Чему учит (коротко)
Во-первых, это не сказка-фэнтези, а тяжёлая драма в стиле «нуар», кровавая и чернушная; во-вторых, эта трагедия рассчитана вовсе не на детей 6+, а на взрослых возраста даже не 18+, а скорее на 40+ и с крепкими нервами; в-третьих, искажение сути замечательных детских книжек и исторического контекста просто зашкаливает!
Мнение цензора (подробно)
Питер Пэн и Алиса в стране чудес
(Или «Фантазии и виртуальность»)
«Корячимся, как негры»
(с) В. С. Черномырдин
Сходили с женой на «Питер Пэн и Алиса в стране чудес», приквел «Алисы в Стране чудес» и «Питера Пэна». Картина была заявлена в жанре фэнтези и «6+», в превью красочно изображались волшебные истории с юности знакомых героев – битвы с пиратами, уменьшающий напиток и многое другое, а в аннотации говорилось: «Легендарные приключения начались благодаря силе воображения, унаследованного от любящей матери и фантазера-отца... Безумный Шляпник и Красная Королева, фея Динь-Динь и капитан Крюк – волшебство поджидает за каждым углом…». М-да.
В общем, мы влипли по полной, пролетели фанерой над Парижем, попали как кур в ощип, ну прям как тот несчастный мальчик из комического монолога Трушкина, который шёл на дискотеку, а попал в библиотеку – и обделался от ужаса! Мы с женой тоже чуть не обделались, только от возмущения: во-первых, это оказалась не сказка-фэнтези, а тяжёлая драма в стиле «нуар», кровавая и чернушная; во-вторых, эта трагедия рассчитана вовсе не на детей 6+, а на взрослых возраста даже не 18+, а скорее на 40+ и с крепкими нервами; в-третьих, искажение сути замечательных детских книжек и исторического контекста просто зашкаливает!
Начну с того, что я так и не понял, как оригинальное название «Come Away» (уйти) превратилось в «Питер Пэн и Алиса в стране чудес»? Если это не маркетинговый ход и не хайп, то что? Просто кто-то решил сделать сборы с посредственной картины, используя славу известных и успешных произведений, которые на слуху буквально у каждого. Каюсь, я на эту удочку как раз и повёлся. К тому же оказывается, что Питер и Алиса – брат и сестра. Да уж, вот это книгосмешение! Но они ещё и негритята – толерантизм рулит!
Это совсем не сказка! Все страшно и очень депрессивно. Якобы «обычная» семья: папа – темнокожий еще недавно простолюдин, выбившийся в люди, но, на минуточку, игрок со стажем, мама – белая аристократка с тягой к алкоголю. Как же всё нелепо и смешно! По антуражу это примерно вторая половина XIX века, Англия – простите, какие браки между аристократкой и чернокожим простолюдином?! Какие престижные школы для чёрных?! Во всем фильме присутствуют только четверо белых – все остальные азиаты, чернокожие, индусы: прямо гимн американской толерантности и политкорректности! Просто вдумайтесь – это как если бы в экранизированных сказаниях из жизни древних племён Центральной Африки везде стали бы пихать белых европейцев!
Дети живут на какой-то своей волне, да и вообще в семье каждый сам по себе, что и приводит к закономерному финалу. Фильм однозначно предназначен для взрослых, детям таких тонкостей не уловить. Что увидят дети? Да, произошла семейная трагедия. Взрослые, вместо того чтобы включиться в жизнь и обеспечить ни в чем не виновным Питеру и Алисе счастливое детство, пустились во все тяжкие: одна топит свое горе в рюмке, второй отвлекается за игровым столом. И попутно еще грызутся с ближайшей родственницей. У семьи громадные долги, умирает любимый ребёнок, отцу за карточный долг (!!!) отрубает руку (!!!) и ставит клеймо его родной брат, у детей периодически шоковые состояния и непонятные видения – много внутренней боли, совершенно взрослых проблем и невозможностью с ними справиться, алкоголя, депрессии, насилия и тотального горя. На какой возраст реально ориентирован этот фильм, для меня осталось загадкой – для ребенка сложно, больно и отталкивающе, для взрослого скучно, больно и гадостно.
А насчёт сказки – пожалуйста: маленькая девочка Алиса выпивает украденную у мамы бутылку бренди, и ей чудится, что она стремительно уменьшается. Вот и всё волшебство, вот и волшебное зелье – вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Кто ж мог подумать, что с детства радующие нас прекрасные сказки – это на самом деле алкогольный бред, белая горячка и шизофрения свихнувшихся от горя подростков!
В общем, мы с женой зашли в кинозал в предвкушении доброй волшебной сказки, а попали на психологический триллер и кровавый хоррор!
Всё это больше похоже на тоскливый артхаус, к тому же картина демонстрирует полное отсутствие хоть какой-то детской актёрской игры, но если ты чёрный – всё ОК, подходишь на роль. Да и сами дети странные: у девочки вечно недовольное лицо, а у мальчика Питера выражение лица вообще ни разу не менялось – никто не знает, роль бревна в «Пиноккио» ещё вакантна? -))
При этом в комментариях задумчивые снобы глубокомысленно пишут о том, что фильм учит креативности, верности мечте и необходимости фантазировать для абстрагирования и ухода из этого ужасного реального мира – «отъезда» в свои мысленные миры. Ну да, ну да, согласен – вот только если ты мечтаешь о дальних плаваниях, то хотя бы научись плавать – а то утонешь в маленькой речушке у самого бережка, как брат Питера, и никакие фантазии тебя не спасут!
Хотя нет, зачем же? Можно ведь жить как великий американский герой Джон Флойд, именем которого названы школы – просто грабить прохожих, а после бухать, колоться и погружаться в свои взрослые фантазии.
После премьеры фильма на кинофестивале «Сандэнс» Бен Пирсон из «Slash Film» дал фильму положительный отзыв, заявив: «Появилась новая детская классика, и эта вневременная сказка, несомненно, очарует зрителей для будущих поколений».
Да уж, господа хорошие – это просто замечательно поучительная сказочка от либералов из Deep State. А все, кто выскажет отрицательное мнение о фильме, будут обвинены движением BLM в расизме – не удивлюсь, если это кинцо еще и награды получит. Хотя в фильме присутствует и мракобесное скрепоносное ватничество – игрушечный кролик Алисы всё ещё белый! -))
В целом, от фильма остаётся неприятный осадок. Картина с двойным дном – на подкорку детям записывается мысль, что не надо взрослеть и брать на себя ответственность: оставайтесь детьми на всю жизнь, а за вас будут думать и отвечать за все ваши поступки взрослые дяди и тёти из глобалистского, «демократического», либерально-сатанистского Deep State.
Единственное, что мне понравилось в этом фильме и что я считаю положительным в сценарии – это то, что дети фантазируют и играют сами, придумывая свои миры и свои собственные сказки, развивая воображение, а не сидят за смартфонами и компьютерами, играя в придуманные взрослыми дядями игры, убивающие фантазию и программирующие детей на общество потребления, ненависть к окружающему быдлу, свою уникальность и исключительность!
Американский исследователь Д. К. Херц более десяти лет назад отмечал, что компьютерные игры являются любимым времяпрепровождением каждого второго американского подростка, а каждый десятый человек до тридцати лет не может избавиться от игровой зависимости без психотерапевта. Видеоигры стали важной частью массовой культуры и оказались даже более универсальным и наднациональным видом досуга, чем кинематограф. Виртуалити – не молодёжная субкультура, а социокультурное явление, охватывающее различные возрастные слои.
Игра – это модель, образец, план, которые затем воплощаются в действительности, это различные варианты имплицитной реальности, отдельные моменты которой эксплицируются в действительность. Возможно, в игре заключён всеобщий механизм перехода из мира идей в материальный мир. С одной стороны, игра –это приобретение новых знаний или навыков и тренировка. С другой – получение удовольствия от общения с партнерами, достижения поставленных игровых целей. Сохраняют ли эти характеристики игровые виртуалити?
Нет: в отличие от игр прошлого, в которых игровая реальность разворачивалась и соприкасалась с действительностью и протекала в едином пространственно-временном континууме, пространство видеоигры – гиперреальность, сверхзадачей которой является вытеснение образа действительности из сознания игрока, представив её поблекшей и пресной, а в идеале и замена её собою. Разорвав вековые связи семьи, рода, цеха, сословия и став частью масс, человек встретился со своим бесконечным экзистенциальным одиночеством в окружении незнакомцев. Гиперреальность виртуалити неподвластна причинно-следственным связям действительности, её свобода – это свобода бреда. Но теряя подлинность, игрок превращается в симулякр.
Традиционно свобода игры носила не только внешний, но и внутренний характер, иной раз результат игры был непредсказуем и зависел от воли, находчивости и удачи игрока. В случае с виртуалити свобода присутствует только в побудительном мотиве начать игру, внутри же игры существует лишь видимость свободы в той мере, в какой она допускается «разумом» игры – субъект воспроизводит игру, а не играет в неё. Такие игры ничему не учат, ведь искусственные ситуации, создаваемые виртуалити, относятся к реальности обыденности как бредовые видения сна к действительности.
В повседневности геймер может казаться среднестатистическим членом общества, но все его социальные контакты поверхностны, кратковременны и не интенсивны. Большая часть его духовной жизни проходит в гиперреальности игры, а во внешнем мире у него нарастает психологическая аутизация и эмоциональная холодность. За 30 лет выросло уже второе поколение геймеров – носителей маргинального сознания, и совершенно неясно, какие могут быть последствия для социума, в общественном сознании которого будут нарастать элементы волюнтаристкого отношения к истории, личностная деперсонализация, эмоциональная холодность и смещённое восприятие действительности.
Всему своё время.
Фантазии и игры, способствующие развитию творческого воображения, должны с возрастом уступить место реальной жизни, с её ответственностью и долгом перед семьёй и Родиной. Вечные дети не способны к строительству нового мира.
В общем, не рекомендую этот фильм к просмотру ни детям, ни взрослым.
10 дек. 2020 г., 15:55:23
Хороший фильм, трогательный, ставлю 7 из 10 баллов