пообщаться с императором Николаем 1 (царь показан достаточно глуповатым и самодовольным, но искренне радеющим за Россию, страдающую от коррупции), случайным или неслучайным образом заехавшим в тот самый монастырь. Здесь мы видим сцену из классических религиозных сюжетов о том, как святые отшельники образными фразами наставляют монарха жить по правде, чтобы и царство развивалось. Конечно, сцена с царём и ряд других эпизодов фильма не обходятся без разных чудес.
Кстати затронутая тема достаточно интересная – так как большинство современных религиозных систем позиционируют чудеса, сотворяемые святыми или происходящие в церкви, как доказательство истинности того, что описывается в данной религии. Однако чудеса есть и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме, а описывают жизнь (историю, мироздание, Бога) они по-разному. Из-за чего человек при взгляде со стороны на эту ситуацию должен сделать вывод, что некорректно обосновывать истинность той или иной веры наличием чудес. Кто-то, конечно, может сказать, что «все пути ведут к Богу», но таким тезисом можно и сатанизм оправдать, потому что этот подход, по сути, означает, что человеку не надо отличать доброе от злого и истинное от ложного, чтобы выбрать правильный путь.
В фильме не обошлось без мелких упрёков в адрес мусульман и иудеев. В частности, показали мусульманина, который с лёгкостью ради денег игнорирует необходимость выполнения намаза и прислуживает бесу. А иудейский Ребе отказывается помочь больному, сославшись на субботу (выходной день).
Помимо темы любви к миру фильм также довольно сильно поощряет традицию самопожертвования. Звучат фразы по типу «радость для нас – страдания, которые сподобил Господь». Сам Иван в одном из ключевых эпизодов берёт на себя вину за чужие преступления. По сюжету это оправдывается неким чувством безграничной любви главного героя к миру, но в действительности сложно себе представить, что мир станет лучше, если праведники будут брать на себя чужие грехи. Каждый человек должен сам осознавать и исправлять свои ошибки и в этом процессе преображать себя – в этом справедливость.
Картина снята в достаточно динамичном и отчасти сатирическом стиле, поэтому её интересно смотреть как верующим людям, так и человеку, пока ещё не задумывающемуся о религиозных вопросах (фильм может к этому сподвигнуть, по умолчанию направив в сторону христианства).
Достаточно интересна заключительная фраза фильма, которую произносит игумен монастыря, в котором жил Иван: «не всё свято, что в книгу вмято». Речь по контексту идёт о Библии и высказывание игумена в рамках событий истории показано как правильное. Между тем, современное христианство базируется на том, что всё, что написано в Библии – абсолютная и необсуждаемая истина. Если же исходить из озвученного тезиса «не всё свято, что в книгу вмято» тогда вытекает вопрос, а что из того, «что вмято» - является правильным/святым, а что из того, «что вмято» - является ложью или заблуждением.
Авторы фильма не дают ответов на этот вопрос, предлагая зрителям самостоятельно подумать над ним.
Фильм интересный, добрый, не все понял в фильме, но мне понравилось
Очень хорошо снято и сыграно
Снято то хорошо, но некоторые эпизоды считаю неуместными. Да и концовку Ивана считаю нелепой и неправильной. В целом, неплохой фильм с юмором, однако для возраста 12+ не подходит в виду двух сцен с голыми задницами (подробнее в разделе "Наличие эротических сцен"). Да и просто не поймут.
Фильм настолько классный, что пересмотрел его несколько раз. Прям рад, что есть такие христианские фильмы. Кинематограф жив! :)
Блестяще сыграли актёры. Диалоги,шутки всё отлично!
Пример главного героя поощряет борьбу со своими страстями и пороками, трезвость, стойкость в вере (преимущественно в понимании христианской церковной традиции). В то же время чрезмерное самопожертвование и отречённость, некоторая шизофреничность и неадекватность – показаны как чуть ли не закономерные и обязательные атрибуты святости. В целом религиозная тема в фильме раскрыта неоднозначно. Подробнее в рецензии