Оценка |
Оценка зрительских
Общая оценка зрелищности фильма, сюжета, игры актёров, работы операторов и сценаристов,
музыкального оформления.
|
Сцены с алкоголем,
«Есть» - если употребление алкоголя, табака и других наркотиков показаны в качестве нормы или в
положительном контексте. «Нет» - если сцены с употреблением наркотических средств отсутствуют
или носят отрицательный характер.
|
Наличие эротических
«Есть» - если в фильме присутствуют кадры эротического характера, интимная близость героев
демонстрируется в избыточной мере с подчёркнуто неприкрытой детализацией.
|
Пошлый юмор или
«Есть» - если присутствует вульгарный и пошлый юмор, в диалогах героев затрагиваются
непристойные темы, отсылающие зрителей к реакциям сексуального типа.
|
Уровень сцен насилия и жестокостиПри выставлении оценки учитывайте, для какой возрастной аудитории предназначена эта картина. |
Рецензии к фильму «Финист. Первый богатырь» (2)Рецензии (2) |
Фильм «Финист. Первый богатырь» демонстрирует неоднозначный образ героя, который показывает, что сила и слава не всегда идут рука об руку с моралью и честностью. Картина учит, что сила и магия важнее знаний и морали, что предательство можно прощать, а хвастовство и слава желанны.
«Финист. Первый богатырь»: сказка с двойным дном
Фильм обладает привлекательной визуальной составляющей, интересным восточным колоритом и динамичным сюжетом с элементами юмора, что может заинтересовать детскую аудиторию. Яркие образы героев и наличие приключенческих мотивов делают картину запоминающейся.
Однако при этом в фильме присутствуют существенные негативные моменты, которые делают картину в большей степени вредной, чем полезной детям.
Поощрение предательства
Персонаж Мелёха, помощник Финиста, неоднократно предаёт своих товарищей — например, помогает работорговцам на корабле, а затем переходит на сторону учёного Анарифа. Несмотря на это, ему прощается всё, и его история заканчивается счастливым финалом, к тому же он показан одним из самых весёлых персонажей. Такое попустительское отношение к предательству (за полтора часа одного и того же предателя дважды прощают) — тревожный сигнал. У зрителей может сформироваться впечатление, что бросить друзей в беде или даже перейти на сторону врага – это не так уж и страшно, потом можно с лёгкостью снова сменить сторону, и тебе всё простят - главное быть весёлым парнем.
Поощрение хвастовства
Главный герой, Финист, изначально представлен как хвастливый лгун с почти сверхъестественной силой и практически бессмертием. Несмотря на попытки показать его исправление (а также склонность главного злодея именно к этому пороку), финал демонстрирует Финиста вновь наслаждающимся славой и восхищением публики. Это создаёт образ героя, который больше сосредоточен на собственной популярности, нежели на высоких моральных принципах. В итоге назвать Финиста положительным героем сложно.
Образ суперсилы и неучёности
Хотя Финист в некоторых эпизодах совершает благородные поступки, в основном он действует глупо и бездумно, решая все проблемы только силой и напролом, в принципе не уделяя времени обдумыванию, тренировкам или обучению. Полное отсутствие научных знаний у Финиста даже служит поводом для шуток. Такой персонаж вряд ли может стать положительным примером детям, поскольку демонстрирует, что успех зависит только от врождённой суперсилы, а не от труда, знаний или умений. За весь фильм герой ни разу не учится, не развивается, что усиливает ложный посыл о том, что сила важнее мудрости.
Дискредитация науки
Фильм позиционируется для детей 6-12 лет. В этом возрасте важно, чтобы у ребёнка происходил постепенный переход от мира волшебства к миру науки и познанию, ведь он идёт в школу, начинает учиться. Но фильм делает ровно противоположное. Главной отрицательной фигурой оказывается учёный, который приносит людям знания и пытается заменить магию на науку. В итоге его открытия и технологии показаны как обман и зло, а побеждает магический мир. Такой подход формирует у детей магическое мышление и отвращение к научному познанию мира.
Учитывая, что фильм снят при поддержке Фонда кино, то есть на государственные деньги, то возникает вопрос: кого не хватает современной России - магов и эзотериков или инженеров и учёных?
Размытие понятий добра и зла
Этическая картина персонажей в фильме крайне размыта. Про главных героев Финиста и его помощника Мелёху уже написано выше. Также на первом плане у нас Баба Яга, которая с лёгкостью использует магию для мести за мелкие обиды и больше озабочена своей фигурой и заигрыванием с молодым арабом, чем спасением пленённых жителей деревни. И Злата – принцесса, которую пытается спасти Финист. Эта принцесса по сюжету регулярно становится драконом и пожирает богатырей, конечно, не по своей воле, но всё же это уже далеко не просто «спящая красавица», а в некотором смысле вполне себе полноценный оборотень-убийца, которому вроде как надо посочувствовать.
Таким образом, фильм «Финист. Первый богатырь», несмотря на внешнюю привлекательность и элементы народной сказки, несёт в себе ряд деструктивных посылов: он поощряет предательство, хвастовство и аморальность, демонстрирует ложный пример героя с суперсилой без развития, дискредитирует научное знание и размывает представления ребёнка о добре и зле. Отдельно стоит отметить, что картина создана при поддержке Фонда кино, что вызывает вопросы о воспитательной ценности подобных проектов в современном российском кинематографе.
В фильме "Финист. Первый богатырь" размыты понятия о добре и зле, тут нет ни полностью положительных, ни полностью отрицательных персонажей. С моральной точки зрения картина опирается на такие истины как "один в поле не воин", "настоящая красота внутри" и "друзья познаются в беде"; зритель задумывается о цене славы и её эфемерности, и о важности дружбы.
Развлекательный фильм-сказка "Финист. Первый богатырь" оставил двоякие впечатления. Увидев совершенно голливудское начало - прямо с действия, с борьбы с гигантским кабаном, - я уже хотела было выключить данный "шедевр", но всё же продолжила, и с появлением обаятельной Яги стало как-то интереснее.
Красавица, знахарка, волшебница, ну или просто баба, Яга показана в сказке намного душевнее остальных героев - всё-таки российское кино ещё стоит на защите женственности! Финиста же ясного сокола мы видим классическим недалёким глыбой-богатырем, тщеславным героем, который сам о себе складывает былины и которому прислуживает продажный слуга, этакий "агент", Милёха.
В принципе, в начале картины более или менее все главные персонажи представлены тщеславными эгоистами - словно это вообще совершенно нормально, словно так и надо... Главный герой и красавицу собрался спасать, и с чудищем сразиться вовсе не из любви к той девице и не ради защиты селян, а лишь для поддержания собственного имиджа. Однако всё это только в начале... По мере развития событий мы видим трансформацию героев. Например, пройдя через слепоту, у хвастуна Финиста "открываются глаза" на окружающий мир и людей в нём... Он начинает видеть звёзды и даже испытывает чувство к красавице-оборотню Злате. Яга, уделявшая чересчур много внимания внешности, поняла (во многом благодаря любви к ней красноречивого верблюда...), что истинная красота сокрыта внутри. По-детски неосознанный Милёха совершает настоящий прорыв в области дружбы!
В целом мне понравилось то, что герои фильма изображены довольно-таки живыми, не идеализированными и, что замечательно, незлопамятными - прощающими друг другу недостатки.
Из того, что понравилось меньше: в сказке показан мир, где добро и зло постоянно перемешиваются, меняются местами. Например, сперва колдовство и магия порицаются, а наука возвеличивается... Потом же оказывается, что и наука есть не что иное как замаскированная магия, ведь в ней используется волшебная эссенция... И вот благородный учёный Анариф превращается в злого гения и крушит всё вокруг!.. Думаю, детям будет сложно это понять. Но, возможно, не для них это было снято. Ведь думающий взрослый может увидеть, как тут через "окна Овертона" закладывается информация о какой-то "магической" эссенции, способной творить чудеса... Или же, если взять тот зловещий механизм, который избавляет мир от волшебных существ, выжимая предварительно их силу, - ведь это некое подобие чёрной дыры, очищающей вселенную от того, что вероятно не достойно более быть её частью... Наконец, нельзя обойти стороной и идею создания искусственной жизни, разума и души, ибо что есть механический верблюд, способный разглядеть внутреннюю красоту Яги?!
Так как полностью негативных персонажей в фильме нет (для меня Анариф не является таковым), то можно сделать вывод, что всему в мире есть место: и силушке богатырской, и науке, и "волшебству" - если использовать их во благо. Только объединив знания, таланты и умения, и работая в команде, можно сделать наш мир прекрасным!
Если говорить об актёрском составе, то Финист, Яга, Милёха, Анариф, на мой взгляд, великолепно влились в свои роли, чудно подошли и по внешности (кстати, на международном экране столь редкие за рубежом светлоглазость и русоволосость станут отличительной чертой этого русского фильма!). Лишь красавица Злата показалась мне чуть менее опытной актрисой.
Сама же сказка получилась очень красочной: в ней показаны славянские земли и русская деревня. А заморская сторона отражает всё то изобилие и экзотику, которые сложились у многих в воображении после сказок "1001 ночи"!.. Также именно в тех краях в фильме происходит активное развитие науки, что не противоречит действительности.
Вторая концовка (уже после титров) обещает зрителю продолжение! И глядя на оценки зрителей, спрос на него будет!
Отзывы к фильму «Финист. Первый богатырь» (6)Отзывы (6) |
В целом фильм на 3 с плюсом. Финист показан эгоистом, в целом ничем не занимался, только работал на свой имидж и былины про себя любимого. Его помощник полный предатель, лгун и трус. Даже совершая подвиг, Финист сбегает от других богатырей, чтоб самостоятельно совершить подвиг, и поплатился за это зрением своим. В конце фильма, Финист вроде как признал, что один без своей дружины не справился бы, но подкидывать вверх просто всё равно себя. Получился блокбастером фильм, скорее всего будет продолжение.
Первым резануло то, что фильм начинается сразу с действия - нет классического вступления, зрителя сразу погружают в активный сюжет. Далее первую треть фильм идёт в формате тик-тока под клиповое мышление: нет глубокой связанной истории, меняются небольшие сюжеты (как клипы) без какого-то объяснения или связки.
Если говорить о смыслах, то фильм с традиционной западной начинкой: добро меняется местами со злом, условно положительные персонажи показываются с нелучшей стороны, а правильные установки в итоге размываются или перечёркиваются в дальнейшем развитии сюжета. Фильм ни о чем, с детьми ходить не рекомендуется (предыдущий комментарий хорошо раскрывает написанное уже с примерами).
Общее впечатление отличное. Детям к показу. Лучшего в этом жанре (боевика) :) сложно найти. Сила и жесткость есть. Жестокости нет!
Утверждаю это учитывая привычность современных детей к экшену.
Фильм динамичный. И показывает как по схеме прям «действие - последствия»: хвастанул - одернули, не помог - сам был брошен в нужде, хотел в одиночку подвиг вершить - обломалось. Жизнь меняется в мгновение.
И вот когда поумнел герой, то по ходу фильма все и складываться стало, и дружба, и подвиги, и любовь да признание .. народная настоящая.
Показано коварное красивое замаскированное зло, которое потом потом до отвращения разоблачено.
После фильма ощущение, что все на своих местах. Итог: головой пользоваться нужно, к людям добрее быть. И мне заметился очень положительный посыл, что наука дело хорошее, учить надо, помогает в жизни :)
А что касается предыдущих отзывов, так есть такое чудесное слово контекст и последовательность. Прежде чем вести ребенка на фильм очень досконально перепроверяю все.
На это кино отправила бы всех любителей супергероев!
Развлекательный фильм-сказка для семейного просмотра.
Фильм «Финист. Первый богатырь» демонстрирует неоднозначный образ героя, который показывает, что сила и слава не всегда идут рука об руку с моралью и честностью. Картина учит, что сила и магия важнее знаний и морали, что предательство можно прощать, а хвастовство и слава — желанны. Подробнее в рецензии.