Пропаганда-подтверждение официального исторического мифа о Холодной Войне, забалтывание правды о совместной геополитике СССР и США во второй половине ХХ столетия. Посылы: "семья - это сложно", "убивать ради высшего блага - правильно", "алкоголь - это нормально", "курение - это нормально".
Сериал "Американцы" ("The Americans", 6 сезонов, 2013-2018) понравился необычным сюжетом, атмосферой, игрой актёров, отличается в выгодную сторону от большинства телешоу на шпионскую тематику грамотным и реалистичным сценарием. Работа сценаристов впечатляет, не только главные герои, но и остальные персонажи вызывают интерес, сочувствие и сопереживание. Исполнители главных ролей Мэттью Риз и Кери Рассел соединились друг с другом и в реальной жизни, пресловутая "химия" между их персонажами - лишь одно из достоинств этого сериала. Ну а главное преимущество - это, конечно же, наличие сквозного сюжета, нет никакой сюжетной самостоятельности отдельных серий (как в сериалах - так называемых "процедуралах", ситкомах), даже отдельные сезоны неотделимы сюжетно, несколько лет сериал мог держать в напряжении телезрителя, хотя лично я просмотрел его за пару месяцев, и, признаюсь, это было весьма увлекательно.
Главные герои - муж и жена, проживающие в начале и середине 80-ых годов XX века в уютном американском пригороде, выращивают двоих детей школьного возраста, девочку и мальчика, работают туристическими агентами в собственной турфирме. При этом с первых же сцен зрителю ясно: благодушная и обаятельная семейная пара - глубоко законспирированные советские разведчики, шпионы-убийцы, родившиеся в России. Их дети ничего не подозревают об их деятельности.
При этом, несмотря на выдающуюся подготовку, в этой семейной парочке советских шпионов нет ничего "супергеройского", нереалистичного, да, они фанатики и убийцы-душегубы, уничтожающие всех свидетелей своих злодейств и тех кто просто оказался на их пути к служению Родине. Их мерзкие поступки, кроме обычной шпионской логики, получают дополнительное оправдание, так как никто не сомневается: США как страна заслуживали того, чтобы там работали наши шпионы, США - наш бывший (а может, и нынешний) геополитический враг. Так ли это? Об этом в конце обзора. Но ощущение геройского ореола вокруг главных персонажей - меня, как человека, родившегося в СССР, - не покидало при просмотре сериала.
Вызывают сопереживание и второстепенные персонажи этого сериала, пресловутое "раскрытие персонажа" на высоте, сценаристы - молодцы. Но если мы присмотримся ко всем персонажам и их моделям поведения, то легко заметим, что почти все они
а) курят
б) не дураки выпить
в) без семьи или с проблемами в семье
Да, в сериале есть табак, алкоголь, хоть и не в таком количестве как в российских сериалах. Гораздо ощутимее пропагандистский посыл насчёт семейного счастья, "вот, смотри, какие хорошие и интересные люди, но вот в семью у них не получается, ну ничего, зато всё равно они хорошие и интересные люди, а семья - это уж как получится, ну не получилось - ну что ж, смотрите, вот как надо себя вести если у вас проблемы в семье".
В сериале не так уж и много "экшена", скорее он про психологическое противостояние. Но насилие, убийства - не только присутствуют в сериале, но и не получают по итогу развития сюжета надлежащей моральной оценки.
Традиционное для всех американских фильмов очернение России и СССР скорее присутствует чем отсутствует, но оно подано двояко. Сериал не выглядит заведомо антисоветским. Тем не менее, уже в первой серии "жену" в "процессе обучения" в КГБ изнасиловал один из офицеров, а сбежавшая от американского правосудия секретарша из ФБР, выдававшая секреты нашим героям, с отвращением готовит на отвратительной советской кухне какой-то отвратительный советский салат в одной из серий предпоследнего сезона. Не очень лестно показана и советская "легальная" резидентура в посольстве, тёмные и дремучие помещения, в которых сидят странные и слегка дремучие русские. Такие мелочи весьма эффективны как пропаганда.
Но мы вернёмся к главной теме нашей статьи. Да, есть реклама алкоголя и табака, да, есть внушение "семья - это сложно", да, есть внушение "убивать ради Высшей Цели - правильно", но что ещё? Ведь всё это можно было изготовить гораздо дешевле. Зачем на фоне потоков цифрового ширпотреба вдруг собрали в группу отличных актёров и отличных сценаристов, и изготовили отличное зрелище длиной в шесть сезонов?
Сериал "Американцы" - это реклама государства. Не какого-то конкретного государства, США или СССР. А реклама Государства вообще, в принципе, государства как Большого Брата, защищающего нас от наших врагов, денно и нощно, любыми доступными методами. Сериал как бы исторический, описывает годы сорокалетней давности, следующие поколения будут судить об эпохе по таким вот телепродуктам. И что же они увидят?
Ключевой миф, который нам пытаются продать - вот он. Якобы СССР и США были врагами в Холодной войне. Якобы СССР и США настолько ненавидели друг друга что даже кушать не могли. И даже засылали друг к другу супершпионов, с лицензией на убийства и прочие методы. И это не воспринимается как пропаганда -- если не знать правду о той эпохе. А правда - слегка сложнее чем то, что в нас пытаются запихнуть в школах на уроках истории и через средства массовой культуры.
Анализ всей мировой истории конца ХХ века убедительно показывает: никакого действительного противостояния между СССР и США не было. Холодная война - остаётся самым кровавым конфликтом в истории человечества. Но Холодная война - это совместная, взаимовыгодная и согласованная зачистка стран третьего мира между СССР и США. При этом страны третьего мира не понимали, с кем воюют, им преподносили противостояние между НАТО и социалистическим лагерем и заставляли выбирать сторону. Многие и многие страны по всему миру были затерроризированы этой доктриной. Стоило какому-то президенту или вождю какой-либо скромной третьей страны повести свою политику, не увязанную с большими братьями из Москвы и Брюсселя - сразу же на его территории вдруг откуда-то возникали кем-то вооружённые повстанцы (от СССР или от США), а другая сторона (от США или от СССР) начинала назойливо предлагать свою помощь (оружие, деньги, оружие за деньги) от этой угрозы.
Речь не только про Вьетнам или Афганистан. В Индонезии, Руанде, обеих Конго, Колумбии, Боливии, Пакистане, Никарагуа - миллионы людей гибли в искусственных конфликтах, в которых обе противоборствующие стороны, порой не осознавая этого, управлялись из единого всемирного центра. Именно так доминирующая геополитическая сила применяла принцип "разделяй и властвуй" вместе с тотальным контролем умов средствами СМИ и массовой культуры. Только когда была запущена всемирная реклама СПИДа и планирования семьи - кровавая бойня по всему земному шару стала слегка стихать. Но учебники истории уже написаны - и они написаны по газетным заголовкам.
Современный наблюдатель уже может наглядно видеть, как разные национальные государства и геополитические союзы, декларируя противостояние и отстаивание собственных интересов, всё делают сообща, совместно и согласованно проводят различные информационные кампании. Но, к сожалению, современный наблюдатель-обыватель уже слишком угнетён своим воспитанием, своим образом жизни и ложными картинами мира в своём мозгу. Физиология современного молодого человека такова, что ему проще испытать подсунутую эмоцию ("не смешите наши искандеры") вместо вдумчивого анализа.
При этом поддержание официального мифа о Холодной войне велось уже тогда. Скорее всего и в СССР и в США существовали подразделения разведслужб, в которых служили люди, достаточно грамотные для проведения разведопераций - но недостаточно грамотные чтобы раскусить навязываемый выбор между двумя полуправдами. Существовали истории по типу той, что была рассказана в сериале. Существовали смелые порядочные люди, согласившиеся ради идеалов своей страны, патриотизма и классового сознания, вести такую вот скрытую вооружённую борьбу в тылу врага.
Подведём итог: что нам пытается продать сериал "Американцы" ?
- официальный миф о Холодной Войне, заговаривание правды о совместной геополитике СССР и США во второй половине ХХ столетия;
- тезисы "семья - это сложно", "убивать ради высшего блага - правильно", "алкоголь - это нормально", "курение - это нормально".
Престижность жизни в криминальном мире. Ложные стереотипы поведения при получении диагноза "рак". Шаткость или полное отсутствие доверительных отношений между людьми. Тяжести наличия семьи. Из плюсов - креативность, способность обходить шаблоны.
Ну что же, по случаю Дня Солидарности Трудящихся, через 100 лет после того как Сакко и Ванцетти были приговорены к смертной казни, как следует пройдёмся словесно по буржуйской реальности, и поможет нам в этом обзор сериала. А именно, смотрю сейчас заново "Во все тяжкие" (2008) в гоблинском переводе, из-за которого (перевода), сериал вдруг стал называться "В разнос", короче, Breaking Bad.
Я уже шутил неоднократно по поводу прекрасных и горячо любимых народом сериалов про мужественных уголовников, добропорядочных наркоторговцев и находчивых мошенников. Просто меня, воспитанного в СССР, всё ещё дико поражает контраст между современной повесткой дня и "Я не могу бросить родной завод".
Чем талантливее сделана пропаганда, тем больше вреда она наносит обывателям. Итак, что же рекламирует этот сериал? Это не тот случай когда следует бояться говорить банальности.
Первое.
Реклама уголовного образа жизни. Сквозной нитью противопоставление мира обывателей-трудяг и мира криминала, поданного как царство какой-то там свободы от навязанных обществом правил. Уже второй убитый главным героем персонаж перед смертью рассказывает, как работал в мебельном магазине отца, как отец умудрялся впарить товар по завышенной цене из-за "пролонгированной гарантии", как он "послал всё" по тексту и со временем освоил прекрасную и благородную, возвышенную и утончённую профессию наркоторговца. Сам главный герой вроде как страдает от нереализованности в нормальном мире, "никогда не имел права голоса" под каблуком у жены и денежных проблем, при этом по таланту мог бы стать богачом (как его бывший партнёр по хим. исследованиям), но "становится мужиком", только начав нарушать закон самым брутальным образом.
Мысль о том что дисциплинированный созидательный труд на благо общества требует мужества никогда и нигде не озвучивается в современной смрадной массовой культуре, самое близкое по контексту - это знаменитое "Мы и есть государство" от Саши Белого (Бригада), но степень этой близости можно разглядеть только под микроскопом. Сейчас, правда, принято величать мужественными героями сотрудников медицины, но эту ересь уже даже стыдно разоблачать.
Приятель Джесси Пинкмана устал вертеть стрелкой в ростовой кукле и хочет изготавливать наркотики вместе с ним. Благополучный и правильный малолетний брат Джесси, выбирающий между игрой на пикколо и игрой на гобое, втихаря ныкает по хате косяки. Ну а самая выразительная фигура в пропаганде первого пункта - это, разумеется, главзлодей Фринк. Напряжённо и сосредоточенно драивший фритюрницу от жира в своей забегаловке. Перед тем как эту забегаловку сжечь ради страховки и благосклонности мексиканских наркобаронов (это уже из спин-оффа). Мораль проста и очевидна: хочешь работать на дядю - вот, пожалуйста, смотри, какие на самом деле дяди являются работодателями.
Второе.
Реклама рака. Большинство обывателей не имеют даже намёка на понимание физиологии человека. В том числе и многие те обыватели, которые работают в медицине онкологами и консультантами. А также преподавателями в мед. вузах. Они никогда не проводили гисто- и цитологических исследований опухолевых тканей, никогда не занимались фармакологическими исследованиями, никогда не занимались синтезом медицинских препаратов. Всё, что они знают об онкологии, - навязывается именно смрадной массовой культурой вроде этого сериала. "Смотрите, вот как надо себя вести если у вас рак".
В сериале главный герой мучается от кашля, теряет сознание, ему ставят онкодиагноз, он судорожно ищет и тратит шестизначные суммы на лечение под стенания и причитания "родственников и друзей". Пропаганда в том, что в реальной жизни последовательность немного другая. Врачи отлавливают богатенького или неугодного властям человека, запугивают его диагнозом, назначают копеечные лекарства, от которых начинаются мучения, врачи дальше внушают, что "это болезнь прогрессирует", -- и назначают уже другие методы лечения, такие как отрезание кусочков органов, радиационное облучение и дальнейшая потрава уже более сильными медикаментами.
Порочность и беспринципность рекламы рака в этом сериале просто чудовищна. Ни один порядочный человек, если судьба вдруг распорядилась так, что он стал онкологом, -- не будет чувствовать себя в своей тарелке, изучая брошюры от фармакологов с процентами смертности для каждого препарата. Никакой онколог не контролирует ничего, лишь выполняя ту функцию, которой его обучили в медвузе. Я знаю о чём говорю: принципиально нет никакой разницы между сознательным вредителем и идиотом. Практическая разница для отрасли только одна: обыватель с улицы меньше готов заподозрить обман со стороны врача-идиота, потому что врач-идиот сам верит в то, чему его научили (не будут же ставить пятёрки на кафедре онкологии медвуза за то, что ты вызубрил откровенно антинаучную чепуху), а вредителя интуитивно можно почувствовать и хотя бы подсознательно - но умножить на ноль всё, что он тебе втирает.
Но в волшебном мире кино всё иначе, врачи не колеблются ни секунды, знают что делают, чисто спортсмены на поле борьбы с ужасным канцером. А главный герой, химик по образованию и блестящий химик по сути - слушается их во всём. Видимо, из-за своей образованности.
Третье.
Модели поведения в повседневной жизни. Пресловутый "быт". Уже были многочисленные исследования на тему алкоголизма в СССР: даже после грандиозной войны, когда спирт был самым доступным антисептиком и анестетиком - не было повального пьянства в народе. Пьянство началось с комедий Гайдая и с появления новых химических добавок в ликёроводочной продукции. Пьянство началось с анекдотов про пьяниц. И в сериале Breaking Bad тоже много смешных ситуаций, помогающих просунуть нужные установки в мозги зрителям.
Горизонтальные связи между участниками действа или отсутствуют начисто, или принимают уродливый оттенок из-за крайнего эгоизма каждого участника. Общество разъединено по сути, отдельные группы объединяются не для поддержки друг друга и самого общества - а для достижения каких-то своих сиюминутных целей. Например, упороться. Свобода понимается исключительно как возможность лично самому воротить что хочется. Ну и общий поток сцен, модели поведения для разнообразных ситуаций, смотришь на которые - и думаешь, почему у людей нет ни мудрости ни фантазии, чтобы поступить иначе, а не как принято-навязано.
Сериал, конечно же, шедевр. Но этот шедевр сейчас не вызывает ничего кроме отвращения. Неестественная человечность, лживые модели поведения, отвращение к созидательному труду, гнилой разврат. Позорище всем тем, кто считает дОлжным такое общество, такой образ жизни и такую власть, при которой снимаются такие сериалы.
Берегите себя и своих детей от этого кала.
Не получилось уберечься - задумайтесь над тем, с какой целью создаётся именно такая пропаганда, какими именно качествами власть предержащие хотят наделить обывателей с помощью подобной пропаганды.
P.S.. Забыл добавить. Пропаганда семейных ценностей же. Жена — "соглядатай из КГБ", сын — ДЦП, сестра жены — клептоманка, муж сестры жены — жлоб (поверхностно воспитанный человек, чьё поведение в основном раздражает окружающих). Дети, когда вырастете и заведёте семью, смотрите что это может быть за семья - таков посыл пропаганды.
Косметика, макияж, крашеные волосы, геи - это нормально, шутки "нашего" шоу - смешные, вульгарное поведение людей в обществе - допустимо.
Проанализировал посыл 1-й серии 7-го сезона (143). Выявил такие установки зрителям:
1) Косметика, макияж - это нормально
Кто-то считает это нормой, я считаю это пропагандой и всегда буду это отмечать. Женщины напрасно думают что становятся лучше, эффектнее и красивее, применяя косметику с такой интенсивностью. Нелепая, абсурдная, но слишком прочно укоренившаяся традиция. Здесь ещё стоит упомянуть про традицию маникюра, отращивания и разрисовывания ногтей. Варварство. Досредневековое варварство
2) Крашеные волосы - это нормально.
Женщины решают слегка сменить имидж и затем становятся заложницами этого своего имиджа, волосы растут, корни волос становятся непокрашенными, ходить с непокрашенными корнями - некрасиво, но деваться особо некуда (и в Comedy Woman - ходят, даже на заставке), а если почитать "Как смыть краску с волос: декапирование", то просто приходишь в ужас. Извините, дорогие женщины, но так дела не делаются, это несерьёзно и несолидно подсаживаться на краску для волос словно американские дети конца 19-го века на кока-колу с кокаином
3) Геи - это нормально. Геи существуют.
Мой счётчик шуток про геев сломался ещё до середины выпуска, потому что в какой-то момент я понял что не могу понять, какая шутка - про геев, а какая - не про геев. Такое ощущение что индустрия шуток про геев развилась до такой высокой степени, что только посвящённые, пересмотревшие все предыдущие выпуски шоу, могут уловить смысл некоторых шуток. Видно что тема навязчивая. Указывалось умными людьми, что явление перестаёт казаться общественно опасным после профессионального высмеивания, после того как это явление стало темой для шуток на всю страну, так что юмористы-сценаристы шоу Comedy Woman пропагандируют то, про что шутят
4) Шутки шоу Comedy Woman (и других аншлагов) - смешные
Традиционная технология закадрового смеха из зала, применённая ещё в древнем английском юморном телешоу "Monty Python Flying Circus". Действительно, иногда можно улыбнуться какой-то шутке с закадровым смехом, но если бы она прозвучала в тишине - даже улыбки не вызвала бы. Иногда ещё после отдельных шуток показывают смеющихся красоток "из зала", только как-то неестественно смонтировано. В целом вывод по качеству юмора такой же как и по качеству остальных товаров массового потребления. Начиная с какого-то момента с увеличением количества выпускаемой продукции падает качество. Это может быть разная продукция, обувь или саундтреки к кинолентам или шутки для отдыхающего после работы перед телевизором народа. Человек перестаёт вкладывать душу в свой труд и превращается в винтик механизма. Остроумный человек и ремесленник камеди-цеха - два разных человека, и обычно именно первый деградирует во второго.
5) Образ жизни людей
Комики на сцене обыгрывают какие-то жизненные ситуации, в которых упоминаются или подчёркиваются те общественные ценности, которые якобы общество разделяет.
Например, внешность и красота женщины - единственный критерий для оценки её достоинства.
Например, всем присуще употребить алкоголь, алкоголь является своего рода ценностью.
Например, люди общаются между собой в крикливом тоне, как на базаре, с постоянными насмешками друг над другом, не обязательно смешными, и эти насмешки воспринимаются второй стороной как нечто обычное и естественное. (Конечно, логично громко произносить реплики на сцене - чтобы зрители в зале тебя услышали, и каламбурить, чтобы наполнить время выпуска юмористического шоу; но, на мой взгляд, сценаристы шоу потеряли меру в своей крикливости и пропагандируют неприятную манеру общения, которую легко можно было бы назвать жлобством).
Например, культ денег ("в грязи валяются бомжи - с бомжами рядом не лежи").
Например, все знают что такое проституция, и готовы это обсудить в любой подходящий момент.
Например, и в семье и в любом коллективе каждый остаётся эгоистом и не собирается кому-то сопереживать и в чём-то уступать.