Коротко
1. Дискредитация советского прошлого, советской власти.
2. Искажение истории.
3. Искажение отношения к Великой отечественной войне.
4. Пропаганда алкоголя, наркотиков.
5. Возлагание вины за судьбу армян и евреев на СССР.
6. Распространение негативных и депрессивных настроений.
Подробно
"Как создать шедевр в эвакуации — среди голода и холода. Биографическая драма о композиторе Араме Хачатуряне. История создания известного шедевра, «непокорного и шумливого дитя» Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями».
Холодная осень 1942 года. Второй год войны. Город Молотов – переименованная перед самой войной Пермь. Сюда эвакуирован Ленинградский академический театр оперы и балета имени Кирова. Мир театра в эвакуации – призрачный, голодный, холодный. Жизнь глубокого тыла со всеми приметами военного времени.
Полуголодные балерины, кордебалет, преображающиеся на сцене в дивных «розовых девушек». Спектакли, выступления в госпиталях, оборонных заводах и репетиции, репетиции.
Финальные усилия по созданию спектакля «Гаянэ» совпадают с написанием первых тактов Симфонии №2, часто перекрещиваются. Перед последней репетицией Хачатурян неожиданно получает приказ дирекции – создать ещё один танец в финальную часть уже готового балета.
За 8 часов композитор напишет своё самоё исполняемое произведение."
Это рецензия на Кинопоиске на фильм "Танец с саблями" 2018 года, который я выбрала к просмотру в предвкушении созидания творческих тайн бытия композитора.
Но является ли творческий процесс написания музыки главной линией фильма? Что идет фоном или даже главной партией при просмотре?
Что же представляет собой город Молотов в 1942 году, в разгар войны, находящийся в глубокой эвакуации. Не раз от героев слышны упоминания о
бандитах, которые нападают на людей и обворовывают (это в военное-то время!). Главный герой даже попадает под такой набег, когда со словами "Гоп-стоп, дядя" попытались отобрать у него ноты. На рынке стоят настоящие барыги, у которых из под полы можно купить американский шоколад Hershey’s ("Его даже у нашего воинкома нет") (откуда он у барыги?). Огромные очереди за хлебом. А вот с алкоголем все в порядке. Его приносят Хачатуряну, чтобы он быстрее поправлялся.
С друзьями-композиторами Хачатурян распивает огромную бутыль прямо на улице (в военное время за тунеядство и алкоголизм ничего не было?).
Достаточно алкоголя и в ресторане.
Солдат на вокзале просит милостыню, играя на гармони (просто в голове не укладывается!).
Зато в местном ресторане изобилие продуктов, даже подают вазу с фруктами, пируют высшие воинские чины в компании красивых смеющихся женщин под аккомпанемент фривольных мелодий эвакуированных работников культуры, пытающихся подзаработать.
Отношение к власти.
Весь фильм происходит борьба с представителем партийной власти Пушковым - "из отдела культуры Госисполкома", как его представляют, который, как оказалось, имеет зуб на композитора Хачатуряна и всячески пытается ему насолить используя и свою власть и манипуляции и подлость.
Так же Пушков, по совместительству, является и наркоманом, который сидит на тяжелых наркотиках (подробно показана сцена введения внутривенно).
А еще отвратительным развратником, который манипуляциями заставляет приму-балерину Сашу провести с ним ночь. При всем при этом все его боятся, и, похоже, он имеет чуть ли не безграничную власть, так как распоряжается сначала посадить саксофониста Аркадия, который набросился на него с кулаками, а потом отпустить. Полная картина: посмотрите каков представитель партии!
Одна из ярчайших и вопиющих сцен в фильме. В госпиталь к Хачатуряну приходят друзья - композитор Дмитрий Шостакович и скрипач Давид Ойстарх, которые проезжали мимо на поезде, который возит артистов для выступлений перед солдатами и ранеными. Друзья сидят на вокзале, где провожают солдат, прямо на улице распивают огромную бутылку водки. Выпивают за Ленинградскую симфонию Шостаковича.
Ойсмарх: "Усатому уже доложили, что Шостакович образумился, сел и написал истинно народное, поднимающее дух произведение. ... А то, что ты написал мелодию полную гнева еще до войны и что гневался ты не на Гитлера, а на другого усача, поближе, это как?" Хачатурян: "Это то, что ты мне показывал в 38-м в Москве?" (напевает тему нашествия из Ленинградской симфонии) Шостакович: "Бог видит все!". Что мы здесь видим? Вопиющее искажение фактов. И это разговаривают лауреаты Сталинской премии. И диалог ведется в отношении одного из самых великих произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны, которое, наравне со "Священной войной" Александрова стала голосом этого времени, поднимала боевой дух, восхваляло величие советского народа, советской культуры. В эту бредовую идею, которую высказывают композиторы в этой сцене, может поверить только тот, кто никогда не слышал Ленинградскую симфонию, и ее легендарную тему нашествия.
Отношение к войне.
Один из героев - молодой парень саксофонист Аркадий подходит к композитору и просит его в своем балете "Гаянэ", премьера которого планируется в ближайшее время, написать партию для его инструмента, так как в другие постановки отменили и он нигде не задействован. А чтобы его не забрали на фронт - ему нужна обеспечить свою нужность в тылу. Зная фильмы о войне, слушая рассказы о войне ветеранов, вы можете представить себе такое поведение молодого человека, все сверстники которого, да и вообще, все мужчины, ушли на фронт? Я - нет.
Далее, из-за желания "откосить", вокруг Аркадия разворачивается печальная воронка событий. Сначала Пушков за возможность сохранить место в оркестре, предлагает парню стучать на Хачатуряна. Потом Пушков же просит Сашу уговорить Арама Ильича написать для Аркадия партию, за что Саша возненавидела последнего. Поняв, что его подставили, Аркадий избивает Пушкова, за что попадает в тюрьму, а когда его отпускают "просто так", по велению Пушкова, решает покончить с собой в камере. Вот так, не искупить позор кровью на фронте, нет. Просто повеситься.
В госпитале, в одной палате с Хачатуряном лежит командир заградотряда, который "стрелял по своим, которые бросали оружие и отступали и среди них были не только штрафники".
Солдаты, которые выписались из госпиталя и собираются н афронт приходят в театр, чтобы напоследок посмотреть хоть какой-то спектакль. Вахтерша говорит, что сейчас спектаклей нет. Эту сцену видит Арам Ильич и требует от труппы немедленного показа спектакля солдатам. При этом ему приходится бороться с возражениями и руководства театра, балетмейстера и самого Пушкова. Вот так ценился солдат.
Через весь фильм проходит тема геноцида армян. Композитор болезненно переживает не так давно случившиеся события (резня армян в Турции а 1909, 1915 гг.). В частности, показан эпизод более ранней встречи Пушкова и Хачатуряна. Пышное застолье творческой интеллигенции в Армении, где Хачатурян был художественным руководителем при театре оперы и балета. Композитор произносит тост, в котором упоминает те печальные события. На что представитель партии (Пушков) говорит:"Хочу заметить, что у СССР с Турцией добрососедские отношения. Об этом давно пора забыть.
Кто об этом вспомнит через 100 лет?", за что получает бутылкой по голове от Хачатуряна. Далее реплика самого композитора, который рассказывает об этом эпизоде Саше: "Фашизм начался именно тогда, когда весь мир промолчал после тех турецких событий. Массовое истребление стало возможным только благодаря этому молчанию". То есть, читаем между строк: СССР хочет забыть об этих событиях, замалчивает, а на самом деле является косвенным виновником геноцида евреев.
Во всем фильме я не заметил какого-либо переживания хоть каких-то героев о победе, о Родине, о солдатах. Все заняты выживанием, спасанием совей шкуры, решением личных проблем. Атмосфера фильма грустная, депрессивная. Все люди показаны унылыми, тусклыми, безликими, просто безмолвная серая масса.
Музыка великого советского композитора Хачатуряна, конечно присутствует в фильме. И творческий процесс тоже, но занимает он не больше 5 минут от всего времени.