Фильм о долге, о верности данному слову, верности избранному мужу. Эгоизм, подлость, высокомерие, трусость осуждаются.
«Фатима», фильм 1958 года производства киностудии Грузия-Фильм.
Первый раз я увидела его давно, в детстве. Бабушка упорно не разрешала мне его смотреть. Я просила, но она не поддавалась на уговоры, сначала отбивалась от меня тем, что поздно, а потом: «Не смотри, Таня! Не надо!».
«А! Фильм для взрослых…», - подумала я, и просить стало неловко. Однако неясность разрешилась: «Плакать будешь», - объяснила бабушка.
Слез своих не помню, но бабушка оказалась права, фильм произвел на меня глубокое впечатление. По телевидению «Фатиму» больше никогда не повторяли, в интернете он появился далеко не сразу. И долгие годы, поэтому, оставался только в моей памяти.
Несколько лет назад я нашла и посмотрела «Фатиму» вновь, морально настроившись на разочарование, поблекшие краски, скуку от устаревшей подачи материала.
Однако я испытала ошеломительное впечатление искренности высокой трагедии.
Не припомню ничего подобного после просмотра современных фильмов.
Мне нравится уже самое начало – титры с торжественной музыкой, предвосхищающей неизбежность трагического финала.
Можно сказать, что это история любви. Двое влюблены в одну девушку. Один из них господин – князь, другой раб, батрак. Положение последнего незавидно, в социальной иерархии его место в самом низу, и лифтов еще не изобрели. Шансов на взаимность нет - Фатима любит князя. Провожая его на войну, она произносит клятву верности. Не печатью на бумаге, а раскаленным металлом на ладони символически скрепляет влюбленный в Фатиму Джамбулат данное ему обещание.
Все-таки сюжет пересказывать не буду.
Фильм позволяет испробовать иное, совершенно отличное от современных представлений, мировоззрение, где плотность жизни почти невыносима, смерть рядом, а клятва столь действенна, что произнести ее по-настоящему страшно. Слова, сорвавшись с губ, способны придавить не подъемно, как камни на могиле.
Герои живут в традиционном обществе, по неписанным нормам адатов.
Справка из Википедии - Ада́т, или а́да (араб. عادة — обычай, привычка; мн.ч — араб. عادات — ‘а́да́т) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отражённые в шариате.
Эти нормы очень своеобразны, там есть место и кровной мести, и ответственности рода за каждого своего члена, и подчиненному положению женщины власти отца и мужа. Насколько поняла из фильма, «закон предков» предписывал для женщины обязательность замужества.
Можно ли вообще приложить нашу мерку к персонажам, очевидно живущим по иным законам, которые для них так же естественны, как дышать воздухом. В логике фильма, например, вполне можно объяснить постигшие Фатиму несчастья, ослушанием воли отца.
Подчинение ему – безволие? Но «закон предков» герои не ставят под сомнение.
Пропаганда распущенности, бесстыдства, безответствеености, потребительства - ничего подобного в фильме нет.
Фильм о долге, о верности данному слову, верности избранному мужу. Эгоизм, подлость, высокомерие, трусость осуждаются. Плата за все – жизнь.
В детстве я, конечно, не вчитывалась в титры. Оказывается, сюжет фильма основывается на литературном источнике - поэме Косты Хетагурова. Имя ничего мне не говорило, и я заинтересовалась, кто это?
Опальный поэт, публицист, недоучившийся талантливый художник, рано ушедший из жизни. Именуемый сейчас классиком, гениальным, великим, умерший в бедности, так и не обрётший ни семьи, ни собственного дома. Коста Хетагуров считается основателем осетинского литературного языка. Как Пушкин для современного литературного русского.
Коста Хетагуров умер в сорок шесть лет. Годы его жизни почти совпадают с годами жизни А. П. Чехова. Родился в 1859-ом, на год раньше, а умер на два года позже Антона Павловича в 1906-ом, тоже от туберкулеза.
«...Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою строчку ни от кого не получал денег... И пишу не для того, чтобы писать и печатать, потому что и многие другие это делают. Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него ... Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдержать в своем изболевшем сердце...».
Из письма Косты Хетагурова Гаппо Баеву
Смотрится на одном дыхании