Фильм служит наглядным примером информационного оружия, задача которого увлечь зрителя романтическим и слащавым сюжетом, и на фоне ярких декораций скормить ему пропаганду алкоголя, сигарет, распутного поведения, извращений и неадекватного поведения, вложив всё это в антураж середины 20-го века. Как будто уже тогда люди жили так, будто «сексуальная и алкогольная революции» уже давно свершились.
При этом декорации и спецэффекты сделаны на уровне.
Когда начинаешь осознанно смотреть фильмы, задумываясь над тем, с какой целью создано то или иное произведение и каким образом оно должно повлиять на зрителя, то вскоре замечаешь, что огромная часть картин снята словно по одной методичке. В них есть некая центральная сюжетная составляющая, которая привлекает внимание и удерживает его на протяжении полутора часов, а на неё, как на каркас, навешивается огромное количество информационных модулей разного содержания. Задача этих модулей или информационных закладок - донести определённый посыл до зрителя в тот момент, когда он увлечённо наблюдает за историей главных героев и пребывает в расслабленно-развлекательном состоянии. Эти закладки кочуют из фильма в фильм, лишь немного изменяясь для того, чтобы гармонично вписаться в нить повествования.
При этом если для зрителя интерес обычно представляет именно сам сюжет, то для создателя или заказчика фильма - на первом месте стоит усвоение аудиторией заложенной в фильм идейной начинки, которая чаще всего подаётся в качестве фонового посыла. Например, если главный герой в кино постоянно ходит с сигаретой в зубах, то хотя это никак и не связано с сюжетом, но будет постепенно формировать у аудитории положительное отношение к курению.
При этом по такой схеме может быть построен фильм любого жанра: от фантастики до комедии. Но сегодня в качестве нашего объекта исследования «препарируем» шведскую мелодраму «Парк развлечений», вышедшую в российский прокат весной 2019 года. Она представляет собой классический пример информационного снаряда для промывки мозгов, завёрнутый в оболочку из романтической истории.
Сначала о сюжете, на который и поведутся большинство зрителей, желающих на пару часов погрузиться в сладкие грёзы. Нам показывают жизнь двух семей в 1940 году в шведском городке. Каждая из них владеет парком аттракционов и старается перетянуть посетителей на свою сторону, для чего в ход идут всевозможные ухищрения и провокации. Но между наследниками враждующих кланов – молодым человеком по имени Джон и девушкой Нини - вспыхивает чувство любви, которое в итоге должно привести к мирному разрешению конфликта. В общем, классическая история в стиле «Ромео и Джульета», только перенесённая в двадцатый век и приукрашенная спецэффектами и яркими визуальными фантазиями героев.
Если почитать отзывы на том же сайте «Отзовик» (здесь: https://otzovik.com/reviews/film_park_razvlecheniy_2019/) - то все обсуждают, насколько искренне показаны чувства героев, вспоминают цитаты из фильма о силе любви и так далее. То есть сознание подавляющего большинства зрителей уловило и проанализировало лишь центральную историю. Мы же в рецензии опишем то, что авторам картины удалось контрабандой внедрить в подсознание аудитории.
Начнём с простых вещей. Это тема алкоголя, табака и распущенных нравов. Нам показывают 1940 год, но герои ведут себя так, будто «сексуальная и нарко-революции» уже давно свершились. Парень может вполне комфортно чувствовать себя, будучи абсолютно голым перед девушкой. Девушка может сидеть на подоконнике перед прохожими в нижнем белье. В парке аттракционов наряду с обычными каруселями и клоунами, работают «ночные бабочки», а на шоу стриптиза свободно проходит местная детвора.
При этом все романтичные эпизоды главных героев проходят в сигаретном дыму (курит и он, и она), а их первое свидание начинается с фразы «выпьешь пива?», и девушка сразу соглашается. Даже по современным меркам подобный антураж выглядит пошло и грязно, и представить, что в середине двадцатого века такое поведение представителей в целом обеспеченных семей было нормой – сложно. Очевидно, что это просто отсебятина авторов, цель которой убедить зрителя в нормальности и обыденности таких нравов.
Дальше – больше. У главного героя есть брат Ленард. По ходу сюжета выясняется, что он педераст. И естественно, по законам пропаганды этот извращенец показан самой положительной и утончённой личностью в фильме. Именно он в конце истории пожертвует своей жизнью, чтобы спасти маленькую девочку из пожара, и его будут все дружно оплакивать. А перед этим он совершит своеобразный «каминг-аут», пройдя по «радужному мосту».
Нини, сочувствующая страданиям этого молодого человека, который боится признаться окружающим в своих пристрастиях, рассказывает ему о том, что когда-нибудь он увидит вдали радугу, к которой будет вести радужный мост. Вот как это звучит в оригинале:
«Однажды Нини рассказала мне про радужный мост. Его видят лишь те, кто не похож на других. И если ты его увидел – надо сделать шаг и пройти по нему, как бы тебе ни было страшно. Потому что только так можно стать тем, кем ты хочешь».
Прямо перед пожаром именно это и происходит (сцена напоминает сон или галлюцинацию Ленарда), и умирая несчастный содомит-герой, спасший маленькую девочку, рассказывает Нини о том, что он всё же прошёл по радужному мосту.
На этом эпизоде среднестатистический зритель должен пустить жалостливую слезу и навсегда заречься как-то оскорблять или унижать извращенцев – ведь они такие уточнённые и самоотверженные личности. И вряд ли кто-то задумается, что благодаря подобной пропаганде огромная часть европейской молодёжи уже даже не относит себя к представителям того или иного пола, а считают свою сексуальность «относительной» - ведь многим хочется примерить на себя образ такого выдающегося героя. Исследование на эту тему можно найти здесь http://politrussia.com/society/evropeyskie-sotsiologi-unichtozhili-607/
Любопытно в фильме показана и тема начала Второй мировой войны. С одной стороны, зрителя погружают в атмосферу праздника и карнавала (ведь всё вертится вокруг парков аттракционов), а с другой – регулярно всплывают вставки о том, как разворачиваются военные события разгорающейся войны. Получается своеобразный диссонанс: где-то гибнут люди и льётся кровь, а в кадре звучит смех, веселятся люди и льётся алкоголь. В самый раз перед финальными титрами звучат такие слова: «Никто не забудет это лето 1940-го года, когда Европа пылала в огне, но нам удалось хотя бы один этот вечер просто смеяться, радоваться друг другу и славить жизнь и любовь». Здесь говорится об одном вечере, но весь фильм скорее похож на пир во время чумы.
Отдельно стоит пройтись ещё по образу родителей. Положительным персонажем можно назвать только мать Нини, которая старается помочь своей дочери обрести счастье. Родители Джона и отец Нини показаны достаточно жестокими и беспринципными людьми, для которых на первом месте стоит желание мести и денег, ради чего они готовы даже пожертвовать будущим своих детей. Когда вам в фильмах раз за разом показывают преимущественно негативные образы родителей (также можно часто встретить, что у главного героя родители умерли или он вырос сиротой), то это явно не повышает уровень доверия между детьми и взрослыми в семейных отношениях, а скорее наоборот.
И конечно, в фильме, есть хэппи-энд – потому что отравленная пилюля должна быть сладкой.
Думайте над тем, что вы смотрите!
Фильм служит наглядным примером информационного оружия, задача которого увлечь зрителя романтическим и слащавым сюжетом, и на фоне ярких декораций скормить ему пропаганду алкоголя, сигарет, распутного поведения, извращений и неадекватного поведения, вложив всё это в антураж середины 20-го века. Как будто уже тогда люди жили так, будто «сексуальная и алкогольная революции» уже давно свершились. При этом декорации и спецэффекты - на уровне.