Чему учит (коротко)
Красивая объёмная картинка – неплохо прорисованные герои, глянцево красивые поля, леса и горы, Гималаи, Индия, неведомые дали и, разумеется, драконий рай выглядят ровно так, чтобы не скатиться в натурализм, а воздушное роад-муви, согласно канону качественной детской сказки, разбирает самые популярные проблемы общества - от безжалостной индустриализации, которой противостоит экологический активизм, до тренировки уверенности в себе.
Мнение цензора (подробно)
«Многие говорят, что мультики – это сказки для детей. Глупец, кто говорит так. Ибо в мультфильмах скрыты реальные проблемы общества. Именно там расшифровываются поступки людей на более понятном языке»
© Маринина Галина
«Повелитель драконов» — немецкий полнометражный анимационный фильм в жанре фэнтези режиссёра Томера Ешеда по сценарию Ивана Кузнецова (у англосаксов это называется Джонни Смит – иметь такие имя и фамилию это всё равно что не иметь их вообще), основанный на одноименном романе Корнелии Функе «Drachenreiter» (в английском переводе «Dragon Rider»), впервые опубликованном на немецком языке в 1997 году. Кстати, английское «Dragon Rider» и немецкое «Drachenreiter» переводится как «Всадник дракона» или «Наездник дракона», и мне совершенно непонятно, зачем наши перевели его по-другому – у доморощенной богемы всегда какие-то свои особенные ассоциации.
Роман Функе я, естественно, не читал. Он не по-детски объёмен, аж на 560 страниц – видимо, писательница получает гонорар за страницы или строки, как в своё время Александр Дюма-отец (именно поэтому у него такие пухлые многотомные романы). В 2004 году книга была выпущена в Великобритании издательством The Chicken House в переводе Оливера Лача, а также в США издательством Scholastic Inc. в переводе Антеи Белл. Впоследствии роман не раз переиздавался по всему миру, в том числе в России. Его целевая аудитория – подростки, и потому «Dragon Rider» оставался в списке бестселлеров The New York Times в течение 78 недель, ведь поведение тинэйджеров всегда и везде в основном определяется стадными инстинктами.
Вообще, Корнелия Функе – одна из самых известных писательниц, которая пишет книги для детей и для взрослых. Еще до издания «Drachenreiter» она снискала успех в Германии сериями «Дикие курицы» и «Охотники за привидениями», а также книгами «Когда Санта упал на Землю» и «Руки прочь от Миссисипи», ну а фэнтези «Drachenreiter» довольно быстро стало международным бестселлером, и на текущий момент уже продано более 3 млн. копий. Среди других бестселлеров Функе, которые уже нашли путь на большие экраны, стоит отметить книги «Чернильное сердце», «Король воров», «Дикие курицы» и «Охотники за привидениями идут по ледяному следу». За свою карьеру Функе написала более 60 книг, а в 2005 году журнал TIME включил ее имя в топ 100 самых влиятельных людей.
Наверное, со стороны я кажусь идиотом или впавшим в детство стариком, но я до сих пор очень люблю смотреть мультики – моё детство не ушло, осталось во мне, и я его лелею и берегу, чтобы не очерстветь душой, сердцем и умом: мир детства полон любопытства и любви к окружающему, освежает «замыленный» (на программистском сленге) взгляд, открывает неожиданные перспективы и рождает новые решения старых вопросов.
Кстати, зал был почти заполнен, если учесть «половинную» рассадку по т.н. «социальной дистанции»: взрослых в креслах сидело мало, а вот детей множество – целые ряды были оккупированы стаями галдящей разношёрстной публики от 5 до 10 лет с бочонками сладкого попкорна в ручонках, разумеется, без понятия о какой-либо «дистанции», кто в масках, опущенных на подбородок, а кто и вовсе без масок – в целом, особой разницы с доковидными временами я не заметил. Я так понял, что большинство родителей пошли отдохнуть от своих спиногрызов в кафе и рестораны, а может, на шопинг или зыринг в магазины ТРЦ, а любимых короедов затолкнули в кинозал на мультик: дети смеялись, ходили туда-сюда, пинали сзади моё кресло при проходе мимо и просто сидя сзади в возбуждении от мультфильма. -))
«Человечество контрастирует с драконами в невыгодном свете: люди представлены напыщенными, эгоистичными захватчиками, уничтожающими живую природу и готовыми занять любой свободный уголок планеты. Для меня ключевой темой фильма стала тема дома, а самым важным вопросом: «В чем мое предназначение?» Этим вопросом задаются Огнедыш, Бен и Рыжик, однако он очень личный для меня».
(с) продюсер компании Constantin Film AG Кристоф Мюллер.
В книге Функе есть один момент, который особенно понравился режиссёру Ешеду: «Я отметил, что люди в книге представляются злодеями». Это предположение озвучивается в самом начале фильма.
Сюжет фильма стандартен для детских фильмов последнего десятилетия:
Огнедыш – молодой серебряный дракон, живущий среди других драконов в скрытой долине недалеко от Лондона. Узнав, что люди намерены затопить долину, Огнедыш в тайне от всех решается отправиться в увлекательное и опасное путешествие вместе со своей подругой Рыжиком. Он хочет найти Край Небес – таинственный драконий рай. В пути Огнедыш и Рыжик встречают паренька по имени Бен, который утверждает, что является повелителем драконов. Бен и Огнедыш быстро становятся друзьями, а Рыжик не доверяет незнакомцу и пытается избавиться от него при любом удобном случае. Необычному трио приходится учиться сосуществованию, ведь их преследует злобное чудовище – искусственно созданный «терминатор драконов» Златошип.
Кстати, подруга дракона Огнедыша — тоже мифическое существо, некий кобольд, который для простоты ассоциаций всё равно назвали Рыжиком, потому что как ещё назвать того, кто похож на лисичку? И вообще, перефразируя англосаксов – если кто-то выглядит в точности как лиса и ведёт себя как лиса – то это и есть лиса. -))
В целом, от просмотра мультфильма у меня осталось несколько противоречивое послевкусие.
С одной стороны, красивая объёмная картинка – неплохо прорисованные герои, глянцево красивые поля, леса и горы, Гималаи, Индия, неведомые дали и, разумеется, драконий рай выглядят ровно так, чтобы не скатиться в натурализм, а воздушное роад-муви, согласно канону качественной детской сказки, разбирает самые популярные проблемы общества, как вечные, так и актуальные – от безжалостной индустриализации, которой противостоит экологический активизм и идея спасения вымирающих видов, до частных вопросов: как сформировать уверенность в себе, когда в тебя не верит даже твоё отражение в зеркале. Мультфильм показывает, что сказка постоянно находится рядом с нами – просто либо она прячется, потому что боится наших технологий и деструктивных настроений, либо мы сами её не замечаем, потому что предпочитаем смотреть в экраны своих смартфонов, а не по сторонам.
Мне понравилась и нарочито милая анимация, чуть наивная на крупных планах. Все персонажи, даже страшный зубастый Златошип, при ближайшем рассмотрении оказываются прелестными мультяшками с живой мимикой и вполне качественной детализацией. Ещё из плюсов – мультик лёгкий и добрый, без пошлости и плоских шуток, без грубых скабрезных диалогов, но с наивно-драматическими моментами: в этом отношении можно не переживать, что дети насмотрятся на что-то негативное.
Столкновение же с человеком обставлено и вовсе как оммаж (фр. hommage) другой известной киносказке - это «Аладдин» с его теорией человека как не огранённого алмаза, чья главная ценность в его большой душе и в умении легко принимать всё инаковое. Подросток Бэн оказывается редкостным антиксенофобом и одновременно персонажем с глубокой, но бесхитростной драмой. Детям будет довольно легко принять и его колючий характер, и его умение моментально адаптироваться под любые предлагаемые, даже самые фантастические обстоятельства. Это проверенные работающие приёмы, в использовании которых сложно упрекнуть, когда речь идёт о попытках достучаться до непресыщенной детской аудитории, а не занудных взрослых, которым в каждом фильме подавай новаторство.
С другой стороны, авторы мульта ни на йоту не отошли от вездесущей западной толерантности, повсеместно внедряемой глобалистским либеральным обкомом в финансово-паразитических болотах т.н. «Deep State»:
Замечательную идею симбиоза всадника-на-драконе отбросили в пользу затасканной концепции «Избранного». Опять Избранный, на этот раз дракон, – задолбали уже своими исключительными супергероями с врожденными сверхспособностями, не зависящими ни от работы над собой, ни от ума, ни от души! Почему у западников никогда и нигде нет героев, добившихся результатов своим собственным трудом?! Впрочем, это вопрос риторический: понятно, что сверхзадачей их кинематографа является воспитание не творцов и созидателей, а абсолютно инфантильных, доверчивых и легкоуправляемых баранов-потребителей – это мечта и наших доморощенных либеральных управленцев типа Грефа и прочих бесов, имя которым – легион.
Ну а главный герой-человек, разумеется, вор и лгун, который вдруг «перевоспитался». Вы когда-нибудь видели перевоспитавшегося уголовника с детства? Теоретически такие «перевоспитанные» могут, конечно, быть – но для воспитания и образования Человеков из таких малолетних беспризорников-уголовников требуются педагоги уровня Макаренко и Сухомлинского под патронажем ВЧК и РККА, да ещё и в окружении пассионарного общества с избытком сознательных и моральных людей, готовых к самопожертвованию во имя построения Нового счастливого мира, как это было в России первой половины ХХ века! А в стае швабодных индивидуалистов общества всеобщего потреблядства такое преображение выглядит, мягко говоря, натянуто.
А вот что было злободневно именно для российских зрителей, хотя создатели фильма и не подразумевали такой хохмы – так это то, что самовлюблённый толстый гном на побегушках у драконоеда Златошипа постоянно сообщал чудовищу, что «мы партнёры», а тот рявкал в ответ: «Какие ещё партнёры? Ты мой раб!», но подлец-гном не унимался даже после побоев и твердил своё «мы партнёры» – ну совсем как тупорылый «партнёр МММ» Лёня Голубков из рекламы 90-х или как российские прозападные демократические либералы и либеральные демократы – Запад их считает своими рабами и понукает ими как овцами, а те считают себя «партнёрами» и будущими гауляйтерами России. -))
В общем, могу рекомендовать «Повелитель драконов» исключительно лишь как детский мультик: герои ведут себя как дошкольники, а взрослое окружение выписано настолько карикатурно, что даже главного злодея сложно воспринимать всерьёз – детям до 10 лет можно показывать мультфильм без опасений, а взрослым будет скучновато.
10 нояб. 2020 г., 00:34:24