Оценка |
Оценка зрительских
Общая оценка зрелищности фильма, сюжета, игры актёров, работы операторов и сценаристов,
музыкального оформления.
|
Сцены с алкоголем,
«Есть» - если употребление алкоголя, табака и других наркотиков показаны в качестве нормы или в
положительном контексте. «Нет» - если сцены с употреблением наркотических средств отсутствуют
или носят отрицательный характер.
|
Наличие эротических
«Есть» - если в фильме присутствуют кадры эротического характера, интимная близость героев
демонстрируется в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.
|
Пошлый юмор или
«Есть» - если присутствует вульгарный и пошлый юмор, в диалогах героев затрагиваются
непристойные темы, отсылающие зрителей к реакциям сексуального типа.
|
Уровень сцен насилия и жестокостиПри выставлении оценки учитывайте, для какой возрастной аудитории предназначена эта картина. |
Рецензии к фильму «Дело было в Пенькове» (2)Рецензии (2) |
Порядочности, ответственности, семейной верности. Мораль - на чужом несчастье своего счастья не построишь.
"Дело было в Пенькове" (1957 г.) - "На чужом счастье своего счастья не построишь!".
Советский фильм про мечту социального преобразования человека, запретную любовь, роли мужчины и женщины в обществе и выбор человека. В общем, господа, это глубокий фильм с христианскими ценностями. В главных ролях: Вячеслав Тихонов (Матвей), Майя Менглет (Тоня) и Светлана Дружинина (Лариса).
Сюжет довольно незамысловатый, но каков размах, широта идеи! В фильме на первом плане изображены взаимоотношения молодого повесы, безответственного Матвея и пылко влюблённой в него Ларисы. Лариса - девушка далеко не скромная, распущенная, неуважительна к отцу, председателю колхоза. В середине фильма главные герои наспех женятся, не обдумав последовательно свой поступок.
В начале фильма в родную свою деревню приезжает зоотехник Тоня, молодой специалист из Ленинграда, вооружённая прогрессивными знаниями в своей области и с мечтой о новом и светлом будущем. Между Матвеем и Тоней возникает взаимный интерес, но не успевает вылиться в роман, поскольку Тоня будучи девушкой порядочной и честной не желает, несмотря на свои чувства, разрушать семью. Почему же она нравится Матвею? Что в ней такого, чего нет у Ларисы, девушки удивительной красоты? Так не красота ведь главное. В фильме неоднократно подчёркивается ум, воспитанность, культура в Тоне. А ведь именно она так радеет за привнесение культуры в родную деревню. "Всё зависит от людей, от нас с вами. Надо сделать так, чтобы всюду было интересно жить" - говорит она, искренне веря, что советскому человеку всё под силу, мечтает и действует, не боясь ни упрёков со стороны коллег, ни трудностей.
Тоня несёт в себе идею светлого будущего, сочетаемую с неминуемым техническим прогрессом, а также идею просвещения масс, так усиленно продвигаемую в советское послевоенное время. Именно такое рвение главной героини, её культура поведения, её чистота души и привлекает неотёсанного Матвея. Ведь женщина издревле вдохновляла мужчину на подвиги, поддерживала его в начинаниях. "Только через неё я дальше видеть стал" - говорит Матвей своей жене. Не в этом ли заключается настоящая роль женщины - быть верной подругой своего мужа?
Но Антонине дана высшая мудрость, божественная правда, о которой многие современные женщины забыли, что на чужом счастье своего счастья не построишь. Главная героиня, следуя христианской заповеди "Не пожелай жены/мужа ближнего своего", отступает и в этом проявляется её любовь к Матвею, и к Ларисе, да и обществу в целом.
Интересна также героиня Лариса. Любопытен её собственный путь становления от распущенной грубиянки до любящей жены и матери. Решив отравить Тоню за то, что та якобы разрушает семью, в последний момент вырывает чашку с ядом у своей соперницы. "Не гожусь я для душегубства" - восклицает Лариса и тем самым не нарушает заповедь Христову "Не убий". Лейтмотивом звучат частушки, песня «От людей на деревне не спрятаться» и «Огней так много золотых». Стоит остановиться на последней из них.
Его я видеть не должна,
Боюсь ему понравиться.
С любовью справлюсь я одна,
А вместе нам не справиться.
Стоит остановиться на последнем куплете, поскольку он отражает всю суть отношения главной героини Тони к Матвею. Запретная страсть, повергающая обоих, согласно христианскому учению, несёт за собой одни лишь мучения и разрушение души. Самый известный пример подобной страсти встречается у Л. Н. Толстого в "Анне Каренине", когда женщина позволила себе на грех, тем самым закрыла себе путь к спасению. Или другой пример, в "Евгении Онегине", когда Татьяна, наоборот, спасает Онегина от греха, отказав ему стать его любовницей. "Я другому отдана и буду век ему верна" - известные слова пушкинской героини.
Таким образом, поведение Тони архитипично для поведения женщины в русской культуре. Фильм нацелен, прежде всего, на формирование традиционных ролей в семье и в обществе мужчины и женщины, учит жить в мире с окружающими, учит порядочности и благородству. После просмотра остаётся чувство справедливости, радости и вера в светлое будущее.
Фильм «Дело было в Пенькове» учит:
- верности;
- честности;
- совестливости;
- трудолюбию;
- развитию творческого начала;
- скромности;
- ответственности;
- дружелюбию;
- образованности.
Необходимо иметь ввиду, что в фильме есть эпизоды курения и употребления алкоголя.
Фильм знакомит нас с жизнью в деревне Пеньково, куда по распределению из Ленинграда приезжает зоотехник Антонина. Она, со свойственной юности порывом, хочет сделать жизнь в колхозе лучше. Поначалу она вступила в конфликт с первым парнем на деревне Матвеем, грубоватым, но весьма активным и уверенным в себе молодым трактористом. Однако, постепенно молодые люди начинают узнавать друг друга лучше, и между ними возникает влюблённость. Но Матвей женат на дочери председателя колхоза Ларисе, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем за сложными переживаниями всех участников этого любовного треугольника.
«Дело было в Пенькове», наверное, единственный фильм, который я видела, в котором бережно, не пускаясь ни в обесценивание, ни во все тяжкие, показана тема чувств к семейному человеку. Ведь, создавая семью, люди остаются живыми людьми. Даже если брак заключён осознанно, они могут увлекаться другими людьми, и здесь скорее встаёт вопрос ответственного поведения и самоограничений. Причём, ответственным в такой ситуации человек становится сразу перед двумя людьми – перед объектом своего увлечения и перед другой стороной любовного треугольника. Если каждый сможет бережно отнестись к чувствам другого, и не перейти грань дозволенного, тогда можно и сохранить брак, и вывести отношения с объектом симпатии на другой уровень (стать просто коллегами, прекратить отношения, сменив место жительства и т.п.). Важно не обесценивать происходящее, ведь если пытаться сбежать от своих чувств, они всё равно прорвутся наружу, но стихийно и неконтролируемо. Ситуацию усугубляет то, что всё происходит в небольшой деревне, где всё происходит у всех на виду и все всё понимают.
По сути, Матвею и Ларисе самоограничений не хватает. Матвей заявляет Тоне о своих чувствах и ждёт ответа на них. Лариса же в деревенском клубе устраивает чисто «бабские» разборки (частушки). И, несмотря на то, что Тоня испытывает к Матвею ответные чувства, именно она удерживается от рокового шага и не вступает с ним в любовные отношения.
Какой бы «рецепт» дали в этом случае современные фильмы? Конечно, жену никто бы не стал брать в расчёт. Сейчас миром кинематографа правит мысль «А если это любовь?». Причём, в умолчаниях остаётся, что любовь – это не то, что «живёт три года», а пронесённые через года отношения, в которых любящие в паре помогали друг другу проживать испытания судьбы, выпавшие на их долю.
Считаю, что не просто так именно Антонина смогла выдержать нужную границу. Она – человек образованный, именно она несёт в деревню культуру, в том числе культуру воспитания и самообладания. Матвей и Лариса, люди, близкие к природе, не обременённые образованием, склонны поступать по велению инстинктов, и именно через Антонину Матвей «дальше глядеть стал».
Примечательно, что влюблённость между Матвеем и Тоней возникла не из-за красивой внешности, а в процессе общения, узнавания внутреннего мира друг друга.
Интересна та часть сюжета, где Лариса, опозорив своими частушками Тоню на весь колхоз, остаётся как бы в изоляции. Тоня уже завоевала большой авторитет в колхозе, и, поскольку, она перед Ларисой не виновата, просто продолжает заниматься своим делом. Так же как и Матвей, который направляет внутреннее напряжение в творчество. Лариса же, съедаемая злобой, попавшая под дурное влияние самогонщицы Алевтины, только усугубляет своё состояние, что в итоге приводит её к попытке убийства соперницы.
Фильм учит быть совестливым. Приступив к новой работе, Тоня переживает о своей ошибке. Расстраивается, что плохо начала, сказав не то, что на самом деле думает.
Большинство односельчан, глядя на ситуацию Тоси, по-доброму сочувствует ей и пытается наставлять: «Смотри не теряй, а то всю себя растеряешь».
В фильме приветствуется скромность. Матвей не помогает строительству клуба в открытую, но делает это тайком, не афишируя свой вклад.
Приветствуется честность: на свадьбе Матвея и Ларисы председатель колхоза, отец Ларисы говоря о проделках Матвея, сказал: «Я всё худое забыл, а высказаться должен!»
В фильме очень хорошо продемонстрировано, что всё, идущее с запада, деструктивно. В избе самогонщицы Алевтины молодые ребята танцевали под песню «Бессаме мучо».
В фильме присутствует пропаганда курения и алкоголя. Герои курят папиросы, причём даже в помещениях. Алевтина продаёт всем желающим самогон. На свадьбе Антонина, попробовавшая рюмку с алкогольным напитком, попыталась отказаться, на что Лариса ей сказала, что у них так не положено. То есть в фильмы пытаются продемонстрировать, что в селе на праздниках пьют только алкоголь, что, разумеется, противоречит истине.
Спасибо за внимание!
Отзывы к фильму «Дело было в Пенькове» (0)Отзывы (0) |
Носят отрицательный характер.