Чему учит (коротко)
С моей точки зрения, «К звёздам» – это подражание двум гениальным режиссёрам, это попытка дотянуться до вселенской широты философии «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика и божественной мудрости «Соляриса» и «Сталкера» Андрея Тарковского. И, по-моему, сия глупая попытка совместить Кубрика и Тарковского в одном флаконе – провалилась.
Мнение цензора (подробно)
К звёздам
«Запад кричит: «Это я! Смотрите на меня! Послушайте, как я страдаю, как я люблю! Как я несчастлив, как я суетлив! Я! Моё! Мне! Меня!».
Восток ни слова о самом себе! Полное растворение в Боге, Природе, Времени. Найти себя во всем! Скрыть в себе все!»
(с) Андрей Тарковский
Посмотрели мы с женой новый американский фантастический фильм «К звёздам» (лат. Ad Astra) режиссёра Джеймса Грея, широко известного в узких кругах как постановщик нашумевшего криминального триллера «Ярды», драмы «Любовники» и приключенческой фантастики «Затерянный город Z». Разумеется, ничего из вышеперечисленного мы Аней не смотрели, так как не являемся любителями подобных жанров, да и вообще модных штучек для впавших в снобизм «креативных» меньшинств. Но фильм позиционировался как умная философская космическая драма – и мы рискнули.
Пара слов о сюжете: в недалёком будущем майор Рой Макбрайт, классный астронавт, полностью контролирующий свои эмоции и даже пульс, отправляется в одиночестве к Нептуну на поиски своего давно пропавшего отца, командира погибшей экспедиции 20-летней давности, которая направлялась для обнаружения внеземного разума. По пути он посещает Луну и Марс, где его ждут несколько неприятных приключений, и где он совершает поступки, которые… ммм… не совсем соответствуют понятиям воинской дисциплины и офицерской чести.
Я не собираюсь усиленно акцентировать внимание на стандартные киноляпы в голливудских фильмах про космос, которых здесь порядочное количество: например, про бегущую по небритой щеке Бреда скупую мужскую слезу – в невесомости! Или что на Луне люди ходят уверенными короткими шагами – и их не подбрасывает, а притормозить на полпути к Марсу по сигналу SOS – пара пустяков. После декомпрессии отсека исследовательской станции обезьяну в нём практически разрывает, а вот транспортировать астронавта в открытом космосе с полностью разбитым стеклом гермошлема, наспех кое-как заклеенным лентами скотча – вполне безопасно: на самом деле, тут правильнее про космонавта, т.к. человек вполне может прожить в космосе несколько минут хоть голым и не погибнуть сразу. Про полёт через кольцо Нептуна «со щитом» из дырчатой жести я вообще молчу. Ну и мысль о взрыве антиматерии атомной бомбой – это просто этвас! Не проще ли убрать удерживающее её магнитное поле, чтобы она сама саннигилировала при контакте с материей? Бу-бумс с излучением потока фотонов будет точно такой же! А уж как этот поток фотонов от аннигиляции разогнал корабль! Просто «век живи – век учись», и дураком помрёшь. Все эти «научные» иллюстрации о космонавтике напоминают мне честные-пречестные уверения корпорации «Google», что они не только не слушают хозяев телефонов, но что их операционка принципиально неспособна прослушивать окружающие разговоры – а на резонный вопрос «А как же тогда она слышит «ОК, Гугл!»?» - надолго замолкают и заводят глаза к небу. -))
Вначале хочется привести отрывки из очень умных отзывов на этот фильм, прочитанных мной в Интернете:
«В фильме затрагиваются важнейшие проблемы, актуальные для каждого из нас: одиночество человека в обществе; невозможность сочетания профессиональной самореализации и семейной идиллии; сложные отношения сыновей и отцов; крутые повороты жизни, делающие человека сначала героем, а потом преступником…»;
«Это просто отличное кино про силу человеческого духа, совершённые ошибки, по-настоящему безмолвный, холодный и жуткий космос, а также про несгибаемых покорителей новых вершин».
Да уж.
Вообще, если ты прогрессивный режиссёр новейшей формации, если хочешь прославиться среди гурманов искусства и интеллектуальных эстетов, то можешь снимать хоть полную галиматью с кучей псевдо-философских фраз, типа это «кино не для всех» – и либеральная элита, эти гиганты мысли и великие креативы, сами будут усиленно выковыривать из этой кучи глубокие интеллектуальные смыслы, и наковыряют, будь спок! И ты станешь своим в рукопожатной либеральной среде, и прослывёшь за высокодуховную и одарённую высшим пониманием личность, и сможешь с полным правом собственного превосходства небрежно сказать «ватному быдлу» – «вы просто ничего не понимаете!».
А по сути – картина очень простая: это очередная интерпретация проблемы «отцов и детей» в космической упаковке. Точнее – проблемы всеобщей цивилизационной безотцовщины, и не важно, в семье отец или давно бросил семью – его всё равно нет в процессе воспитания сына. Космос упоминается и нужен лишь для усиления масштабов чувства, которое гонит внутри всё еще маленького мальчика навстречу хотя бы единому шансу – увидеть родного человека.
Глобальный сатанизм и либерализм отрицает семью как основную ячейку общества, как главный стержень народа, уничтожает почтение к старшим и принятие добытого болью, потом и кровью жизненного опыта отцов. И вот результат, как в песне – «Если Отчизна тебя не просила, Зачем ты залезла в «траншеекопатель?»: разнесчастный Бред Питт, страдающий без мудрого слова и примера отца, захватил корабль, попутно перебив своих же сослуживцев-астронавтов! – «Я не хотеля, энто само получилося!». Да и батя-то его показан совсем уже тю-тю!
С моей точки зрения, «К звёздам» – это подражание двум гениальным режиссёрам, это попытка дотянуться до вселенской широты философии «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика и божественной мудрости «Соляриса» и «Сталкера» Андрея Тарковского. И, по-моему, сия глупая попытка совместить Кубрика и Тарковского в одном флаконе – провалилась.
Авторам не хватило размаха и масштаба Кубрика в его «Космической одиссее» (1968) – здесь нет той «атмосферности», достоверности космического полёта и орбитального быта, божественной музыки «звучащих сфер». Кубрик потратил пять лет на разработку своего фильма, написав сценарий совместно с великим фантастом Артуром Кларком. Фильм полон величия и «атмосферной» изюминки благодаря уместному использованию классической музыки Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» и вальса Иоганна Штрауса «Голубой Дунай», сделав их на некоторое время нестираемо связанными с фильмом. На фоне классической музыки у Кубрика перед зрителем проходит целая череда завораживающе медлительных комбинированных съёмок, подчёркивающих красоту Вселенной и совершенство созидательного гения человека. Гуманизм и величие творений человека в этой ленте сочетаются с технологическим тупиком и кризисом развития, при котором люди гибнут от созданных ими же машин. В одном из интервью Кубрик заявил, что «сердцем фильма» является «понятие Бога».
Авторы попытались воссоздать неповторимый стиль Тарковского: с его паузами для раздумий и впитывания ощущений, с его вниманием к каждой мелочи, с его ювелирной точностью изображения психологических переживаний героев – но не хватило философской мудрости и уникальной эмоциональности диалогов Тарковского, например, в «Сталкере» (1979).
В итоге: перед нами лайт-версия Кубрика и оскоплённый Тарковский.
Что действительно интересно, в фильме затронут реально серьёзный вопрос об «одиночестве Человечества» и причинах «молчания Вселенной», поставленный в знаменитом «парадоксе Ферми». Но Парадокс Ферми я вообще не считаю парадоксом. Вероятность возникновения РЯДОМ с нами В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ цивилизации ТАКОЙ ЖЕ, как наша (по технологическому укладу, размеру, биологии, менталитету и т.д. и т.п.) близка к нулю. Но даже существование точно ТАКОЙ ЖЕ цивилизации как мы невозможно обнаружить, если она хотя бы на 200 лет отстала от нас (у них еще нет даже радио) или немного обогнала нас (их деятельность кажется нам естественными силами природы).
В целом, несмотря ни на что, мне фильм понравился. При любом раскладе, этот фильм резко отличается в положительную сторону от большинства современных голливудских поделок, исключая разве что «Гравитацию» Альфонсо Куарона, «Интерстеллар» Кристофера Нолана и «Марсианин» Ридли Скотта.
И тихо звучащую бэк-граундом мысль картины я считаю очень правильной и своевременной: главное – не технологическое, а духовное развитие каждого человека и Человечества в целом. В случае достижения людьми духовных вершин – техническое развитие с его техногенным загрязнением окружающего мира и моральным загрязнением внутреннего мира, даже и не понадобится. А возможности человека станут безграничными.
В общем, ценителям творчества Стэнли Кубрика и Андрея Тарковского сию картину не рекомендую – будете тихо плеваться от явного несоответствия формы и содержания. Креативным менеджерам и офисному планктону рекомендую – хоть отдохнёте от вечного бега за деньгами и чувством собственной значимости. Молодёжи рекомендую тоже – картина красивая, и даёт чувственный опыт, понимание важности семьи и необходимости жить реальной, а не виртуальной жизнью, здесь и сейчас, и хоть немного думать о будущем и понимать последствия своих поступков: не перед начальниками и не перед тусовкой, а перед собой, своей совестью и Богом – и эта картина всё же намного лучше тупых битв «Добра» со «Злом» во «вселенной Марвел», ничем не отличающихся друг от друга.
29 мар. 2020 г., 21:45:37
Дичь полнейшая.
Красивый, шикарный фильм!
Интересное начало, но начинка то гнилая...
невыносимо скучно было смотреть
Очень спорный фильм, о том чему он учит! Но видно явный признак выживания, что можно выбраться из любой ситуации, даже на краю солнечной системы! Очень заметно призрение к институту семьи, ставя свои карьерные цели выше. Но вот если бы по полной применялась разумность, то таких ситуаций бы нисколько бы не повторилось. Видно очень большая глупость в руководстве, так в самих решениях космонавтов ещё на начальной миссии. Но в этом и состоит суть.