Хорошая советская сказка со знакомыми волшебными персонажами и правильным воспитательным посылом детям, с чётким разделением добра и зла. Главный герой мальчик Митя ведёт себя смело, проявляет смекалку и доброту, ловкость и находчивость. В некоторых ситуациях ему помогают разные магические предметы, но главные испытания Мите приходится преодолевать самому, в том числе полагаясь на научные знания.
Хорошая советская сказка со знакомыми волшебными персонажами и правильным воспитательным посылом детям, с чётким разделением добра и зла. Кощей здесь злой и коварный, выглядит соответствующе. Интересно показано, как он на протяжении фильма постепенно привлекает в свою армию всякую нечисть: Соловья-разбойника, Лихо одноглазое, Змея Горыныча и просто предателей всех мастей.
Царь показан трудолюбивым и умным, а вот его придворные, скорее, наоборот. В сложной ситуации (когда надо было отловить Соловья-разбойника) царь предпочитает довериться не стрельцам, а положиться на мужицкую смекалку. И правильно делает, стрельцы в дальнейшем одними из первых переходят на службу к «новой власти».
Баба Яга, на первый взгляд, опасная, а в действительности оказывается той, кто поддерживает порядок в сказочном королевстве: испытывает царевичей, отслеживает новости, помогает тем, кто попал в беду. Интересно показана и Василиса Премудрая. Она тоже живёт в лесу, изучает разные науки, много всего знает и умеет проявлять не только мудрость, но и хитрость, когда это необходимо.
Есть в сказке и совсем необычные персонажи, такие как, например, «Дрёма» — стражник, который постоянно спит, но если кто по неаккуратности его разбудит, то тому не поздоровится, каким бы сильным он ни был. Видимо, этот герой пришёл из славянских былин и олицетворяет некую силу, которая в зависимости от ситуации может быть направлена в разные стороны. В фильме от Дрёмы тумаки получают в основном злодеи, чаще проявляющие неосмотрительность.
Вот в такую компанию и попадает главный герой истории — мальчик Митя примерно 8–9 лет, поехавший на велосипеде в лес и случайно оказавшийся в сказочном царстве. Митя ведёт себя смело, проявляет смекалку и доброту, ловкость и находчивость. В некоторых ситуациях ему помогают разные волшебные предметы, но главные испытания Мите приходится преодолевать самому, в том числе полагаясь на научные знания. Например, найти иголку в стоге сена он решает с помощью магнита. И даже придумывает, где его взять в сказочном царстве.
Тема волшебства в художественных произведениях непростая и в чём-то даже спорная. Современное засилье жанра фэнтези и супергероев, которыми практически полностью вытеснили научную фантастику, явно не к добру. Ведь всевозможные «Гарри Поттеры» и «Спайдермены» ориентированы уже не на маленьких детей, а на подростков. А подросткам в их возрасте следует не о волшебной палочке мечтать или ждать, пока тебя укусит чудо-паук, а заниматься освоением знаний и наук, развивать себя интеллектуально и физически. Но вместо этого современный кинематограф погружает молодёжь в бесплотные иллюзии, которые со временем развеиваются и оставляют ребят с пустыми руками. Речь не о том, что в кино, ориентированном на среднюю и взрослую аудиторию, совсем не должно быть места чуду. Речь о том, что пропорции явно должны быть другие.
Кто-то задаст закономерный вопрос: «А ведь и в наших сказках всегда было много волшебства, разве это делает сказки плохими?»
Нет, не делает. Потому что сказки ориентированы на маленьких детей, что вполне логично. Дошкольник ещё не обладает хорошо развитым мышлением, чтобы формировать целостную картину мира. Многие происходящие вокруг события в этом возрасте воспринимаются как волшебство, потому что ещё недостаточно знаний, чтобы видеть причинно-следственные связи и понимать суть вещей. То есть, в дошкольном возрасте сказки и волшебство вполне естественны и допустимы, хотя всё и не должно вращаться только вокруг них.
К тому же через большинство сказок ребёнку транслируется правильная мораль, даются базовые ориентиры и ответы на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?». Это их главная функция и задача – заложить этические основы для формирования порядочного человека.
В этом плане фильм «Там, на неведомых дорожках...» сделан достаточно правильно, ведь он рассчитан в первую очередь на ребят 6-8 лет. Здесь есть увлекательный сюжет с приключениями ребёнка. С воспитательной точки зрения показано множество положительных примеров детям. И хотя это всё ещё сказка, но в ней уже красной линией проходит мысль, что научные знания позволяют зачастую достигать таких же удивительных эффектов, как и волшебные предметы. То есть фильм плавно переводит мышление ребят от волшебства в плоскость науки, которую им и предстоит изучать в школе.
Именно поэтому в конце фильма Василиса Премудрая просит Митю научить её кататься на велосипеде. Ранее эта мысль прослеживается и с аналогией на телевидение, роль которого у Бабы Яги выполняет «блюдце с яблоком». Или с самоходной печкой, похожей на автомобиль.
Похожая линия, но ещё более явно, прослеживается и в другом советском фильме, ориентированном на ту же возрастную группу: «Новогодние приключения Маши и Вити». Здесь главные герои, мальчик и девочка, одновременно применяют и волшебные предметы, и те, что сконструированы своими руками, благодаря знаниям из науки.
Кстати показательно, что оба фильма длятся не по полтора-два часа, как современное вроде как детское кино, а примерно по часу, что абсолютно логично. То есть их делали для детей и с заботой о детях, а не с целью «успешного кинопроката и хорошей окупаемости».
Напоследок ещё остановлюсь на финальной сцене картины «Там, на неведомых дорожках...»: в ней Баба Яга вкладывает иглу Кощея в яйцо, потом в деревянную утку, которая потом оживает и улетает. На вопрос Кикиморы, «зачем?», та отвечает: «Чтобы сказки продолжались…». Не могу однозначно сказать, что эта сцена правильная, но она отражает определённую философию, согласно которой, раз в мире есть «Кощей», значит, в этом есть смысл, видимо он нужен для того, чтобы царевичем было где проходить испытания.
Хорошая советская сказка со знакомыми волшебными персонажами и правильным воспитательным посылом детям, с чётким разделением добра и зла. Главный герой мальчик Митя ведёт себя смело, проявляет смекалку и доброту, ловкость и находчивость. В некоторых ситуациях ему помогают разные магические предметы, но главные испытания Мите приходится преодолевать самому, в том числе полагаясь на научные знания. Подробнее в рецензии.