Рецензия написана в стиле сравнения книжки, по которой снят фильм, и самого фильма. Главная мораль сказки - необходимо дорожить временем - осталась в фильме, украшена мыслью о единстве, но, правда, при этом запятнана некоторыми отрицательными моментами.
Какое-то небольшое количество лет назад попался на глаза советский фильм «Сказка о потерянном времени». Оазался интересным и, главное, поучительным: главная мораль – надо беречь своё время, не тратить его зря. Недавно узнал, что снят фильм по книжке указанного автора – решил сравнить: прочитав книжку и пересмотрев фильм ещё раз, но уже с много более развитым критическим мыслением. И вот, что из этого вышло.
Сначала – о книжке. История – хорошая: в назидание детям. «Тот, кто понапрасну теряет время, не замечает, как стареет». Получилась достаточно короткой и привлекательной: образы – наглядные, положительные; примеров отравления в ней нет. Надо было постараться, чтобы растянуть такую коротенькую сказку на час кино-ленты. У создателей фильма это получилось, но не очень хорошо. (Естественно – в нём много того, чего нет в оригинальной книжной сказке).
Есть у киношной версии по отношению к книжной: как плюсы, так и минусы. К образам злых волшебников были добавлены такие отрицательные человеческие качества, как: подлость, жадность, эгоизм, грубость, преступность (правда – внешне злодеи выглядят совсем как обычные люди и даже дети, что в достаточной степени размывает границы восприятия добра и зла); также была добавлена сцена, в которой главному герою пришлось выбирать между собой и будущими друзьями: и выбрал он «друзей» - рискуя при этом собой (спасать: так – всех), что показывает единство, заботу о ближних людях. И вот это прямо большой (но одинственный) плюс.
И минусов, увы, больше. Сначала (не фильма – из минусов) нам показывают сцену отравления себя и других табачным дымом – в положительном свете: якобы указанный пагубный процесс вожделенен для школьников, по сюжету - третиклассников; потом появляется устное описание отравления себя алкогольными ядами; и присутствует сцена, в которой показано последствие такого отравления в лесу – то есть кучка мусора: прежде всего – бутылок (а это – прямо минус в квадрате).
Также у главного героя в фильме появился верный пёс, дрессированный (кем-то для него – сам он не способен этого сделать в силу своей лени), который всё, что нужно было для спасения мальчика, по сути, делал за него. Что нивелирует весь главный положительный посыл сказки: главный герой как не делал всего, что было необходимо, так и не делает. Плюс к тому, некоторые персонажи получились до боли карикатурными. От чего фильм получился значительно менее интересным, чем оригинальная - книжная версия сказки, и менее полезным (если не вредным).
Ещё немного о книжке. Теперь больше о самом издательстве. В предыдущей рецензии (к книжке «Новые приключения жёлтого чемоданчика») обещал подробней раскрыть критику издательства «Самовар». Касательно указанного экземпляра из серии «Школьная библиотека.»: в первую – очередь содержательную сторону картинок к рассказам. И здесь указанное издательство отличилось ещё больше, чем показалось на первый взгляд, и чем в предыдущей книжке.
А данная книжка – на самом деле сборник из четырёх сказок для детей (Евгения Львовича Шварца): «Сказка о потерянном времени», «Два брата», «Новые приключения Кота в сапогах» и «Рассеянный волшебник.». Коротко о нравственном содержании остальных трёх сказок сборника: «Два брата» - о том, что надо ценить близких людей, храбрости и доброте (но тут уже присутствует возрождение после смерти – пусть и в очень сказочном завуалированном виде); «Новые приключения Кота в сапогах» - о том, что надо хорошо себя вести (но плохое поведение здесь описано более подробно, чем хорошее; а также почему-то капитан корабля здесь женщина, что в некоторой степени размывает границы социальных ролей мужчины и женщины); а сказка «Рассеянный волшебник» - сколь коротка, столь и бессмысленна (если говорить о положительной части, её составляющей): просто один день из жизни не то инженера, не то волшебника, из которого можно извлечь только урок неряшливости, рассеянности и глупости (и, видимо, из этой сказки авторы фильма «Сказка о потерянном времени» взяли идею о собаке, которая всё делает за своего хозяина – но зря).
И это не значит, что указанный автор пишет плохие сказки – нет: хорошие среди них есть (и явно – немало). Вопрос в том, почему сотрудники издательства выбрали именно конкретные произведения для публикации, почему они их расположили именно таким образом и сопроводили именно такими рисунками (об этом – далее)?
Внимательный читатель уже заметил, как по качеству нравственного содержания произведения описываемого сборника постепенно скатываются до нуля – к концу сборника. Что скажется соответствующим образом на психике юного читателя указанной книжки. Также не обходимо сказать ещё вот о чём. К трём из четырёх сказок указанного сборника добавлены по рисунку (а к одной – целых два, то есть в среднем: по одному - на каждую сказку сборника) с изображениям процесса отравления себя и окружающих табачным дымом. При чём. На одном из рисунков это изображено так, что сразу и не заметишь (и именно эта иллюстрация дополнительно помещена на заднюю обложку книги, а на ней основной сюжет: это - мальчик, едущий на трамвае, но не внутри него, а снаружи – на креплениях вагонов друг к другу, что опасно для здоровья, а возможно и жизни человека). И во всех случаях в тексте о этом варианте отравления не сказано совсем, как и о иных вариантах отравления человека; также – все эти картинки (так или иначе) не подходят к сюжету, не говоря о том, что указанный вредный процесс совсем не уместен в тех моментах, в которых он изображён (этот процесс в принципе, конечно, не уместен в жизни человека, а в данном случае читателю его подсовывают уж очень вычурно).
И вот этот ужас публикуется с отметкой на задней обложке книги о том, что он рекомендован Департаментом общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Ещё больше это пугает, если заметить в общем списке произведений (указанном на форзаце книги), входящих в рекомендуемую указанным департаментом серию, входят такие два сборника, как «Школьные анекдоты» и «Школьные приколы.». Школа должна учить детей приколываться? Или всё же – воспитывать из детей человеков (Трезвых, Честных, Совестливых)?
_________
Фильм – в общем – лучше пропустить.
А вот сказку – прочитать обязательно, но в редактуре иного от указанного в статье издательства.
Некоторые персонажи - карикатурны. Сцены с предмета отравления человека - естественно - создают не приятное впечатление. Подробнее - в рецензии.