Чему учит (коротко)
Рекомендую к просмотру всей семьёй. Люди старшего возраста насладятся замечательной советской классикой и наполнят души тёплой ностальгией, а молодёжь получит воспитательный заряд чести, совести, жертвенности во имя любви и добра, а также получат незабываемый урок человечности и хотя бы минимальную инъекцию от пропагандируемого из каждого утюга либерально-сатанистского мира чистогана, эгоизма, «эффективного менеджмента» и «личностного роста».
Мнение цензора (подробно)
Связь поколений
«Напрасно перед лицом катастроф XX века многие жалуются: «Как Бог допустил?». Да. Он допустил: допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей»
(с) А. Эйнштейн
«Хронос» – новый российский научно-фантастический фильм режиссёра Романа Просвирнина, являющийся адаптированной к современности экранизацией трёх рассказов с детства любимого мной фантаста Кира Булычёва – «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной», стержень сюжета которых строится на мысли о неразрывной связи нашего общего прошлого, настоящего и будущего.
С первого взгляда можно подумать, что картина «Хронос» – о путешествиях во времени и временны́х парадоксах, но на самом деле это очень душевное, мудрое и философское кино, будящее в людях чувство сопричастности к тысячелетней истории нашей страны и её народа. Рассказы хорошо дополняют друг друга и обладают общей идеей и атмосферой. Главной нитью, связующей новеллы, является Великая Отечественная война, хотя и остающаяся как бы за кадром, но мощно влияющая чувства, мысли и поступки героев. Фильм является неким сравнением воспоминаний о трагическом и героическом прошлом нашей страны с желаемым вариантом современности, в котором люди еще не растеряли благородства и мужества и готовы помочь, подставить плечо и вместе отправиться в неизведанное. Вроде и с улыбкой смотришь, но иногда тянет сердце, саднит душу и непроизвольно сжимаются кулаки! Но это очень нужный катарсис как очищение от грязи нынешних всепоглощающих индивидуализма, инфантилизма, эгоизма и всеобщей погони за «успехом»!
Визуальная составляющая фильма разнится в зависимости от новеллы и в целом достойна похвалы, а ненавязчивое музыкальное оформление перемежается моментами тишины, которые позволяют зрителю остаться наедине с мыслями и эмоциями персонажей.
В «Поломке» продемонстрирована принципиальная разница между инфантильным эгоистическим порывом современного, казалось бы, патриотически настроенного молодого сотрудника военно-исторического музея, любителя советской фантастики и нумизматики, и поступками настоящего патриота и альтруиста – советского фантаста, умирающего от голода в блокадном Ленинграде. Вековая мудрость и трагическая философия новеллы сглаживаются прикольными перебранками героя с острой на язык электронной секретаршей Корой, внешне похожей на иллюминированный пылесос – мы с женой оценили «чёрный юмор» электронного гаджета и даже посмеялись над их диалогами.
Во «Временной связи» сильный авторский прием заставляет нас с ослепительной ясностью понять здесь и сейчас, каким бедствием для нашего народа была война – и не вообще, а на уровне отдельного человека: прочувствовать в самых простых бытовых деталях, показанных в столкновении с нашей сегодняшней привычной жизнью. Экранизация рассказа очень душевно напоминает о нерасторжимой духовной связи между поколениями и призывает ценить и беречь достояния нашей нынешней обычной мирной жизни, которые мы даже не замечаем – как не ценим воздух, которым дышим. В телефонном диалоге людей, живущих в 1942 и в 2020, возникает рвущий душу контраст между расстилающейся перед нами сверкающей Москвой и миром, в котором живет незнакомая девочка, неспособная поверить, что в холодильнике у героя лежат сыры, креветки и сервелат – контраст между привычным мирным изобилием и запредельной реальностью войны выражен необычайно выпукло и весьма доходчиво: свет и тьма, сытость и голод. А ведь это прошлое нашего Отечества, уже сейчас способное обернуться его будущим!
И я в восхищении от игры Софьи Лебедевой, персонаж которой держится только на её голосе! И, кстати, из того, что лежало в холодильнике героя, мы с женой сами ели далеко не всё – к примеру, мы никогда не пробовали пармезана и французской курицы. -))
Ну а в том, что 40-летний бизнесмен оказался гораздо альтруистичней, проще, ответственней и душевней молодого историка-экскурсовода из первой новеллы, я не вижу ничего странного или необычного – мой собственный опыт говорит, что с возрастом иногда приходит понимание, сочувствие и желание помочь.
«Шум за стеной» – самая длинная и настолько сюжетно развитая часть, что мы с женой так до конца и не поняли произошедшего с героями и уже после фильма долго обсуждали просмотренное и строили различные гипотезы! -)) Но новелла чудо как хороша! Помимо забавного воплощения извечной несбыточной мечты затравленного бытом обывателя о личном золотом острове у самого синего моря, «где так вольно дышит человек», в новелле очень верно показан типаж классического подлеца любых времён и народов – сытого начальника, похотливого циника и профессионального стукача. И да – я теперь знаю, откуда Лукьяненко слизал сюжет своих повестей «Черновик» и «Чистовик»! -)) Единственный минус экранизации в том, что сценарист-постановщик, похоже, плохо знает «матчасть» и небрежен в деталях: к примеру, героиня как корректор некоего издательства, склонившаяся дома над пишущей машинкой, вызывает недоумение – машинка корректору как раз и не нужна, «как в бане пассатижи», т.к. его рабочими инструментами являются скорее Орфографический словарь и набор карандашей.
В общем, людям, которые пойдут на «Хронос», стоит настраиваться не на фантастический аттракцион и зрелищное развлечение, а на созерцание и размышления – это фантастика интеллектуальная, вдумчивая и спокойная, со множеством нравственных дилемм, которые предстоит решить персонажам и зрителям. Давно пора – Россия уже потеряла статус самой читающей страны мира, так пусть хоть кино заставит людей задуматься!
Фильм замечателен тем, что хорошо показывает связь времён и поколений и общность судьбы нашего народа, тянущейся сквозь годы, а ведь это именно то, что так стремятся разрушить временщики Deep State – глобальные финансовые паразиты и служащие им маргинальные отщепенцы всех стран, космополиты без рода-племени, для которых Родина там, где слаще жрать и мягче спать. Это своеобразная прививка для молодёжи от паскудства мира всеобщего потреблядства, эгоизма и извращений «с жиру» беснующихся инфантилов!
«Хронос» получился хорошим, душевным и светлым сборником экранизаций булычёвских новелл. Скорее всего, создатели изначально думали о создании цикла фильмов, посвящённых творчеству Кира Булычева – в моём понимании это дерзкая и блестящая попытка создать из его историй нашу российскую Киновселенную: назовём её, к примеру, КВБ (Кино-Вселенная Булычёва). И если, например, британско-американский проект «Чёрное зеркало» говорит о чудовищных технологиях и бездушных людях, запугивая зрителей, то КВБ будет рассказывать о противоположном – о том, что всегда можно найти выход: позвонить, напомнить, объединиться и зажечься мечтой, реализация которой приведёт нас всех к гармонии и любви.
Мы с женой покидали зал с чувством приятного послевкусия – после просмотра фильма в душе остаётся ощущение чего-то доброго и светлого, как после прочтения книг Булычёва.
В общем, фильм «Хронос», как и сами рассказы Булычёва, просто обалденный! Рекомендую всем, кто ещё способен задумываться о смысле жизни, к обязательному просмотру – и непременно с детьми и внуками! Люди моего возраста насладятся замечательной советской классикой и наполнят души тёплой ностальгией, а молодёжь и дети получат воспитательный заряд чести, совести, жертвенности во имя любви и добра, а также получат незабываемый урок человечности и хотя бы минимальную инъекцию от пропагандируемого из каждого утюга либерально-сатанистского мира чистогана, эгоизма, «эффективного менеджмента» и «личностного роста».
Ведите детей на «Хронос», друзья! С Богом!
28 июл. 2022 г., 01:19:54
А мне понравилось, переплетения времен, и наше время и прошлое и будущее, интересно, Спасибо🙏
Фильм «Хронос» учит честности, порядочности, заботе о ближних. Напоминает о главных достойных страницах нашего советского прошлого. Контрастно показывает обеспеченность современной жизни и непростые условия, в которых жили и побеждали наши дедушки и бабушки. Подробнее в рецензии.
На удивление хороший фильм 🎥
Не совсем было понятен переход от нашего времени к 1943, как будто посмотрел два фильма)))
Три истории было бы лучше хоть как-нибудь связанные друг с другом сделать. А так это фактически склеенные короткометражки.