Чему учит (коротко)
Фильм через художественные образы продвигает философию буддизма. История главного героя Аанга, которому с рождения было суждено стать повелителем стихий, отражает цикл перерождений Далай-ламы. Поэтому логично, что по сюжету всё вращается вокруг медитаций, мест силы, монахов и мира духов.
В целом кино поощряет концепцию избранности и формирует у зрителей магическое мышление, что вряд ли будет стимулировать детей изучать науку и школьные предметы.
Мнение цензора (подробно)
Много слышал о сюжете мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге», но столкнуться с ним ближе получилось только сейчас – во время просмотра фильма «Повелитель стихий», снятого по событиям культового мультсериала. Весь текст рецензии написан только на основе просмотра картины «Повелитель стихий».
По сюжету фильма есть четыре цивилизации, владеющие различными видами магии: огня, земли, воды и воздуха. Все народы долгое время жили в мире, так как управлял ими великий Аватар, способный соединить в себе все четыре стихии. Также только Аватар способен перемещаться в мир духов и общаться с ними, этот навык ему необходим для поддержания гармонии и равновесия во вселенной. Вот такая уникальная личность.
Ключевая вредная идея фильма, на мой взгляд, в том, что никто из простых жителей даже в теории не может стать Аватаром. Аватаром можно стать только при рождении, если умрёт предыдущий Аватар, и его душа тогда переродиться в новом теле. Соответственно все народы пассивно подчиняются применяемой в отношении них силы, и ждут, когда вернётся Аватар, который всех спасёт.
Это классическая идея избранности, которая встречается во многих философских системах и современных фильмах, особенно супергеройских, но, по сути, она утверждает, что одни от рождения лучше других.
Ключевой конфликт фильма в том, что ребёнок народа воздуха по имени Аанг в детстве был определён как новый Аватар, которому предстоит взять на себя миссию поддержания баланса во вселенной. При этом Аватар не может жить обычной жизнью и иметь семью, детей. Это такая своеобразная «жертва» за избранность.
В общем-то почитайте, как выбирают очередного Далай-ламу (который в буддизме считается реинкарнацией Будды), как он живёт, и увидите все те же события и испытания, которые показаны в фильме. Далай-ламе также нельзя иметь семью, и его также выбирают в младенческом возрасте.
Аанг не хочет брать на себя эту великую миссию, и потому убегает, по случайности оказывается заморожен в воздушной сфере и возвращается только через сто лет. За это время мир сильно меняется, гармония пропадает, народ огня начинает вести захватнические действия, строит военные машины и стремиться всех захватить, установив тотальный контроль. Кстати, это явная аналогия на современный мир, в котором «народ огня» олицетворяет, конечно, западная цивилизация. А решение по логике фильма должно прийти с Востока – от буддизма и медитирующих монахов.
В общем-то, как следует из развития событий, Аангу по ходу сюжета надо овладеть всеми четырьмя видами магии (а для этого надо посещать храмы, места силы, читать свитки, медитировать и т.д.) и по ходу дела осознать, что он был неправ, когда убежал и не захотел быть избранным. То есть фильм трактует данную философскую традицию Буддизма как абсолютно правильную, и к этому же выводу мягко подводит зрителя.
Есть в сюжете и другие герои, которые помогают Аангу. В целом все ведут себя честно, смело и самоотверженно, в этом плане вопросов в картине нет. Поверхностно, она вроде как позитивная, но это если не углубляться в суть и не понимать последствий принятия обществом того, что есть некие от рождения «избранные».
Далее приведу отрывок из своей рецензии на книгу Далай Ламы «Этика в новом тысячелетии», которую довелось прочитать пару лет назад.
«…Если взглянуть на биографию Далай Ламы, то становится понятно, что его образ жизни достаточно далёк от того пути, который проходит обычный человек. Например, у него нет и не было жены и детей. Меня всегда это поражало, что во многих религиозных системах есть институты монашества, основанные на том, что человек добровольно отказывается от семьи и детей, чтобы «стать ближе к Богу» или «лучше познать Бога». Но ведь семья и дети – это естественная составляющая пути развития человека, заложенная самим Творцом или, как минимум, Природой. Каким образом можно стать ближе к Богу, добровольно, а не вынужденно, отказавшись от предлагаемого им естественного пути развития?
В буддизме этот парадокс объясняется тем, что Далай Лама – это очередное воплощение Будды, у которого было много земных жизней, и потому «семейный этап развития» он уже прошёл и теперь выше этого. Но при таком подходе, как мне кажется, люди берут на себя слишком многое – в частности они за Бога решают, что станет с душой человека после смерти (если даже взять за истину концепцию перерождения, то почему душа по воле Бога не может воплотиться на другой планете или через тысячу лет). И в своём решении они настолько уверены, что каждый раз после смерти очередного Далай Ламы они находят нового ребёнка, которому с пелёнок снова предстоит вести этот монашеский образ жизни, считая его для себя правильным.
Но также, как кого-то можно с пелёнок убедить в том, что он «избранный Богом», а все другие народы должны служить ему, – также и другого можно с пелёнок убедить в том, что он «великий духовный учитель», и этап создания семьи им уже пройден. Вопрос только в одном – этично ли это?»
И напоследок задам ещё один вопрос. Справедлив ли мир, в котором одни рождаются магами и Аватарами, а другие даже потенциальной возможности не имеют достигнуть подобного уровня?
11 мар. 2024 г., 12:24:17
Фильм через художественные образы продвигает философию буддизма. История главного героя Аанга, которому с рождения было суждено стать повелителем стихий, отражает цикл перерождений Далай-ламы. Поэтому логично, что по сюжету всё вращается вокруг медитаций, мест силы, монахов и мира духов. В целом кино поощряет концепцию избранности и формирует у зрителей магическое мышление, что вряд ли будет стимулировать детей изучать науку и школьные предметы.