Чему учит (коротко)
Это больше похоже на классические французские комедии положений 60-70-х годов с неожиданными поворотами сюжета, когда прыскаешь со смеха от очередной нелепой ситуации. История развивается динамично и увлекательно, в меру приправленная первобытным юмором без претензий на изысканность.
Мнение цензора (подробно)
Семейка Крудс: Новоселье
(Или «Гедонизм и принудительное счастье»)
«Цивилизация делает людей дикими»
(с) Джорди Риверс «Возвращение домой»
Сходили с женой на аппликационный 3D-фильм «Семейка Крудс 2: Новоселье» производства студии «DreamWorks Animation» (продолжение мультфильма «Семейка Крудс»), снятого режиссером Джоэлом Кроуфордом по сценарию Хагеманов, Фишера и Логана. Кстати, сборы мультфильма уже составили более $76 млн. при бюджете $65 млн., что говорит о востребованности подобных фильмов в наше тяжёлое коронавирусное лихолетье. -))
Первый фильм мы с женой не видели, поэтому шли с чистым сердцем и непредвзятым настроем – и в целом мультик нас не разочаровал.
Сюжет довольно простой, но достаточно интригующий и злободневный:
Первая доисторическая семья отправляется в мир в поисках более безопасного места, которое можно назвать домом. Когда они обнаруживают идиллический рай, окруженный стеной, который удовлетворяет все их потребности, они думают, что их проблемы решены… за исключением того, что там уже живёт другая семья, Беттерманы, с их тщательно продуманными домиками на деревьях, удивительными изобретениями и орошаемыми акрами свежих продуктов, которые находятся на пару ступеней выше Крудсов на эволюционной цепи.
В общем, начинается общение кроманьонцев с неандертальцами, выливающееся в постоянное непонимание, смешные ситуации и политическую напряжённость. -))
Мультфильм очень яркий и красочный – разнообразнейшая природа радует глаз красивыми водопадами, великолепными горами, стремительными реками и пышной цветущей растительностью, во многом выдуманной, но расцвеченной всеми палитрами красок, как в детских раскрасках. Множество никогда не существовавших диковинных животных радует уставший взор, замутнённый тусклой обыденностью: тут тебе и саблезубый тигр в качестве семейного ездового животного, и акулы, и множество цветасто раскрашенных птиц, и прикольный свиногатор – забавная помесь свиньи и аллигатора, домашний питомец.
Персонажи мультика тщательно продуманы и не похожи один на другого – каждый личность со своим характером, но вписывающийся в узнаваемый типаж с индивидуальными особенностями, секретами и собственными «тараканами» в голове – бабуля, к примеру, при всей кажущейся глупости и устарелости, невероятна крута и является мастером сарказма. В целом, герои кажутся психологически выверенными и оттого вполне живыми – создатели мульта реально заморочились над каждым персонажем, и от этого смотреть фильм интересно не только детям, но и взрослым.
Это больше похоже на классические французские комедии положений 60-70-х годов с неожиданными поворотами сюжета, когда прыскаешь со смеха от очередной нелепой ситуации. История развивается динамично и увлекательно, в меру приправленная первобытным юмором без претензий на изысканность.
Мульт демонстрирует вечную проблему отцов и детей. Более того, здесь поднимается и осмеивается тема чрезмерного увлечения гаджетами, а также смешно и наглядно иллюстрируется мысль, что словом можно больно ранить собеседника.
Помимо прочего, в фильме в фильме простым языком показаны такие взрослые понятия как ревность, чрезмерная опека, зона комфорта, значимость семьи и многое другое. Есть даже какая-никакая мораль, типа что вместе гораздо легче преодолеть любые преграды, что перед лицом опасности лучше забыть о разногласиях и всё в этом духе.
Есть в мультике и более серьёзный и тонкий сарказм – этнически легко узнаваемые «высокоразвитые» представители кроманьонцев с их сибаритством, ханжеством и умением манипулировать желаниями и сознанием «быдловатой» массы более диких и необразованных неандертальцев, мягко говоря, не в ущерб своим интересам, впервые на моей памяти настолько чётко и прозрачно показаны в детском фильме – я даже, ничтоже сумняшеся, подумал было, что главная причина их запрета на поедание бананов связана с некошерностью этих ягод. Сценаристы тоже не стали заморачиваться на придумывании какой-либо говорящей фамилии для высококультурной и многогранно изобретательной семьи продвинутых кроманьонцев, типа Гройсман, Гозман, Морган или Голдман, а сразу назвали их обобщающе – Бетерманы, т.е. «лучшие люди». -))
При этом, «дикая», «глупая», многочисленная семья Крудсов удивительно изобретательна, боевита, настойчива и терпелива – трудностями и страхом смерти их не запугать: они готовы погибнуть друг за друга, и в этом секрет их выживания в полном опасностей древнем мире.
Ну и, разумеется, в требуемом соответствии с негласными указаниями всемирного обкома либеральных Deep State, мультфильм внедряет в головы несмышлёнышей возраста 6+ и их доверчивых родителей прогрессивную идеологию гендерного равноправия, феминистические воззрения и отвращение к маскулинности, демонстрируя явные преимущества женщин над мужиками и необходимость внедрения нового матриархата – но как-то неуклюже и без огонька: при всей своей мощи, уме и самостийности, женщины здесь всё же не амазонки, ценят своих мужчин и спасают их вовсе не из жалости, а по любви.
Но главное, что я увидел в этой картине, и о чём наверняка не догадывались её создатели – это взаимодействие и противоречие разных культурных кодов двух различных народов, один из которых, подобно всему Западу, поражён сибаритством и устремлён к расслабленности, спокойствию кладбища и гедонизму – и именно в этом ключе мультфильм показался мне злободневным, особенно в наше время т.н. «пандемии», ограничивающей бесконечное получение удовольствий привыкшей к этому «свободолюбивой» молодёжи.
Вообще, феномены гедонизма и счастья всегда были и остаются предметом философской, психологической и культурологической рефлексии – так что в этом я не одинок. Общество потребления с насаждаемой им идеологией успеха актуализировало данную проблематику: современный Homo consumens – это одновременно и Homo voluptatum (человек наслаждающийся), и эти понятия стали восприниматься как идентичные. Потребление стало неотъемлемой частью жизни человека, стремящегося не только к обладанию вещами, но и к получению тех гедонистических радостей, которые с ними связаны.
Противостоящий гедонизму аскетизм уже не находит поддержки в массовом сознании. Чувственные наслаждения как основа гедонистического умонастроения становятся превалирующими, определяющими мотивы поведения, нацеленные на достижение удовольствия, и в таком качестве гедонизм противостоит эвдемонизму, для которого смысл счастья заключается в получении духовных наслаждений.
В современном мире происходит открытое смещение от одной культурной парадигмы к другой, а именно – от коллективистской к индивидуалистской. И в этом – неизбежная гибель такого индивидуалистского общества, как неотвратимой была гибель глобалистского сибаритствующего Рима.
Распространение и утверждение установок гедонистического мировоззрения имеют своим следствием процессы, сопровождающиеся снижением духовности, замещением нравственных ценностей ценностями материальными. Стремление к удовольствиям приводит к отрицательным последствиям – деградации личности, абсолютизации своего «эго», неприятии всего того, что не относится к области наслаждений. Внешние атрибуты жизни становятся доминирующими в массовом сознании, чувственная культура рассматривается как фактор самоутверждения. Общество потребления, провозглашая культ бесконечного и чрезмерного удовлетворения потребностей, превращает индивида и социум в целом в сообщество материально обеспеченных (и в этом смысле счастливых), но «уставших» от погони за материальными благами людей, а значит – несчастных.
Кстати, именно нацеленность общества на получение наслаждений от процесса приобретения вещей, привела французского писателя П. Брюкнера к мысли о том, что современный социум с его культом успешности, к чему должны стремиться все, создает условия для появления феномена «принудительного счастья». Счастье, гедонизм становятся долгом, который необходимо исполнять, в противном случае велики риски социального аутсайдерства, ведь в «новом светлом мире» те, кто размышляет над чем-то, стремится к высокой духовности, трудится, борется и воюет на благо своих близких и всего общества, а не ради увеличения собственного потребления и получения удовольствий – лох и неудачник.
В современных условиях ослабления моральных ограничителей безудержное стремление к счастью и гедонизму превращается в способ человеческого существования, чреватый утратой свободы. Предлагая необходимый и постоянно меняющийся стандарт потребления, социум ориентирует общество на постоянное приобретение вещей, связывая с этим индивидуальное и коллективное счастье, но при этом ограничивает свободу индивида в выборе ориентиров. В «Бегстве от свободы» Э. Фромм заметил, что человек-эгоист «всегда беспокоен, его постоянно гонит страх где-то что-то недобрать, что-то упустить, чего-то лишиться; он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше… Человек такого типа далеко не в восторге от себя самого себя… Он вынужден жадно доставать себе все, что есть у других, должен доказывать, что он не хуже остальных».
Быть счастливым через вещизм – один из постулатов философии потребительства. Достигнув одного уровня благосостояния с системой соответствующих ему удовольствий, индивид желает иного материального достатка и других наслаждений, делающих индивида более счастливым, в противном случае велики риски социальной неудовлетворенности, апатии, дискомфорта.
Далее - лишь духовная пустота, разрушающая личностное ядро в индивиде, уничтожающая веру, надежду и любовь – и это истинная и окончательная смерть.
Итак, после просмотра мульта, мы с женой пришли к общему знаменателю, что в общем и целом мультфильм весьма неплох – послевкусие от него осталось вполне приятное, да и настроение поднялось.
Рекомендую.
24 дек. 2020 г., 15:53:18
Красочный мультфильм, но по сравнению с первой частью уже не такой интересный. Посредственный.
В целом весь мультфильм наполнен приличной долей глупости и дикости (агрессивностью). Из плюсов совестливость, воля, взаимовыручка.