Главная идея: «Школа – тюрьма, работа – тюрьма, приют для престарелых – тюрьма, и вообще вся жизнь – тюрьма. Не лучше ли убежать в компьютерные игры, наркоманию, алкоголизм или сразу покончить собой?!». Не рекомендую водить детей на картину: что бы вы потом им ни втолковывали, дети поймут одно: жить в серой реальности родителей плохо и скучно, а нужно брать пример с ярких и богатых тиктокеров, рэперов и прочих обколотых и обкуренных маргиналов!
Фантазии и жизнь
«Вещи или идеи, которые в противном случае считались бы причудливыми, вульгарными, нежелательными или невозможными, вставляются в фильмы в области фантазии»
(с) Алан Уотс
Фактически фильм представляет некую солянку идей и ассоциаций из «Куда приводят мечты» (1998), «Мост в Терабитию» (2007), «Голос монстра» (2016), «Начало» (2010), «Пираты Карибского моря» (с 2003) и ряда других картин, в которой «злодей», по сути, вообще отсутствует – вместо него есть кошмар наподобие кракена из вторых «Пиратов».
Создав на экране очень красивую, живописную и красочную картинку, Лоуренс в очередной раз продемонстрировал себя прекрасным визионером – зачаровывающая графика проработана до мелочей, начиная с волнующейся от ветра травы и кончая подводным миром! Действие фильма происходит на маяке, в лодке, в городской квартире, в школе, в различных снах, на дне океана – и картинка весьма чёткая, а цветовая гамма очень контрастная – то серая и унылая, то взрывается буйством яркого и сочного разноцветья и причудливостью форм! Да и переходы между снами авторы сделали достаточно интересными и необычными – порталы могут оказаться в самых неожиданных местах и выглядеть крайне оригинально!
Кстати, очень хорошо показан западный менталитет – во сне волшебная кровать на длинных и тонких паучьих ножках бежит по заполненной автомобилями улице, а девочка на ней возмущённо кричит: «Стой! Ты куда на красный свет?!». -)) М-да, законопослушность вбита в них намертво – мне даже думается, что если светофор сломается, то они сутками будут стоят перед красным сигналом, пока не умрут от холода и жажды или не дождутся регулировщика или сообщения по всем каналам связи, что светофор не работает! Самое страшное, что эта законопослушность у них не от высокого уровня ответственности и самосознания, а просто из-за въевшегося в гены страха вследствие жесточайших многовековых репрессий и наказаний. Ещё бы – только во время правления Генриха VIII и только за «бродяжничество» было повешено 72 тысячи насильственно согнанных с земли крестьян: это 2/3 населения тогдашнего 100-тысячного Лондона! И ничего, всё ОК и нормалёк – это законно, а значит – правильно, ведь у них в головах понятие «юстиция» тождественно равно понятию «справедливость»! А Иван IV Грозный, за всё время своего правления казнивший то ли три, то ли четыре тысячи воров и предателей из своры тогдашних прозападных либералов – и это в воюющей с Западом стране! – прозван англосаксами «ужасным»! До чего же всё-таки мы разные в цивилизационном плане!
Казалось бы, всё хорошо и правильно – в картине поднимаются серьезные темы: побег от проблем в мир грез, фрустрация после горестных событий, становление своего альтер эго в иллюзиях, когда в действительности самореализоваться не получается, а в целом – это милая, трогательная и немного грустная история о том, как больно и трудно, но необходимо отпустить любимого человека и продолжить жить дальше. Да и кончается всё на оптимистической ноте возвращения в реальную жизнь. Но – почему-то это карнавальное буйство красок и не вполне здоровые фантазии сильно напомнили мне фильмы Бёртона: всё очень сочно и вычурно, эксцентрично и экстравагантно – казалось бы, веселая и чудесная сказка для детей! – но от экрана так и веет какой-то неуловимой внутренней тревогой, беспокойством и депрессией.
В прокате «Страна снов» позиционирована в том числе как мюзикл и комедия, но ничего смешного, кроме клоунских кривляний, вылезания из унитаза и гонки на мусоровозе, я не заметил – впрочем, у американцев всегда было специфическое чувство юмора – да и мюзиклом здесь даже и не пахнет: вообще нет ни одной песни!
Главный герой Флип, фактически основной воспитатель девочки после смерти её отца – не обезображенный интеллектом аферист и искатель приключений: грязное пузатое существо, по внешнему виду нечто среднее между Карабасом-Барабасом, Бармалеем и Джеком Воробьем, обвешенное безвкусными украшениями, обутое в клоунские ботинки и одетое в малиновый костюм из гардероба Киркорова. Главная героиня не ценит, что попала под замечательную опеку родного дяди – накормлена, одета, живёт в отдельной комнате в шикарной квартире, учится в элитной школе, но ведёт себя как самовлюблённая эгоистка, ненавидящая всё окружающее, и подставляет людей, желающих ей добра и жертвующих всем ради неё. А если бы она попала в детский дом, монашеский приют или была бы удочерена какими-нибудь домашними тиранами, садистами или педофилами? Ей даже не приходит в голову, что она как сыр в масле катается!
Тому, что ключевой персонаж картины – похожее на фавна существо с закрученными бараньими рогами, я уже давно не удивляюсь: Голливуд проводит не просто атеистическую, но и откровенно сатанистскую повесточку – достаточно вспомнить «хорошую» рогатую Малефисенту (2014, 2019), «доброго» принца Адама с такими же рогами из «Красавицы и Чудовища» (2017), честного парня Перриша из «Рогов» (2013), спасающих Землю инопланетян в дьявольском обличье из «Венома-2» (2021) etc… Такое ощущение, что детей сознательно приучают к сатанинскому виду и убеждают, что так выглядят нормальные и даже очень хорошие существа – это мне напоминает роман классика фантастики Артура Кларка «Конец детства» (1953), где рогатые и хвостатые инопланетяне постепенно, в течение 50 лет, готовили человечество к уничтожению, скрывая свой внешний вид. Открытым унижением и нейтрализацией ценностей и установок Христианства служит и персонаж полуголой танцовщицы, пляшущей зажигательные карнавальные сексуальные танцы, которая в реальной жизни оказывается монашкой: вот, оказывается, какие они – служители Церкви, верующие и вообще моральные люди – только и думают о красивой жизни и сексуальных приключениях!
Основные фразы фильма, западающие в подсознание детей на фоне яркой картинки:
1) Немо, войдя в прекрасную, светлую и очень крутую школу: «Папа говорил, что школы – это тюрьмы: дети заперты здесь физически и психически, а потом на работу ходят как в тюрьму, а в старости дом престарелых – последняя тюрьма». Дядя: «Школа – это не тюрьма». Она: «Я могу уйти, когда захочу?». Он в ответ: «Ну немного, как тюрьма». И в конце дядя: «И звонок зловещий». Итак, детишки, запомните навсегда главное: «Школа – тюрьма, работа – тюрьма, приют для престарелых – тюрьма, и вообще вся жизнь – тюрьма. Спрашивается, на хрена такая жизнь сдалась – не лучше ли убежать в компьютерные игры, наркоманию, алкоголизм или сразу покончить собой?!». Кстати, в России приютов для стариков по сравнению с Западом очень мало – в нашей православной традиции старики до смерти живут вместе с многопоколенными семьями своих детей, внуков или правнуков.
А для контраста – умный мальчик-индус Джамал, рассказывающий героине о своих участиях в школьных кружках: эко-кружке, клубе ООН, кружке керамики, театральном кружке, боулинге на траве, фрисби, славянском хоре, оркестре, столярной мастерской, да ещё и выращивании грибов в школьном подвале! Я бы сам удавился от такой нагрузки! А ведь, действительно, даже у нас многие родители, лелея свои собственные комплексы, превращают счастливый беззаботный мир детства своего ребёнка в невольничью плантацию без минуты отдыха!
2) «Кому нужна ваша реальность, когда тут такое?!» И это говорит Рогатый весельчак на фоне волшебного карнавала музыки и кружащихся в танце разноцветных фигур из цветных бабочек! Создатели разделили реальный мир и мир сновидений, причем сделали это интересно – реальный мир серый, тусклый, невзрачный, а сны яркие, светлые, наполненные сочными красками: так сказать, наглядное доказательство обыденности и мерзости повседневной жизни.
3) Герои во снах живут по т.н. «Кодексу разбойника»: «Я всегда иду куда хочу и беру что хочу!» Вот такой девиз для будущих граждан! К тому же оказывается, что единственное реально необходимое в жизни, чему научил ребёнка дядя – так это вскрывать замки, как профессиональный медвежатник! А ведь это символ! Если ты умеешь «вскрывать замки», т.е. прорываться к деньгам и радостям без труда, то тебе больше не нужно учиться и работать!
Ну и, наконец, в финале картины вдруг выясняется, что вся представленная коллекция снов была специально подобрана для девочки «Полицией снов» – то есть это государственная структура такому обучает ребёнка?! Да, да, да! И Голливуд тоже! И тик-ток и все соцсети! Весь глобальный Запад!!! Вот и честный ответ на все вопросы по фильму. -)) И хотя в итоге вроде бы всё стало хорошо и правильно: девочка пошла в школу, обрела друзей и семью с дядей – но на подкорку к этому времени уже намертво записаны асоциальные ценности!
Netflix зомбирует гораздо тоньше и эффективней других студий – достаточно вспомнить «Игру престолов».
И ведь, действительно, наши «свободолюбивые» либеральные рецензенты клюнули! Вот пара отзывов с киносайтов (дословно): «Вместо любимого отца приходится терпеть скучного… дядю, приходится соблюдать правила и ходить в "тюрьму для детей"» или «Как можно избежать гнета нашей повседневной реальности, ежедневных испытаний на прочность и выносливость? Временами всем: и деткам, и поколению постарше хочется сбежать от чужих навязанных правил и условностей, ощущая лишь свободу в волосах, мыслях и сердцах». Вот оно – сработало! Какой, нафиг, «гнёт повседневной реальности»? Какие «испытания на прочность»? Это они так свою ЖИЗНЬ называют?! Как можно жить с таким мироощущением в душе?! И главное – зачем навязывать свою ущербность и психические отклонения всем остальным, а особенно – детям?!
В общем, не рекомендую водить детей на эту картину: что бы вы потом им ни втолковывали, дети поймут лишь одно: жить в серой реальности родителей плохо и скучно, а нужно брать пример с ярких и богатых тиктокеров, рэперов и прочих обколотых и обкуренных маргиналов!
Подростково-семейный фильм, фэнтэзи, много экшена и графики.