Чему учит (коротко)
Фильм учит детей (он же рассчитан на детскую аудиторию), как стать осатаневшим существом, опасным для общества и всего живого.
Мнение цензора (подробно)
Я давненько обратила внимание на то, что если сравнить советских подростков/советскую молодежь и людей, выросших в 80е-90е, можно увидеть огромную разницу между ними. Отличаемся всем: чертами лица, взглядом, манерой говорить, речевыми оборотами, кругозором, мировоззрением, ценностями, физическими способностями, мышлением (например, я заметила такую закономерность: у людей, формировавшихся и взрослеющих позже наших дедушек, бабушек и родителей, преобладает клиповое мышление и неспособность концентрировать внимание на видео, длящихся дольше 1-2х минут и текстах, длиннее половины экрана смартфона). "Почему так?" - думала я.
Ответ на этот вопрос я нашла в фильмах (мультфильмах, и прочей медиа-продукции), формировавших всех нас, если не считать исторически обусловленных событий и контекста времени. Если наши бабушки, дедушки, мамы и папы были взрощены на советском кино и мультипликации, которые тогда подвергались цензуре, несли собой цель воспитательную и образовательную, то люди, рождённые в 80х-90х годах, после падения так называемого "железного занавеса" и в момент нахлынувшей в Россию и страны ближнего зарубежья "свободы", стали воспитываться и расти на западных мультиках и фильмах.
Любой ребенок поведётся на что-то броское, необычное, весёлое и красочное. Собственно, с этой целью и придумали детский кинематограф: вкладывать подрастающим поколениям (их много) определённые идеи под красивой обёрткой.
Итак, сегодня предметом обсуждения будет американский фильм "Трудный ребенок" (обе части, 1990 и 1991 г.)
Я хотела бы заострить внимание на том, что данный фильм - это собирательный образ практически всех американских детских фильмов. И вот, почему. В "Трудном ребёнке" присутствует средоточие всех черт американских культовых кинокартин для детей. Загибаем пальцы:
1. Ребёнок вьёт веревки из взрослых, которые для него нисколько не авторитет (речь идёт о том, что никто из взрослых не представляет особой важности и авторитетности для ребёнка), даже родители; процесс воспитания и установления доверительных отношений между родителями и ребёнком высмеивается и представляется чем-то нелепым, убогим и смешным
2. Буффонада (драки без травм; когда на голову человеку летит наковальня, падает, а ему не больно; огнеопасные игры, поджигания, подрывы домов, людей, без последствий - и всё это преподносится смешным, комичным и весёлым, отбивая у ребёнка элементарный инстинкт самосохранения и способность чувствовать чужую боль. Это приводит к формированию цинизма и жестокости в человеке)
3. Поверхностные переживания и эмоции у персонажей (никаких экзистенциальных кризисов у персонажей, сложных вопросов и поиска на них ответов, ни попытки узнать себя, найти своё место в жизни, ни тяги к созиданию. Не дали конфетку? Ребёнок сразу бросается в слёзы и истерики, а взрослые орут, визжат и пользуются ненормативной лексикой)
4. В связке с этим идёт отсутствие демонстрации причинно-следственных связей и воспитательной составляющей (всё крутится вокруг ребёнка и его хотелок: если не исполнить сиюминутно его прихоть - он загрустит или начнёт пакостить, а взрослые впоследствии сдадутся и сделают всё, чтобы ребёночка успокоить. "Чем бы дитя не тешилось - лишь бы не вешалось". А как же последствия за содеянное? Как же закономерное наказание за проступок? Как зрителю интерпретировать то, что происходит на экране: как то, как не надо или как руководство к действию?)
5. Транслирование эгоистичной модели поведения у детей (дети не видят чужой боли, не сопереживают элементарно своим родителям или близким, не сочувствуют животным, а целиком и полностью все свои действия согласовывают со своими желаниями и потребностями, не обуздывая свои импульсы)
6. Демонстрация потребление вредной еды, вроде чипсов, фастфуда, газированных напитков и т.д. как правильного и здорового питания
7. Демонстрация развлечений и безудержного веселья как единственной цели проведения ребёнком времени
8. Кислотная и вырвиглазная цветовая гамма
9. Образ глупых (даже тупых) взрослых
10. Муссирование кишечной темы (любимые у американцев отрыжки, пуки, фекалии и другие человеческие выделения в фильмах и мультиках)
11. Образ злодея такой, что ты ему либо хочешь сочувствовать, либо подражать ему и восхищаться им
12. Посыл для ребёнка: если ты чего-то хочешь, то пытайся заполучить это любым способом, даже если придётся ради этого кого-то покалечить, убить или сломать кому-то жизнь
13. Образ глупой, распущенной, алчной, хитрой, подлой женщины (обычной любящей, заботливой, понимающей и мудрой мамы в таких фильмах нет)
14. Образ бесхребетного, нерешительного, жалкого отца, не умеющего взаимодействовать с женщинами и своим же ребёнком, или алчного, лукавого, подлого хапуги (как приёмный дедушка главного героя - Джуниора в "Трудном ребёнке")
15. Навязывание гедонистического, потребительского и роскошного образа жизни - как нормы
16. Десакрализация смерти и веры (преимущественно высмеивание и глумление над этими явлениями; смерть – это весело, и чувство страха, трепета перед лицом смертельной опасности притупляется или пропадает; а вера в Бога преподносится, как что-то нелепое, становится объектом шуток и богохульных действий).
17. Семья - это что-то временное, не такое уж важное и приятное, а измены - норма
В эту же коллекцию входят такие фильмы, как: "Гринч - похититель Рождества" (2000), "Один дома" (все части), "Сабрина маленькая ведьма" (1996), "Ханна Монтана" (2006) и т.д.
Вывод: детский американский (голливудский) кинематограф вытравливает из юного зрителя всё человеческое, превращая его в самого настоящего беса, ведь, основной особенностью таких фильмов является то, что за весь тот беспредел, который вытворяют дети, не наступают для них последствия, поэтому в детском, а потом уже и во взрослом сознании закрепляется и бетонируется идея, что можно продолжать творить беззакония, мерзости, подлости, и тебе ничегошеньки за это не будет. "Маленькие детки - маленькие бедки...", как говорится. Пока что маленькие... а что будет, когда детки подрастут?
Все те черты американского кино, которые есть в детских фильмах, разрывают связь ребёнка и его родителей (о связи поколений и любви к своим корням я молчу), делая процесс воспитания невозможным. Вот и вырастают люди, зависимые от развлечений и потребления, с клиповым мышлением и напрочь отсутствующей эмпатией и личностной глубиной. А это для будущего нашей страны и человечества в принципе, ох, как плохо... если нацию с младенчества воспитывать на таких фильмах, то этот мир обречён...
Отличный юмор, хоть и много чёрного))