Чему учит передача «Орёл и Решка»?



«Орёл и решка» – одна из самых популярных русскоязычных передач, впервые вышедшая на Украине, но затем получившая широкую известность не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии, Польше и даже Эстонии. С момента запуска в 2011 году было снято более 20 сезонов, а также у проекта появилось несколько ответвлений по типу «Орёл и решка. Шоппинг» или «Орёл и решка. По морям».

Суть передачи предельно простая. Два участника отправляются в путешествие в какую-то страну и должны прожить в ней субботу и воскресенье, либо на 100 долларов, либо обладая «золотой» банковской картой с неограниченным бюджетом. Кому и что достанется, решается броском монетки в самом начале каждого выпуска.

Передачи о путешествиях или журналы по типу «Вокруг света» всегда привлекают внимание зрителей и читателей, так как отвечают на вполне закономерное любопытство о том, как живут другие страны и народы. А если информация подана динамично и с яркой картинкой, как в случае с «Орлом и решкой», то на выходе получается вдвойне увлекательное зрелище.

Однако не следует думать, что подобные шоу используются только для развлечения зрителей. Ведь для профессиональных телевизионных психологов ваш интерес и любопытство – это лишь повод зацепить ваше внимание, а дальше начинается, что называется, «работа с клиентом», реальные цели которой на самом деле выявить не так сложно. Для этого достаточно лишь проанализировать алгоритмику передачи. Это мы с вами и сделаем.

Итак, несмотря на то, что в шоу «Орёл и решка» ведущие посещают сотни абсолютно разных стран и городов, ведут себя они везде достаточно шаблонно: изучают доступные варианты отдыха и стараются получить как можно больше новых эмоций и впечатлений. Единственная цель, ради которой они приезжают в новое место – это как следует развлечься. Кто-то это делает скромно и считая каждую копейку, чтобы уложиться в свои 100 долларов, а кто-то – посещает исключительно элитные заведения и заказывает самые дорогие машины и номера в отелях.

Но в обоих случаях вся логика поведения ведущих сводится к пресловутому выражению: «жрать, срать, ржать». Учитывая, что каждый выпуск длится примерно 50-60 минут, то всё это время зрители наблюдают за тем, как двое молодых людей увлечённо потребляют бесконечное количество еды или различных услуг, удивляя себя всё новыми изысками.

Таким образом, главной целью и эффектом этой передачи в аспекте влияния на массовую аудиторию является привитие идеологии потребительства и вечного поиска развлечений как смысла жизни – независимо от того, богат ты или беден. И достигается этот эффект как раз тем, что в отличие от множества других подобных передач о путешествиях, здесь в центре внимания не исследователи или профессиональные путешественники с широким кругозором и развитым мировоззрением, а так называемые «звёзды шоу-бизнеса» с достаточно примитивными интересами и низкими морально-волевыми качествами.

В этом же русле лежат и все другие идеологические посылы, продвигаемые через программу. Например, традиция прятать бутылку с деньгами, появившаяся благодаря спонсорству алкогольной компании, работает на пропаганду алкоголя. И сами ведущие никогда не отказываются от употребления веществ, изменяющих работу их психики, да и ведут себя зачастую вызывающе и пошло. А через постоянное муссирование темы «кто что съел», продвигается культ обжорства, когда питание представляется инструментом развлечения, а не насыщения организма.

Постоянный акцент на стоимости каждой услуги и в целом на финансовой стороне жизни служит продвижению культа денег. Кадры с дорогими отелями, машинами и стонущими от удовольствия лицами, изображающими «райское блаженство», способствуют формированию у зрителей тяги к роскоши и богатству.

Достаточно показательно и то, что в центре внимания зрителей одиночки без семьи и детей, и даже без друзей – они развлекают исключительно сами себя. Программа носит ярко выраженный индивидуалистический и эгоистический характер. В целом, всё перечисленное – и составляет ту самую идеологию потребительства, служащую сегодня главным поводком и ошейником на теле общества.

Подведём итог. Шоу «Орёл и решка» нацелено на:

  • формирование культа еды, роскоши и денег
  • воспитание эгоистичного мировоззрения
  • пропаганду алкоголя и других наркотиков
  • пропаганду пошлости
  • продвижение идеологии потребительства и развлечений


Стоит ли из-за подобных побочных негативных эффектов отказываться от просмотра передачи «Орёл и решка» и телевизионного знакомства с далёкими уголками нашей планеты – решать вам. Но, как минимум, в следующий раз вы будете знать, кто и для чего вас развлекает и тешит ваше праздное любопытство.


6     3
Оцените статью

17 2
22.03.2019 09:38
Опубликовано в Передачи

Поделиться  
Связанные материалы
Передача «Орёл и решка»

Читайте также

Сериалы
Чему учит сериал «Измены»?
Аналитика
Сексуальная революция, продвигаемая российским телевидением
Другое
Чему учат песни группы Reflex, или как Ирина Нельсон заслужила медаль?
Фильмы
Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов про «50 оттенков…»


Комментарии к статье «Чему учит передача «Орёл и Решка»?» (2)

Комментарии (2)

Павел 2 июн. 2019 г., 0:11:28

Очень неправильно оценивать передачу только по сезонам перезагрузки. Это есть ложное суждение.


Дмитрий Логосов 14 июл. 2019 г., 15:07:34

Обзор получился однобокий какой-то. Автор не учёл, что в этой передаче учат, на что может рассчитывать турист со средним доходом (на примере ведущего, которому достались $100) а на что богатый турист (на примере ведущего,которому досталась золотая карта).