Чему учит (коротко)
Из всей франшизы про трансформеров – этот фильм, пожалуй, самый человечный и лиричный. Фильм без особых претензий на интеллект, но зато атмосферный – и связано это ещё и с тем, что действие фильма происходит в 1987 году. Большую часть времени мы проведём в лучах теплого солнечного света пригорода Сан-Франциско, на пляже, в гараже и доме. Рекомендую к просмотру.
Мнение цензора (подробно)
Volkswagen и девочка
(Или «Может ли машина мыслить и чувствовать?»)
«Года работы над искусственным интеллектом достаточно, чтобы заставить поверить в Бога»
(с) Алан Джей Перлис
«Интеллекта не бывает без понимания. У компьютера же нет ни малейшего понимания, что он делает»
(с) Роджер Пенроуз
«Никто не знает, почему и зачем существует человек – иначе на земле не было бы ни философий, ни религий»
(с) Виктор Пелевин «iPhuck 10»
Сходили с женой на фильм «Бамблби» (англ. Bumblebee — Шмель), разумеется, в 3D варианте — американский фантастический мелодраматический боевик режиссёра Трэвиса Найта. Это спин-офф и приквел фильма «Трансформеры», сюжет которого закручен вокруг автобота Бамблби. В главной роли снялась 22-летняя Хейли Стейнфелд, запомнившаяся мне по фильмам «Игра Эндера» и «Ромео и Джульетта».
Сюжет является боковым ответвлением основного действия во «Вселенной Трансформеров», так что его спокойно можно смотреть и зрителям, совершенно не знакомым с этим фантастическим миром – хотя я лично очень сомневаюсь, что можно найти мальчишку моложе 15 лет, который бы не торчал от этой яркой драйвовой саги или, по крайней мере, не знал бы в подробностях о великой битве бессменного лидера автоботов Оптимуса Прайма (японское имя — Конвой, в «Super-God Masterforce» — Джинрай, в соединении с прицепом — Супер Джинрай и Год Джинрай) против лидера десептиконов Мегатрона, негодяя, вечно мечтающего установить своё господство на Кибертроне, а в перспективе — и во всей Вселенной. Мультсериалов, комиксов, фильмов, книг и видеоигр о трансформерах просто немеренное количество – это уже целая отрасль индустрии!
Из всей франшизы про трансформеров – этот фильм, пожалуй, самый человечный и лиричный. Да и сам главный герой, автобот Би-127, является одним из самых ранних и самых популярных героев серии. Это относительно «мелкий» трансформер, но недостаток физической мощи он компенсирует умом и хитростью, а его девизом является слоган «Хоть бластер невелик — зато какой выстрел!». Ну как тут не вспомнить нашего самого «мелкого» богатыря Алёшу Поповича с его девизом – «Не силой силён, зато напуском смел!». -)
Альтернативной формой робота является классический Фольксваген «Жук» — выпускавшийся с 1938 года по 2003 год и являющийся самым массовым автомобилем в истории, производившимся без пересмотра базовой конструкции (21 529 464 штук!). Правда, в конце фильма он всё-таки трансформируется в Chevrolet Camaro, который был в первом фильме о трансформерах. ))
Ну что можно сказать? Отличный семейный фильм! Нам с женой понравился, хотя в целом она не любит «трансформерские» боевики. Фильм без особых претензий на интеллект, но зато атмосферный – и связано это ещё и с тем, что действие фильма происходит в 1987 году. «Эх, молодость-молодость!» – как говаривал поручик Ржевский. «Бамблби» ощущается, смотрится и звучит, по аналогии, как первые цветные телевизоры из 90-х. История девушки-подростка, которая, потеряв отца, находит в металлическом друге новый смысл жизни. Большую часть времени мы проведём в лучах теплого солнечного света пригорода Сан-Франциско, на пляже, в гараже и доме. У фильма были именитые вдохновители и среди них, конечно, можно вспомнить культового «Инопланетянина» Спилберга.
Вот только современная толерантность резко диссонирует с духом 80-х годов – ну не могло быть в то время у главной героини любимого юноши, который постоянно смущается, теряется, пугается и который сам себя называет ботаном! Разумеется, тогда были герои-неудачники типа Пьера Ришара, однако сами они себя ботанами не считали – и это были комедии положений. А тут и генерал – негр, и отчим – типа индус, и друг-ботан типа латиноса.
Но это мелочи. А вообще-то, тренд на эпоху 80-х весьма созвучен моим внутренним хотелкам и сопелкам. Постеры старых фильмов на стенах, портрет Рональда Рейгана в рамке, пузатые телевизоры, старые мелодии на виниловых пластинках и кассетах, аналоговая связь – уход от современных технологий и ориентации на космос вызывают ностальгию и чувство тепла и уюта. И главное в этом фильме – даже вовсе не пресловутое спасение планеты, а преодоление одиночества, комплексов, способность отпустить старое и начать новую жизнь. А когда огромный по сравнению с девочкой Чарли боевой трансформер начинает вести себя как испуганный ребёнок или потерявшееся домашнее животное – так и хочется поверить в возможность души и чувств у машин.
Вообще, в подобных фильмах подспудно поднимается вопрос, над которым последнее столетие ломают копья выдающиеся учёные и инженеры, философы и специалисты самых разных направлений науки и техники, философии и теологии, литературы и культурологии – «может ли машина мыслить и чувствовать?». Наглядно это выражается в знаменитой «битве» между «машиной и тестом Тьюринга» и «китайской комнатой Сёрла»!
Беда в том, что нет ясного понимания, что такое «мысли», «ощущения», «свобода выбора», «сознание» - каждая группа учёных и исследователей вкладывает в эти термины свои понятия.
В фильме, разумеется, побеждает точка зрения бихевиористов, что мозг – в принципе лишь очень навороченная машина, и что вполне возможно создание его тождества на базе электронных элементов, и что в этом случае сознания человека и машины будут идентичны. И эта точка зрения понятна и близка большинству людей!
Вспомните, как легко мы начинаем считать своими «живыми друзьями» наши машины, мотоциклы и компьютеры, и даже игровые компьютерные персонажи! Вспомните, как легко мы начинаем «очеловечивать» наших домашних животных и переносить на них наши собственные эмоции и поведенческие паттерны!
Я давно интересуюсь проблемами сознания (не в контексте этологии, а в более широком), тем более что в плане образования и профессии, я как раз имею одновременно знания и физики, и математики, и психологии, и социологии – довольно редкое сочетание. К тому же моя работа в сфере разработки систем ИИ (Искусственного Интеллекта) на объектно-ориентированном языке программирования Borland C++, языке моделирования процессов UML 2.5 и языке логического программирования Prolog на базе языка предикатов математической логики дизъюнктов Хорна, дала мне много пищи для моих нынешних размышлений.
Да и очень многие физики, философы, психологи и нейрофизиологи, начиная с Канта, изучали эти необычайно трудные вопросы – Эйнштейн, Бор, Сёрл, Шрёдингер, Дейкстра, Уитроу, Вейль, Бейнс etc, и значительное количество современных выдающихся математиков, физиков, философов, медиков и психологов.
Так называемую «трудную проблему сознания» (самоосознание, самоидентификация, свобода выбора и т.д.) в терминологии бихевиористов (теория Скиннера, машина и тест Алана Тьюринга и других), к которым принадлежат даже некоторые физики типа Стивена Хокинга, можно сформулировать таким образом: «Как ментальные состояния, в их квалитативном аспекте, соотносятся с соответствующими им нейронными процессами и почему они вообще существуют в привязке к этим процессам?».
С моей точки зрения, обозначенные выше вопросы едва ли могут быть исчерпаны эмпирическими методами. Конечно, опыт может убедить нас в истинности общего тезиса о том, что мозг порождает сознание. Но это не снимет «трудную проблему», а лишь конкретизирует ее: Как и почему мозг порождает сознание? И только лишь мозг может его порождать? И локализовано ли сознание исключительно в мозге?
Более детальные данные в лучшем случае помогут найти устойчивые связи между нейронными процессами и ментальными состояниями — или, наоборот, показать, что их не существует. Подобные результаты могут стать не более чем основой для тех или иных гипотез об их соотносительном онтологическом статусе.
Вопрос этот очень глубокий, и знание структуры мозга, наряду с более новыми гипотезами о модульности компонентов сознания, все-таки не дают возможности однозначно решить эту проблему.
Я, как и всё более значительная часть современных исследователей, склоняюсь к нелокальной, нематериальной природе сознания.
По моему глубокому убеждению, «Искусственный Интеллект» уже создан, и в принципе можно создать даже «Искусственный Разум», обладающий чувствами – но «Искусственное Сознание» создать нельзя принципиально, ибо сознание работает, в том числе, и вне пределов физической вселенной.
18 апр. 2020 г., 22:52:47
Главная героиня слишком уж переигрывала как будто. Да и игра всех актёров проста - видимо, рассчитана на детей.
В плане реализации очень уступает другим фильмам о трансформерах, в плане сюжета, чувствуется подражание Стальному Гиганту