Чему учит (коротко)
Достойное семейное кино – душевное, трогательное, доброе и смешное, без пошлости и цинизма, без ЛГБТ и всяческих негров с украинцами вперемежку с обиженками из «МиТу». У людей «за 40» вызовет ностальгию по тому сказочному времени, «когда деревья были большими», трава зеленее и солнышко ярче. Учит детей офлайн-жизни и преодолению своих страхов и комплексов. Рекомендую.
Мнение цензора (подробно)
Соревновательность или Соперничество?
«Искусство – это не зеркало, отражающее реальность, а молот, её формирующий»
(с) Бертольд Брехт
Основной темой является вечная проблема отцов и детей с их взаимным непониманием. Тема действительно злободневная – в последнюю сотню лет в связи с т.н. «НТР» многие уверовали в «прогресс», связанный именно с техническими прибамбасами, и что теперь «ветхозаветные ценности» типа чести, совести, коллективизма и общественного долга являются средневековым мракобесием и должны быть выброшены на помойку. Соответственно, дети в переходном возрасте начинают обесценивать своих родителей, наставников в учебе, старших и вообще всех вокруг, кроме себя любимых и таких же «продвинутых» друзей, умеющих круто тыкать пальцами в сенсорные экраны – и при этом ужасно недовольных жизнью и мечтающих всё изменить.
В целом, «Артек» – настоящее семейное кино. Наше – душевное, трогательное, доброе и смешное, без пошлости и цинизма, без ЛГБТ и всяческих негров с украинцами вперемежку с обиженками из «МиТу». Не так уж часто теперь можно увидеть картины, которые не стыдно смотреть с детьми и внуками, да ещё и с позитивным настроем! Восхитительные виды Крыма – золотые пляжи, бирюзовое море, высокие горы и бездонное голубое небо вызывают воспоминания о летних каникулах и отпусках, для людей моего возраста неразрывно связанных с побережьями Чёрного моря, будь то Крым или Кавказ. Порадовала особенная атмосфера советского праздника, заразительная беззаботность на фоне невероятных и смешных приключений – и всё это под вызывающее ностальгию музыкальное сопровождение позднего СССР: ведь умели же даже тогда писать прекрасные детские песни! Кстати, что-то я не могу вспомнить ни одной красивой и мелодичной детской песенки последних 10-20 лет – а это очень показательный индикатор современного «прогресса».
Еще мне понравилось, что в фильме нет привычного противопоставления детей нынешних и детей советских. Да, наверное, дети тех лет в чём-то наивнее, простодушнее и доверчивее, а нынешние – более себе на уме, тщеславнее и наглее, но картина справедливо утверждает, что такие понятия, как дружба, чувство товарищества, жертвенность, ответственность, любовь и верность – ценности вечные, а вовсе не совковые, устаревшие пропагандистские клише, как считают прозападные либералы, проповедующие индивидуализм и свободу от традиций и тысячелетнего жизненного опыта своей страны и её народа.
В кои веки отечественная картина, наконец-то, демонстрирует детям прописные истины любых времён и народов – не политические и не конъюнктурные, не связанные с сиюминутными «общечеловеческими» либеральными установками глобальных финансовых паразитов на индивидуализм и эгоцентризм, элитаризм и конформизм, чайлдфри и гедонизм, космополитизм и социал-дарвинизм – про важность слова и обещания, про умение извиняться, про смекалку, верность и взаимовыручку любой ценой! На фоне «ценностей» т.н. «Нового мирового порядка» от Фукуямы, Шваба, Сороса и прочей либерально-сатанистской шушары, преподносимых Голливудом в качестве эталона «прогресса», это смотрится весьма необычно и отрадно для ума и сердца.
Также я был радостно удивлён хорошо показанной разницей между настоящим мужеством и альфа-самцовой наглостью, а ведь большинство подростков практически не различают такие вещи и им кажется, что прущие танками наглые хулиганы и богохульники являются храбрецами – я сам нередко путал эти понятия в детстве. К тому же сейчас такой подход всемерно поощряется глобалистскими манипуляторами.
И очень правильно, что главная фишка «Дерева желаний» не в исполнении желаний как таковых, а в предоставлении загадавшему инструмента для самостоятельного достижения поставленной цели – точно по древнекитайской мудрости, приписываемой то Лао-Цзы, то Конфуцию: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу, хочешь накормить его на всю жизнь – дай ему удочку». Кстати, в отзывах на этот фильм прогрессивная молодёжь очень ругается именно из-за этого, считая такой подход бесчеловечным и бездушным – типа «Надо срубить это сволочное дерево за издевательство над детьми!». -))
В общем, у людей старше 40 лет эта картина вызовет сильную ностальгию по тому сказочному времени, «когда деревья были большими», трава зеленее, солнышко ярче, а девочки моложе и красивее. -))
Я, например, был в пионерлагере 2 раза – в 1974-75 гг., и такого, как в фильме, не было – никто не ходил постоянно в пионерской форме и строем: только при разводе на утренней и вечерней Линейках. Впрочем, возможно, в «Артеке» так и было. А мы по ночам собирались в палате у девчонок нашего отряда и рассказывали «страшные истории» якобы из жизни, часто мазали друг друга зубной пастой во время сна и иногда ходили купаться на речку – вот и все приключения. Хотя, конечно, мне, как и всем, наверное, хотелось бы на денёк-другой вернуться в 1970-е и посмотреть на мир моего детства и юности нынешними глазами, но вот остаться там я бы не хотел. Всему своё время.
Ну а насчёт девочки-стукачки – были такие и в наше время. Кстати, не обязательно девочки – наушниками оказывались и некоторые мальчики в школе, институте и даже в Армии. Обычно ими являлись отпрыски т.н. «советской интеллигенции», которая уже тогда была самовлюблённой и гнилой, не терпящей ни малейших трудностей и лишений. Например, в моей роте был дятел, молодой интеллигентный москвич, считавший всех быдлом – он стучал замполиту батальона на дембелей, прапорщиков и даже на офицеров, в частности, на меня. Все об этом знали и ненавидели его всем сердцем. Я тогда выдал ему противогаз на размер меньше, чтобы ему было потруднее дышать во время бега по команде «Газы!» и контролировал ношение им противогаза во время занятий – приятно было смотреть на его красную вспухшую морду после снятия тугой резины. Но это ещё хорошо, когда осведомитель выявлен – гораздо страшнее для подразделения доносчики, о которых никто не знает. Короче, стукачи были, есть и будут во все времена – и особенно много их сейчас, когда на Западе это считается доблестью, поэтому и наши либералы почти все поголовно являются стукачами в различные западные организации, будь то НКО, разнообразные «суды», «общества», «движения» или даже Госдепартамент США.
Есть в этом фильме и некоторые нестыковки. Всё-таки 1988 год для настолько выпуклого «соцреализма» немного поздновато – не было тогда такой строгости – в это время уже вовсю шла горбачёвская «Перестройка», т.е. сворачивание социализма, предательство своей страны партийно-хозяйственной номенклатурой и развал Советского Союза. В этот год я вернулся из Армии и застал закат СССР – весь социализм был уже спектаклем, всё шло по инерции, торжествовали сребролюбие и сплошное лицемерие.
В пионерлагерях 80-х, где отдыхала моя сестрёнка, в качестве формы мальчики носили нормальные короткие шорты, а не показанные в фильме модные семейные недоштаны до колен. Чумак «заряжал воду» по телевизору уже в «святые 90-е», когда наша страна накрылась медным тазом. Да и трудно представить, что пионерская любовь могла сохраниться до взрослого возраста, хотя, разумеется, в жизни всякое бывает.
Но наши демократические ювенал-либералы, судя по комментариям, до глубины души, или что там у атеистов вместо неё, возмущены вовсе не этим, а «чудовищными издевательствами» «тоталитаризма» над детьми! Например, одной молодой прогрессистке очень не понравилось, что в результате соревнования пионерских лагерей победила дружба, т.е. вожатая победившего отряда разделила кубок с вожатым проигравшего (дословно): «Торжество за счет детей, которых не спросили, согласны ли они на такое решение взрослого. Дети в «Артеке» вообще не субъектны, без права голоса и мнения… Дети 21 века вносят в этот вечно марширующий порядок сумятицу и бардак, но это хороший бардак, это проявление свободной воли и свободного мышления…». М-да.
Здесь интересны два аспекта мироощущения сей свободолюбивой креативки. Во-первых, восхищение «хорошим бардаком», на который я насмотрелся в «святые 90-е» и который привёл к гибели могучий СССР и вскоре приведёт к самоуничтожению Евросоюз и США. Во-вторых, какая, на фиг, свобода выбора для 8-10-летних (!!!) детей – предоставь им свободу и прыгай вокруг них сладеньким зайчиком и увидишь, как они непрерывно купаются, жрут от пуза сладости, валяются целыми днями в кроватях и подражают «настоящим крутым взрослым», курящим, пьющим и ругающимся матом. Вы бы ещё понизили возраст голосующих на выборах Президента до 5 лет, а возраст вступления в должность руководителя Державы до 8 лет! Это уже клиника – маразм в духе т.н. «ювенальной юстиции» – либерасня вконец шизанулась!
Но главное – именно в их неприятии понятия «победила дружба»! У либеральных обществ рвущих друг друга эгоистов не может быть «ничьей» – либо я тебя, либо ты меня, «умри ты сегодня, а я завтра»! Они просто не воспринимают сотрудничества и понимания соперника, т.к. зацикленные на себе индивидуалисты начисто лишены какой-либо эмпатии и сострадания! Посмотрите, как Запад мухлюет в спорте, экономике и политике – в их понимании «историю пишут победители», а «цель оправдывает средства»!
Принципиальная разница в менталитетах наших цивилизаций: Восток, в т.ч. Россия, может СОРЕВНОВАТЬСЯ, а Запад – только СОПЕРНИЧАТЬ. Нас с детства учили соревноваться друг с другом, а их – соперничать! Думаю, большинство либералов даже не уловят разницы между этими словами и понятиями.
И всё же я рад, что начали показывать наше советское прошлое без особых искажений, а также связь поколений, неразрывность и преемственность настоящего и прошлого. Теперь надо идти дальше – показывать молодёжи желаемое будущее: с бережным отношением друг к другу, с коллективизмом, преодолением препятствий, борьбой и самоотверженностью, преданностью и любовью, и с космическим могуществом нашей будущей державы, основанным на традициях и вере наших предков.
В целом, «Артек. Большое путешествие» – вполне достойный фильм, вызывающий ностальгию у стариков вроде меня и учащий детей офлайн-жизни и преодолению своих страхов и комплексов. Рекомендую.
В целом, нормальный, добрый детский фильм