Мультфильм о настоящей любви - жертвенной и бескорыстной. В противовес этому чувству поставлены пошлость и разврат, эгоистичные и губительные.
Это один из самых моих любимых мультфильмов. Признаюсь, поняла я его не с первого раза. Но пересматривая снова и снова, я начинала вникать в суть, замечая все новые детали. Удивительно глубокое содержание покорили меня.
Начну с такого интересного факта, что для создания мультфильма применялся необычный способ масляной живописи на стекле. Сначала наносится изображение, а для следующего кадра часть стирается и перерисовывается. Таким образом создаётся очень оригинальная мультипликация. Возможно, анимация не всегда плавная, но при этом каждый кадр мультфильма выглядит как картина маслом. Режиссер и аниматор Александр Петров за другую свою работу в этой технике - "Старик и море" - совершенно заслуженно получил награду "Оскар". Такая мультипликация формирует чувство вкуса.
За основу мультфильма "Моя любовь" был взят сюжет романа Ивана Шмелева "История любовная". Главный герой - 16-летний гимназист Антон. Пылкий юноша начинает искать свою настоящую, чистую любовь. Его увлекают две совершенно не похожие друг на друга девушки - веселая горничная Паша и образованная и утонченная соседка Серафима. Мысли юного героя пленяет то одна, то другая, и зрителям вместе с гимназистом Антоном предстоит разобраться, что же скрывается в душе каждой из них.
Этот мультфильм - о любви в двух ее крайних проявлениях. Первая любовь ошибочно так называется. На самом деле суть ее - грубая и эгоистичная пошлость, желание использовать другого человека ради наслаждения. Вторая любовь - та самая настоящая, жертвенная и бескорыстная. Используемые образы подсказывают нам эту разницу. Все, что связано с пошлостью, ассоциируется с огнем. Пламя охватывает дом пастуха, в котором происходили измены; Серафима появляется на фоне огненного змея в храме; друг Тони, подразумевая пошлые желания, говорит о подсолнухах - "огненных" цветах. С другой стороны, чистая любовь ассоциируется с водой. В своих фантазиях гимназист часто плывет с возлюбленной по воде. Его помыслы чисты и невинны. Паше он дарит уточку с духами. Да и сама горничная то стирает, то приносит подснежники в воде.
В мультфильме есть много других говорящих деталей. Например, кошечка Серафимы царапает Антона. Пушистый кот, который заходит в комнату героя после ухода Паши, ласково мурлычет.
Если понаблюдать за ракурсами, Серафима часто смотрит свысока, надменно. Пашу же не раз мы видим стоящей на коленях с робким взглядом.
Есть ещё интересный символ - глаза как душа. "Дайте мне Ваши глаза," - просит Антон Серафиму, как бы говоря: "Я хочу прикоснуться к Вашей душе". Но девушка старательно их прячет. Потом же оказывается, что ее глаза изувечены - так же, как и душа.
Наступает развязка. Пошлость несёт за собой болезнь и смерть. Юный гимназист тяжело заболевает, его голова "горит огнем". На помощь приходит чистая любовь, которая тушит пылающее пламя. Пашенька приносит себя в жертву ради любимого. Все становится на свои места, теперь мы понимаем суть каждой героини.
***
Восток - он вдумчив и наблюдателен. В классическом японском аниме есть много характерных сцен: шелест листьев на ветру, журчание ручья, долгий взгляд героя, устремленного вдаль. Запад - он энергичен и ярок. Характерные герои западных мультфильмов - активные, эмоциональные, харизматичные. Но русская культура тоже имеет свою особенность. Она, прежде всего, о душе. Мне кажется, сейчас мы забыли себя самих и стараемся подражать другим - но выходит нелепо. А когда мы следуем себе, появляются такие шедевры мультипликационной анимации, как "Моя любовь". Тут раскрыты очень важные духовные законы. Обратите внимание на то, как много героев несут разврат, а настоящая любовь живёт только в душе Пашеньки. Увы, так и есть в реальности. Искренне любящих сердец очень мало. Это очень важно понимать и не менее важно - научить такому пониманию наших детей.