Чему учит (коротко)
На первый взгляд – нормальные красочные приключения для тинэйджеров. Но картина создана профессионалами технологий массовых манипуляций сознанием: все герои являются, прямо скажем, паскудными людьми, но при этом нереально крутыми и обаятельными персонажами, которым невольно хочется подражать – быть такими же жадными и эгоистичными циниками. Се ля ви, не правда ли?
Мнение цензора (подробно)
Воспитание алчности
«Вашингтон хорошо осознал ценность Голливуда как пропагандистского механизма чтобы продвигать и американский образ жизни, и американскую продукцию»
(с) Уильям Ф. Эгдаль «Боги денег. Уолт стрит и смерть американского века»
Заявленный жанр – приключения, полностью реализован: фильме присутствуют поиски сокровищ и смертельные ловушки, старинные карты и пираты, метки, загадки и ребусы, погони и поединки, каравеллы Магеллана и золото инков, и вся прочая атрибутика. Авторы собрали в кучу сюжеты всех прежних кладоискательных фильмов: «Сокровища нации», «Код да Винчи», «Мумии», «Индиана Джонс» и «Лара Крофт», а далее, как в рекламе – «Просто добавь воды», то бишь Человека-паука с Холландом и Саливана вместо Тони Старка. В детстве я обожал подобные фильмы: советские – «Тайна двух океанов» (1957), «Капитан Немо» (1976) etc., американские – «Золото Маккены» (1969), «Планета обезьян» (1968) etc., ГДР-овские про индейцев с Гойко Митичем в роли Оцеолы или Чингачгука, французские про похождения Фантомаса и многие другие.
С визуальной точки зрения картина шикарна – живописные отмели и лагуны с золотыми пляжами, восхитительные морские пещеры и подземные гроты, прекрасные острова и величественные морские глади, красивейшие виды старой Барселоны и Филиппин, и всё это показано масштабно и качественно – просто загляденье и удовольствие для глаз, уставших от серых будней! Такие фильмы надо снимать исключительно в формате 3D! Рискованный паркур в диких погонях и забавные драки в неоновом клубе и аукционном доме смотрятся великолепно – динамично и даже с некоторой иронией. Кое-что показано очень верно: например, по приказу злодея Бандераса был убит его отец, а позже и сам он был зарезан тем же самым ятаганом – справедливость восторжествовала.
Юмор в фильме присутствует, хотя и не без пошлятины, но темы ниже пояса всегда доминировали в американском и французском кинематографах – похоже, у них это национальное. Написанный Джавади саундтрек вполне адекватно поддерживает видеоряд в каждой из сцен, к тому же у картины достаточно приятный темп, умело чередующий диалоги, решение древних паззлов, погони и боевые сцены – даже мне было не скучно.
В общем – нормальные красочные приключения для тинэйджеров. Мы в подростковом возрасте тоже представляли себя первооткрывателями, прятали или зарывали «секретики» и играли в «казаки-разбойники», на стенах домов или асфальте мелом рисуя стрелочки, которые в конце концов приводили внимательных наблюдателей («казаков») к спрятавшимся «разбойникам».
Сказка начинается с первой же сцены, где Холланд выпадает из грузового самолёта. Реактивный самолёт летит на крейсерской скорости минимум 500 км/ч, а Том прыгает по ящикам с припасами, которые тянутся из открытого борта самолёта! Трёхметровые прыжки в невесомости против чудовищной силы потоков воздуха – знай наших! -)) Интересно, авторы фильма или восхищённые зрители когда-нибудь делали затяжной прыжок с парашютом?! Я делал – 50 секунд летел в свободном падении до того, как раскрылся парашют. И вот что я вам скажу, ребята – во время свободного падения вначале возникает полная невесомость, когда ты с непривычки не можешь даже дышать, а через десяток секунд вертикальная скорость падения составляет уже 200 км/час плюс горизонтальная примерно такая же – тут без привычки, связанной с обучением на тренажёрах и тренировками в воздухе, не особо попрыгаешь с ящика на ящик, падающих вместе с тобой! После раскрытия парашюта я приходил в себя в стиле «Папа, что это было?!», а во время падения до рывка строп мне, мягко говоря, особо ни до чего дела не было! -)) Но больше всего меня позабавило, что люди во время свободного падения ещё и без труда болтают друг с другом – хорошо, что хотя бы чай не пьют с печеньками: сразу видно, что всё это снято на зелёнке.
К тому, что голливудские герои под плотным градом пуль никогда не получают ранений, я уже привык. Не удивился и юному бармену, ловко укладывающему профессиональных киллеров и телохранителей (ведь он же герой девичьих грёз!), и что специально обученную охрану Аукционного Дома можно обвести вокруг пальца как малых детей. Но вот почему в развитой европейской стране не существует полиции и видеокамер? Герои творят, что хотят: стреляют, ломают, взрывают – и никого это не интересует! И почему железо за 500 лет не ржавеет и не рассыпается бурой пылью, а деревянные корабли не гниют и не покрываются плесенью во влажном климате на берегу океана?! И как можно объяснить, что за полтысячи лет никто не смог найти секретную комнату, просто посмотрев в сливной люк в парке в центре города?! Ну и, наконец, апофеоз чудесного боя – выстрел из древней мортиры по вертолёту! Ствол за 500 лет у воды не заржавел, порох не отсырел, а наша славная молодёжь поголовно умеет быстро заряжать старинные мортиры и стрелять из них ядрами по авиации (!!!) противника – и где их только этому учат?! В общем, как говаривала ворона из мультика про попугая Кешу: «Пррэлестно, пррэлестно!» -))
Если бы это был фильм, снятый школьниками для школьников, то тогда хотя бы было объяснимо полное отсутствие логики и знаний элементарной физики! Но картина создана профессионалами своего дела под советы психологов, владеющих технологиями массовых манипуляций сознанием – в этом-то и дело. Любое кино должно воспитывать зрителей, будь то дети, подростки или даже взрослые – и оно действительно воспитывает, явно или скрыто. Вся беда в том, что здесь герои действуют в виртуальном мире, где отсутствуют законы физики, вероятности и здравого смысла – выходят без потерь из ситуаций, в которых в реальном мире они бы не выжили. А ведь визуальная картинка очень похожа на настоящий мир! Насмотревшись таких фильмов, не имеющие опыта дети начнут переоценивать свои возможности – это грозит большими проблемами в их взрослой жизни. С моей точки зрения, в этом случае единственный шанс для корректуры сознания молодых зрителей таких фильмов – отправка их солдатами в действующую армию или, например, волонтёрами в военные госпиталя, чтобы они окунулись в реальность: такая школа жизни традиционна для русского народа.
Все персонажи сего опуса являются, прямо скажем, паскудненькими людьми: моя жена была особенно возмущена тем, что в фильме не показано ни одного положительного женского образа – лишь одни алчные предательницы! И даже любовь их не спасла – из повествования ясно, что у негритянки и Виктора были отношения, однако она его пытается убить из алчности. У Дрейка вроде бы наклёвывались отношения с Софией, но и она его предаёт, а ведь он ей до этого жизнь спас! Я уж не говорю про мнение Дрейка об «ужасных монашках», которые виновны лишь в том, что настоятельнице монастыря надоело терпеть у себя и кормить неисправимого вора и обманщика! Короче, все герои картины – сильно травмированные в духовном плане люди, не знающие настоящих чувств жертвенной любви и верной дружбы.
Разумеется, «Анчартед» не мог обойтись без хоть какой-нибудь несложной морали – такую роль в картине играет доверие и всё с ним связанное. Основанием для приключений авторы выбрали загадку клада моряков, ни капли не веривших друг другу, а их невольными наследниками в современности сделали отъявленных одиночек, никому не доверяющих и не заслуживающих доверия. И перевоспитание главных героев должно было продемонстрировать нравственный императив этой подростковой картины. Возможно, подразумевалось доказать, что истинное сокровище – умение довериться другому человеку и не использовать его в качестве одноразового инструмента. Но, как говорил Станиславский – «Не верю!». Не верю я в такую резкую перековку закоренелых эгоистов и подлецов – и вообще в возможность их перевоспитания!
По сути этот фильмец продвигает глобалистскую идеологию всеобщего потреблядства и крайнего индивидуализма – только в другой упаковке. И ведь скрытая реклама эгоистической алчности действует! Вот типичный либеральный комментарий некоей Зины на эту картину (дословно): «Естественно, есть враги, которые имеют право на золото не меньшее и может большее, чем наши герои. Собственно, большая часть всего происходящего напоминает, что мы просто люди, а не образцы морали всегда и вечно». Вот оно – «мы все обычные люди, жадные и эгоистичные – и это нормально и естественно». Сработало.
В моём детстве тоже было множество фильмов и книг про приключения, от которых мы фанатели. Но главное – не в картинке и не в сюжете, а в мотивации персонажей! Беда в том, что новые «герои» рискуют совсем не ради того, ради чего отдавали свои жизни герои нашего детства. Мальчишество Страны Советов за своей птицей счастья ходило в походы. Нет, не золотом было одержимо – презренный металл никогда не довлел над нами. За открытиями! За постижениями! За закалкой себя! Сам по себе Путь многое расставлял в приоритетах – на всю оставшуюся жизнь. Мужали, крепчали, росли как личности – Саня Григорьев в «Двух капитанах» тайну гибели шхуны «Святая Мария» разве корысти ради 30 лет раскапывал?!
Во все века в любом обществе существовал некоторый процент людей, склонных к приключениям и авантюризму. Это само по себе неплохо – такие люди открывали новые острова и континенты, новые пути в далёкие страны, осваивали Америки, Урал и Сибирь! Но заметьте разницу – русские первопроходцы и переселенцы, встретив чужие, технически менее развитые и по-иному мыслящие народы, включали их в свой социум, развивали и принимали в Российскую Империю как равных среди равных, а англо-саксонские первопроходцы и переселенцы без всяких угрызений совести (в английском языке нет аналогичного слова и самого понятия «Совесть»), силой или хитростью физически уничтожали туземцев, вообще не считая их людьми! Так что всё дело в мотивации – сокровища или открытия, деньги или слава, меркантильность или жажда знаний. Вопрос лишь в том, как с детства суметь выявить и воспитать таких деятельных людей, склонных к риску и авантюрам, чтобы направить эту мощную энергию и отчаянную храбрость на службу людям – народу и государству или, как говорили наши предки, – Богу, Царю и Отечеству.
26 апр. 2022 г., 23:01:06
Главные герои показаны крутыми, ловкими, умелыми и смелыми, но мотивы ими двигают низкие и примитивные. Из-за того, что судьба этим персонажам вроде как благоволит (им постоянно удаётся выкрутиться из сложных ситуаций), у зрителя может сформироваться ложное впечатление, что так и надо жить: воровать, предавать, гнаться за деньгами. В реальности такие герои закончили бы своё существование в первой заварушке, и это было бы справедливо.