Чему учит (коротко)
Картина учит быть дружными, проявлять смекалку, смелость, помогать товарищу в беде. Высмеивает лизоблюдство и работу по шаблону.
В то же время финал многое переворачивает в посыле зрителям, дискредитируя дисциплину, начальство и порядок. Главный герой так и не признаёт свою ошибку, не исправляется. На символическом уровне звучит призыв «долой глупое руководство, айда все на запретный остров, там вам будет счастье!»
Мнение цензора (подробно)
Рецензия содержит спойлеры,
показать рецензию
Спойлер — информация, содержащая сюжетные подробности, ознакомление с которыми разрушает интригу от просмотра фильма.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». К чему фильм готовил советских детей?
В фильме есть как много положительного, так и сильный отрицательный посыл, который многие не замечают.
Прежде всего, картина погружает в атмосферу советского детства – с верной дружбой, искренними отношениями, заботой о детях, пионерской жизнью и прочими приятными моментами. В центре внимания – коллектив ребят лагеря, заботящийся о своём провинившемся товарище Косте Иночкине, который после строго наказания со стороны директора оказался в подпольном положении.
Друзья всячески стараются помочь Косте, придумывают, как его тайно кормить, как незаметно проводить на разные мероприятия и самое главное – как помочь в день, когда приедут родители, и его тайна может раскрыться.
С другой стороны, нам показывают руководства лагеря. Во главе него стоит строгий директор, требующий соблюдения дисциплины и правил. Также есть несколько вожатых, завхоз и колоритная медсестра, тщательно следящая за гигиеной. Кстати вопрос гигиены в лагере поставлен на очень высокий уровень, но авторами фильма такой подход доводится до абсурда и высмеивается как неправильный.
Основной конфликт разворачивается вокруг решения директора выгнать Иночкина за его очередной проступок – во время купания он уплыл на «запретный остров» (так называется один из островков в реке, где купаются дети). Директор хоть и строг, но во многом прав, так как это третье сознательное нарушение правил мальчиком, и его пример расхолаживает весь коллектив.
Тем не менее, другие ребята и вожатые так не считают, и всячески стараются помочь Косте – на этом и строится большинство комичных ситуаций. Юмор во многом детский и добрый – но есть и явно вредные или глупые вставки. Например, сцена в кинотеатре, в которой детям показывают иностранный фильм с пошлым эпизодом. Взрослые прячут от детей пошлость (закрывают экран), но сами при этом смотрят его с интересом и зрителю тоже демонстрируют. Глупо выглядит эпизод с персонажем, который появляется в разных сценах и всё время задаёт один и тот же вопрос «а что это вы тут делаете?» Другие ребята от него каждый раз грубо избавляются – что достаточно странно на фоне остальных дружеских отношений в коллективе. Зачем-то добавлено много сцен с голыми детьми. И самый вредный юмор в финале.
Если бы картина закончилась тем, что Иночкин и директор помирились, мальчик признал бы свою ошибку и пообещал не нарушать в дальнейшем действительно важных правил, а директор при этом проявил понимание и снисхождение, то с воспитательной точки зрения всё было бы верно. Однако авторы картины сделали совсем другую концовку и в результате смысловой посыл получился иным.
Помимо того, что директор является сторонником дисциплины и порядка (что в целом правильно), его также наделили крайне отталкивающим качеством – лизоблюдством перед начальством. Он всячески лебезит перед приехавшим в лагерь важным чиновником, которому это самому не нравится, так как он просто хочет проведать внучку в родительский день.
В результате такого поведения в финальной сцене работники лагеря, Иночкин, чиновник и дети все объединяются против директора, с позором выгоняют его и дружно бегут на Запретный остров. Зрителю это может показаться правильным, так как тем самым фильм высмеивает и дискредитирует лизоблюдство, но, по сути, картина одновременно дискредитирует и дисциплину и порядок, то есть хорошие качества, которые также олицетворяет директор и к чему он на протяжении всего фильма и призывает окружающих, а заодно и зрителей.
Костя Иночкин, который так и не признал свою ошибку и не извинился, в результате оказывается «на коне», что также неверно с воспитательной точки зрения. Да, он прошёл много испытаний, но он их получил по заслугам, и в конце должен был исправиться, а этого не происходит.
Последние кадры фильма показывают зрителю, как все ребята и даже взрослые забегают в воду, чтобы уплыть на запретный остров. При этом, сам остров показан явно как некий символ, так как многие герои на него просто перелетают, а не добираются вплавь.
И этот символизм не случаен. В годы, когда вышел фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» с «запретным островом» могли ассоциироваться только США (поэтому и показано в фильме, что туда можно перелететь). По сути, второй смысловой ряд картины сводится к следующему посылу: «хватит слушать своё начальство, избавляйтесь от неадекватного руководства и тогда путь к запретному счастью будет для вас открыт».
Сегодня мы все видим, что в действительности стоит за этой иллюзией «запретного острова» и чем заканчивается вера в иллюзии.
Если кто-то считает, что советские режиссёры не могли целенаправленно закладывать подобные «информационные мины», то прочтите книгу Фёдора Раззакова «Гибель советского кино», в которой он подробно описывает борьбу между разными советскими кланами в среде творческой интеллигенции, которая как раз и проявлялась в таких «фигах в кармане». А эти самые «фиги» помимо символизма содержали в себе явный антивоспитательный посыл, как в этом фильме.
16 окт. 2022 г., 08:10:48
Картина учит быть дружными, проявлять смекалку, смелость, помогать товарищу в беде. Высмеивает лизоблюдство и работу по шаблону. В то же время финал многое переворачивает в посыле зрителям, дискредитируя дисциплину, начальство и порядок. Главный герой так и не признаёт свою ошибку, не исправляется. На символическом уровне звучит призыв «долой глупое руководство, айда все на запретный остров, там вам будет счастье!»