Олег Стрельченок


Последний визит: 3 года назад
ID: #4690

Уровень 1: Новичок
Уникальные просмотры профиля: 1
Зарегистрирован: 27 окт. 2021 г.

Показано 1-1. Всего: 1

Орёл и решка

Передача, 2011
+0.0 -1.0
+3.1
-1.0
-0.8
0.3
Оценка

Показать рецензию

Коротко

В первую очередь бросается в глаза основная концепция преподнесения информации, смысла и образов в виде пропаганды денег, богатства и потребительства через контраст 2-х ведущих, у одного из которых всего 100 долларов, а у другого – безлимитная банковская карта. На примере образа жизни ведущей с картой и ее встреч и проводится пропаганда праздного образа жизни через рекламу образа жизни богатых людей.

Подробно

В первую очередь бросается в глаза основная концепция преподнесения информации, смысла и образов в виде пропаганды денег, богатства и потребительства через контраст 2-х ведущих, у одного из которых всего 100 долларов, а у другого – безлимитная банковская карта. На примере ведущей с безлимитной банковской картой показывается, как без труда, без образования, без усилий можно простым розыгрышем (подброс монетки) легко получить карту с большой суммой и их бездумно тратить.

Цель и образ денег, их мнимой ценности пропагандируется прямо и косвенно, структурно и бесструктурно через всю передачу (цена и стоимость вещей, услуг, сравнение цен, эмоциональная оценка супердорогих вещей, торгашество – торг за более низкую цену аренды дома). Юная ведущая эмоционально восклицает «Минимальная заработная плата в Нидерландах – аж 1700 евро!» - посыл всем ехать в Нидерланды жить, или как плохо жить у нас на Родине…Земля, которую купили несколько лет назад за 7000 евро, сейчас стала стоить 500,000 евро, ух ты! Деньги – высшая ценность, а если вещи, мир, дорого стоят, значит, они ОЧЕНЬ ценны - такая мысль насаждается скрытой пропагандой денежными цифрами. «Я имею безлимитную карту, поэтому мне все равно (цена), я могу пожить здесь (дорогой дом) месяц и почувствовать себя настоящей Нидерландкой», «Я себя транжиркой не считаю, просто позволяю себе самое лучшее (дорогое!)». Дорогие вещи и услуги приравниваются к лучшим. Волшебную кредитную карту показывают на экране много раз – происходит «привыкание» мозга и подсознания к процессу оплаты, потребления. Постоянная ориентация на потребительство, каждый новый эпизод, сцена комментируются с информацией о стоимости товара, услуги, развлечения.

На контрасте богатых и бедных в передаче скрыто показано толпо-элитарное общество, пропагандируется «нормальность» и стандарт такого общества, его «управляемость». Просматривается хвастовство богатыми, их образом жизни, предметами, одновременно идет показ «низших» моральных предметов, акцент на «животных инстинктах – звонок в подсознание (туалет 800 лет назад, биде)». Таким образом, краеугольным камнем и стержнем скрыто и явно насаждается принцип «Разделяй и властвуй», культивируется структура разделения общества на богатых и бедных, элиту и толпу, неравенство, разобщенность, конфликт, умные-глупые, и т.д.

Безнравственный образ жизни

На примере образа жизни ведущей с картой и ее встреч и проводится пропаганда праздного образа жизни через рекламу образа жизни богатых людей. Есть и пропаганда - реклама алкоголя (ведущая восклицает «мой любимый холодильник» на холодильник с вином).

Встреча и знакомство с принцем Нидерландов и аристократами позволяет сценаристу представить данные персонажи в виде «эталона» для подражания. Однако, чем они занимаются? Принц развивает стартапы, потому что они приносят большие деньги… Он же говорит, что основное правило жизни и поведения «Все должно быть в удовольствие». Из его уст также звучит: «Все выходят на улицу пить пиво, как только есть солнце». Когда принц государства ТАКОЕ говорит, это звучит как мнение образца, эталона, а значит, как норма, которой нужно подражать и повторять.

В золотом сечении программы (по хронометражу), – это всегда наиболее эмоциональный и наиболее воспринимаемый момент по воздействию на психику, – происходит знакомство с улицей красных фонарей – символом безнравственности Европы и Голландии. «Непривычно видеть голых девушек напоказ. А это здесь легально – понимаете! – обычное дело. Вы удивитесь, но в мире немало стран, где проституция узаконена». Затем идет знакомство и милая беседа с ветеранами проституции, где озвучивается, что к проституткам относились «с уважением»! Поход в бордель здесь не считается изменой. Люди не понимают, что в этом нет ничего грязного, это – тоже часть жизни. Таким образом, внедряется в сознание норма аморальности для всех телезрителей, включая детей. В целом, большая часть символов и смыслов программы – это рассказ про низкую нравственность европейцев (свободных отношений между мужчиной и женщиной, феминизма, толерантности, сексуальных меньшинств, отсутствие бескорыстной дружбы), которые, однако не называются низкими, а преподносятся как нормальные.

Нарочито показывается внешняя сторона жизни (транспорт, инфраструктура), однако, отсутствует описание внутренней жизни людей, их быта, мировоззрения, психологии. Подчеркнутый показ «цивилизации» - инноваций в выращивании овощей, прокладке дорог, каналов скрывает то, ЗАЧЕМ люди живут, - а это главный вопрос жизни. Для подтверждения вышеуказанного в передаче постоянно показываются только привлекательные, красивые стороны жизни страны, и не показываются проблемы, заботы людей, общества, глубинные проблемы экономики, образования. В чем разница между креативностью (которая пропагандируется, как отличительная черта голландцев) и творчеством? Креативность – это способность с помощью хитрости и предприимчивости найти новый способ зарабатывания денег, либо придумывания нового продукта, устройства, «потребительской инновации». Творчество, с другой стороны, – это способность человека и общества с помощью личного произведения искусства показать свои переживания, переживания людей, события в мире, с целью переосмысления этих событий и поиска ответа на вопросы – «зачем мы живем? Каков мир? Что хорошо, а что плохо?»

Ведущие и манера показа

Понятно, что в рамках и формате телепередачи за 2 дня сложно понять людей, вникнуть им в душу и честно показать это на экране. Но можно сделать какой-то определенный срез общества, познакомиться и пообщаться с группой людей, сблизиться с ними и в общении с ними поднять такие вопросы, которые заставят зрителя задуматься, заинтересоваться, почитать, изучить историю и культуру этого народа, взять билет и съездить в Голландию познакомиться ближе со страной. Как пример явной и специальной «ошибки» в источнике получения информации один из ведущих пытается получить информацию от экспата… Но «наши» эмигранты НИКОГДА до конца не понимают и не знают новую страну и людей, я это знаю из личного опыта жизни за границей.

На примере «Клуба путешественников» я понимаю, как важно иметь профессионального ведущего телепередачи, ведь там был умный, эрудированный, настоящая личность - Юрий Сенкевич! В «Орел и решка» зрителей сопровождают молодые ведущие, красивые и сексуальные, не имеющие опыт жизни, и соответствующего глубокого ее понимания. Манера и внешний облик ведущих – открытая одежда, подчеркивающая сексуальность, приколы, несерьезность, дешевый «неинтеллектуальный» юмор. В речи проскакивает неграмотная русская речь и даже заглушаемый мат.

Вывод

Основным лейтмотивом передачи «Орел и решка» является посыл, что путешествие – это часть потребительского праздного образа жизни, как процесс потребления благ и излишеств.
В сознание каждого зрителя прошивается установка в виде цели - банковской карты с большой суммой денег, которые можно праздно тратить на развлечения. Очень жаль, ведь идея передачи хороша, ее можно было бы использовать как окно в мир для процесса познания мира.