Чему учит (коротко)
Сюжет фильма незатейлив и напоминает смесь «Элизиума» и «Первому игроку приготовиться». Это просто сказка с простым сюжетом и максимумом спецэффектов. От таких картин не стоит ждать серьёзных поворотов и драмы — всё предсказуемо, и легко понять заранее, кто кого полюбит, а кто потом погибнет. Но можно наблюдать за отлично снятым экшеном и просто весело проводить время.
Мнение цензора (подробно)
Алита: Ангел Мусорной Свалки
«В месте, где я родился, был вырублен весь лес и стояло лишь несколько домов. Мой отец, эксцентричный человек, был помешан на мотоциклах для езды по дюнам. Он бесконечно рылся на свалках в поисках деталей, которые можно было использовать. Иногда он брал меня с собой… Я до сих пор люблю проводить время на свалках»
© Юкито Кисиро
Посмотрели мы с женой американский киберпанк-боевик «Алита: Боевой ангел» режиссёра Роберта Родригеса по мотивам манги Юкито Кисиро «Battle Angel», в котором главную роль исполнила 33-летняя канадская актриса Роза Бьянка Салазар, известная мне по фильмам «Дивергент, глава 2: Инсургент» (2015), «Бегущий в лабиринте: Испытание огнём» (2015) и «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» (2018). Плохиша ожидаемо сыграл американский негр (ой, простите, афроамериканец) Махершал Али, лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и трёх премий Гильдии киноактёров США – киношный негодяй из франшизы «Голодные игры».
Фильм создан по мотивам японских комиксов «Battle Angel», издание 1991-1995 гг., — манге и снятом позднее аниме о девушке-киборге Гали, живущей в постапокалиптичном мире «Города Свалки Металлолома», над которым висит небесный «утопический» город, являющийся зримым воплощением мечты о райской жизни.
Я лично мангами не увлекаюсь. Тонюсенькие девочки-подростки с большими головами, цветными волосами – синими, зелёными и красными, и в тон им с огромными цветными глазами – в целом, с лицом ребёнка или умильной мордочкой кота в сапогах из «Шрека», когда он корчил из себя этакую «няшу»: вот такие «пупсы» с крутыми мечами и бластерами, девочки-самурайки, которые непрерывно или мочили врагов, или подвергались сексуальному насилию со стороны этих врагов. Всё очень красочно и динамично, масштабно, ярко, глобально и весьма сексапильно!
Ну и к киберпанку в целом я отношусь скорее положительно, так как вижу в нём наше ближайшее наиболее вероятное будущее – сплошные вонючие свалки вместо природных ландшафтов, бойня всех против всех, хайтешные гаджеты при полном отсутствии морали и совести, болезненные тупые уроды с гибридными частями тела, думающие лишь о выживании и апгрейте своих «игрушек» – именно к такому будущему нас ведёт мировая «глобальная элита». Впрочем, я всё же надеюсь, что в конце концов общее сознание Человечества одолеет раковую опухоль западного глобализма-либерализма – и общество потребления будет уничтожено более мудрыми и сбалансированными с духовностью цивилизациями, например, китайской или русской – и природа будет восстановлена, и мы снова научимся жить с ней в симбиозе и взаимодействии, выбросив на свалку безумные тезисы о «победе над природой» и трансгуманизме.
Сюжет фильма незатейлив и напоминает смесь «Элизиума» (2013) и «Первому игроку приготовиться» (2017): 2563 год, триста лет со времён «Опустошения», войны, которая оставила Землю опустошенной, кроме огромного летающего города Залема, и поселения отребья под ним, прозванного «Нижним миром». Доктор Идо в нижнем мире находит на свалке мусора из Залема останки девушки-киборга. Придя в сознание, киборг ничего не может вспомнить, но обнаруживает, что владеет боевыми приемами. Доктор Идо даёт ей имя Алита и тело, предназначенное его погибшей юной дочери. Далее Алита влюбляется в парня-мотоциклиста Хьюго, промышляющего потрошением киборгов, и они вместе мочат плохих киборгов во главе со смотрящим от Залема негром Вектором. Драки, любовь-морковь, огромные манговские глаза милой самурайки Алиты и так далее. Фильм заканчивается на полпути к победе над залемским негодяем Нова – «все на просмотр картины второй»!
Интересно, что главные герои картины, включая доктора Идо и саму Алиту – «охотники за головами», весьма нетривиальный юридический институт, отголосок средневековья, сохранившийся к настоящему времени только в США. Это связано, прежде всего, с особенностью американской юридической системы — чрезвычайной распространенностью «освобождения под залог» (до суда). Нередко соблазн уйти от ответственности перевешивает, и человек сбегает. В этих случаях на деньги залогодателя (поручителя) и нанимают «охотников».
Реально интересно, не правда ли – в «самой демократической» стране мира можно за деньги убить любого человека, не дожидаясь приговора суда, если он попытается удрать из-под залога, например, чувствуя, что его подставили «власть имущие».
Впрочем, в США и коррупции, с которой так героически борются наши доморощенные либералы, никакой не может быть по определению – ибо коррупция у них называется «лоббирование» и разрешена законодательством.
Да и с киборгами, если немного подумать, дело обстоит вовсе не так просто, как это представляется «продвинутой» молодёжи.
В медицине киборг – биологический организм, содержащий механические или электронные компоненты, а в фантастике и гипотетике – машинно-человеческий гибрид любого типа. Концепция человека-машины присутствовала как образ в мифологии и творчестве во все времена, начиная с искусственного гиганта Талоса из греческих мифов и заканчивая Железным Гансом из одноименной сказки братьев Гримм. В некотором смысле андроидом можно назвать градоначальника Брудастого из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (1869—1870). Сам термин «киборг» был введён Манфредом Е. Клайнсом и Натаном С. Клином в 1960 году, в связи с их концепцией расширения возможностей человека для выживания вне Земли.
Однако всё же существует мнение, что полная «киборгизация» человека невозможна. В частности, Л. Е. Гринин убеждён, что поскольку функционирование мозга во многом связано с работой органов чувств и контролем биологического тела, то его полноценная работа имеет исключительно биологическую основу, и эта связь всегда будет и должна преобладать.
Лично я считаю, что более-менее значительная киборгизация организма невозможна в принципе. Дело в том, что на самом деле у человека есть три мозга – головной, спинной и желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), в котором не так давно обнаружены нейронные цепи, связанные со спинным и головным мозгом, и являющийся наиболее древним «мозгом» живых организмов Земли.
Спинной мозг – орган центральной нервной системы позвоночных, расположенный в позвоночном канале, защищённый мягкой, паутинной и твёрдой мозговой оболочкой. Пространства между оболочками и спинномозговым каналом заполнены спинномозговой жидкостью. Спинной мозг много чего контролирует и много за что отвечает.
В настроении, принятии решений и поведении человека задействован не только головной мозг, но и ЖКТ. В организме человека существует отдельная нервная система, которая настолько сложна, что ее называют третьим мозгом. Она состоит примерно из 500 миллионов нейронов, а в длину составляет около 9 метров и пролегает от пищевода до ануса. Именно этот «мозг» может отвечать за поедание вредной пищи во время стрессов, изменения настроения и некоторые заболевания. Современные специалисты предполагают, что энтеральная нервная система (ЭНС) в стенках ЖКТ играет важную роль в физическом и психическом состоянии человека. 90% сигналов, передающихся по блуждающему нерву, поступают не сверху (из головного мозга), а снизу (с ЭНС). ЭНС также вырабатывает целый ряд гормонов и около 40 нейромедиаторов тех же классов, что вырабатываются в головном мозге, кроме того, 95% серотонина в организме приходится именно на ЭНС.
То есть разумные существа без спинного и желудочно-кишечного мозга будут больше походить на компьютер, чем на человека. Это будут, скорее, транспьютеры с искусственным интеллектом, не обладающие ни эмоциями, ни сознанием, ни собственными мотивациями и целеполаганием – то есть Хранилища данных со встроенной системой интеллектуальной обработки информации – не более того. Ни о какой любви, радости и взаимопонимании тут и речи идти не может!
В общем, «Алита: Боевой ангел» — просто сказка с простым сюжетом и максимумом спецэффектов. От таких картин не стоит ждать серьёзных поворотов и драмы — всё предсказуемо, и легко понять заранее, кто кого полюбит, а кто потом погибнет. Но можно наблюдать за отлично снятым экшеном и просто весело проводить время.
Поругать можно лишь с точки зрения сравнения наивности главной героини-киборга с Акваменом, но тут это хоть оправдано юношеским максимализмом 300-летнего киборга, которому отшибло память и который думает, что она подросток.
Но в целом – это дикое, безумное крутое кино, насыщенное потрясающим экшеном, с глубоким виртуальным миром, новаторскими визуальными эффектами от VFX и удивительными эмоциональными моментами. Алита – обаятельная, трогательная и мятежная девочка-самурай, просто прелесть!
P.S. Уже после фильма, когда мы с женой сладострастно поглощали свежие шашлыки с жареной картошечкой в «Маминой маме», я вдруг вспомнил прочитанный в киноотзывах эмоциональный «крик» одного школьника: «Фильм классный! Кому не понравился фильм, советую и дальше смотреть «Иронию судьбы…»!». Смешно – юношеский максимализм всегда вызывает смех. Как можно сравнивать квадратное с зелёным? Но нужно с большой чуткостью, бережностью и осторожностью относиться к «вопиющим в пустыне» взрослого жизненного опыта трогательным подростковым переживаниям. Мы все родом из Детства.
Соглашусь с этим мальчишкой – фильм классный!
17 апр. 2020 г., 19:18:05
Не помню такого, если только отрицательные герои употребляли.