Фильм, снятый на основе реальных событий, о Геннадии Зайцеве - первом командире группы "Альфа", который возглавил операцию по спасению детей из школьного автобуса при захвате во Владикавказе. Фильм учит быть профессионалом своего дела с высокими идеалами и ценностями; быть верным себе, своим принципам.
Особых надежд этот фильм не нес, так как к любому фильму, снятому на реальных событиях, высокие ожидания и критерии оценки: здесь главное правило — не навреди. Опережая само описание фильма, скажу, что картина мне очень понравилась. Опишу, почему.
1. Семья. Фильм как бы делится на две части — становление главного героя и непосредственно проведение операции по освобождению детей. Такой ход хорошо показывает, как из ребенка, жившего в небольшой деревне, мог вырасти настоящий профессионал своего дела, который руководит серьезной группой. Показали и его взаимоотношения с домашними — мамой и сестрами, с мальчишками во дворе, его трепет к отцу, который на тот момент находился на войне. Момент драки с мальчишками стал для меня показательным, так как в этой истории мать взяла на себя роль отца: она объяснила подростку Гене его поступок с любовью, сдержано и доходчиво.
Когда Геннадий устроился на работу, его наставник предлагает с первой зарплаты «обмыть» ее, объясняя, что иначе никак, дальше дело не пойдет. Тут поймала себя на мысли, что неужели все-таки без этой сцены было никуда? Но развязка не заставила себя долго ждать: пьяный Геннадий возвращается домой, его встречает мама, помогает ему раздеться, а на утро Геннадий сам понимает, что натворил. Опять-таки показательная сцена для зрителей. У каждого есть выбор, нужно только его сделать. А если ошибся — исправиться.
2. Обучение. На протяжении всего фильма Геннадий учится. На экране он появляется с книгами, журналами, конспектами. Независимо от того, что он закончил 7 классов школы, он продолжает стремиться к знаниям, идет учиться дальше и даже находит себе компанию для учебы. И это не про получение «корочки» для своей дальнейшей карьеры. Это для знаний, для того, чтобы делать свою работу еще лучше и качественней.
3. Принадлежность к пионерской организации/комсомолу. Мы видим процесс вступления Геннадия в пионерскую организацию, а дальше — возможность стать комсомольцем, в чем ему помогают его наставники. В нем они видят те важные качества, которые «необходимы партии». Принадлежность к сообществу давала стимул к получению знаний, к качественной работе.
Продолжая тему пионерии, хорошая сцена, когда бандиты сказали детям, что отпустят того, кто растопчет пионерский галстук. Никто из детей не сделал этого. Мало того, они стали быстро прятать свой главный символ.
Дети в фильме показаны настоящими героями. Они единогласно выбирают выпустить из автобуса самую маленькую из них, а сын начальника отказывается меняться с отцом.
4. Бандиты. Захватчики — самые настоящие злодеи. В фильме в принципе разделены герои на «белое и черное». «Спасибо Голливуду, что научил нас захватывать самолёты», — говорят бандиты. Возможно, в 80-е годы влияние Голливудских фильмов было не такое яркое, но для сегодняшнего дня эта фраза звучит очень актуально.
Конечно, мы не знаем истории жизни этих людей, но то, что можно сказать с уверенностью — каждого человека формирует окружение. И важно находить в себе силы менять его, если есть хоть доля сомнения.
5. Романтические отношения. Хотя им было выделено не ведущее место, их смогли в полной мере раскрыть в нескольких минутах. Основа отношений Геннадия с его будущей женой состоит из уважения, внимательности, доброты, чуткости. Здесь мы видим пример истинных семейных ценностей — адекватное развитие отношений.
6. Подготовка спецгруппы. Как уже было сказано выше, Геннадий все время учился, и этого же требовал от своей группы. Геннадий лично проводил собеседование для членов группы, где не просто оценивал поступки в «личном деле», а действительно разбирался, почему то или иной действие было совершено. В первую очередь он искал ЛЮДЕЙ для той сложной задачи, которая перед ними.
Фильм о большом пути, который предстояло пройти каждому советскому солдату на пути к победе. Фильм о том, что каждая жизнь, отданная в те годы, стала неким "мостом", который дал возможность следующим поколениям жить и развиваться. Фильм о доблести, чести, мужестве, любви к Родине, другу, товарищу, сыну, природе. Фильм о том, что никогда нельзя сдаваться, пока есть хоть какая-то надежда на то, что получится.
Фильм сразу начинается с музыки скрипки "Священная война", задает тон и перемешка голосов односельчан главного героя, которые отправляют Георгия за сыном, но просят узнать и о своих родных. В глаза бросается плакат "Родина-мать зовет!", который символизирует храбрость и стремление народа освободить свою Родину от фашистов.
Показательной становится сцена, когда Георгий отправляется в путь на повозке от станции до госпиталя. Еще в начале пути главный герой сдержан, а его попутчики с недоверием относятся к нему, но все меняется, когда каждый узнает историю другого. Показательная сцена: народы СССР, такие разные по темпераменту, характеру, становятся как родные, когда разделяются высшие ценности: любовь, дружба, взаимопонимание и поддержка.
Дальше мы видим, насколько добры к Георгию встреченные ему на пути. Каждый из них отражает его. С ними он по-отечески добр, а они отвечают ему сыновьим уважением, помощью в поиске сына, поддержкой.
Знаковым для меня моментом было то, как Георгий относится к природе. Находясь под обстрелом Георгий видит, что загорается пшеница — он пытается её тушить и зовет на помощь: "Хлеб горит!".
Другой эпизод с виноградником, когда Георгий не дает молодым советским танкистам опробовать отремонтированный танк на винограднике. Дело доходит до драки.
- А ты видел что они у нас делали?, - говорит один из солдат.
- Это они делали! А ты, что, фашистом стал, да?, - ответил старик.
И этот вопрос вместо тысячи слов заставил задуматься, возможно, даже пристыдил.
Георгий находит сына и им удается немного поговорить. Но жизнь сына резко обрывается, когда начинается обстрел. Несмотря на такой финал, для меня этот фильм всё равно о светлом, о добром и вечном.