В самом деле – интерес к учёбе это же очень смешно и глупо. Помимо этого, новый герой регулярно упоминает о своей маме и даже демонстрирует новым друзьям написанную ей книгу. Естественно, это также подано в гипертрофированной, шутливой форме. Зритель ясно должен уяснить: прислушиваться к мнению родителей и уважать их – смешно и нелепо. Далее следует короткая сцена появления соседок женского пола, на которых Валентин реагирует абсолютно неадекватно – убегает и закрывается в комнате. Посыл ТНТ таков: новый герой – «домашний мальчик», «маменькин сынок», который не способен нормально общаться с противоположным полом. Далее между главными героями и их новым соседом происходит примерно следующий диалог:
-Что, старик, давно девушки не было?
-Никогда не было
-Ты что, девственник что ли!?
-Естественно. Мне же всего 22.
-А… Ну конечно…. Куда…. Рано!
-Мы с мамой тоже так считаем. Сначала я оканчиваю институт, потом аспирантуру и уже после докторской – свадьба и дети
-Старик, да при чем тут дети? Секс что, только для детей?
-А для чего еще? Девушки будут отвлекать меня от учебного процесса. Как вы с ними живете?
-С трудом, дружище…
Ну и так далее в том же духе. После каждой фразы Валентиена, естественно, зрителю транслируется закадровый смех, чтобы он, опять-таки, знал, где и над чем нужно смеяться. В самом деле, какая нелепость – заниматься сексом исключительно с целью зачатия ребенка и быть целеустремленным человеком, для которого на первом месте – научная деятельность, а не примитивные развлечения и удовлетворение физических потребностей.
Итак, менее чем за пять минут серии образ «лоха», «ботаника» и неудачника в сюжете сформирован. Зрителю навязчиво вкладывают в голову идеи о том, что целеустремленный, порядочный человек с высоким уровнем интеллекта обязательно будет посмешищем в глазах окружающих. Все положительные качества Валентина гипертрофированы, преувеличены. Уважение к маме – подкаблучник, «маменькин сынок». Целеустремленный студент, увлеченный наукой – социально неадаптированный «ботаник». Порядочный человек с человечной системой ценностей – наивный, не приспособленный к жизни ребёнок. Законопослушный гражданин, соблюдающий нормы поведения в обществе – скучный зануда. За короткое время нахождения нового персонажа в кадре режиссер смог довести до абсурда и очернить практически все положительные качества человека и дал понять зрителю, что быть глупым, необразованным, хамовитым быдлом – это значит быть «в тренде», а быть целеустремленным порядочным скромным человеком – кратчайший путь стать изгоем в глазах окружающих.
Что ж, продолжим анализ профессионализма ТНТ в вопросе работы с сознанием своего зрителя и внушения ему деструктивных установок. После вышеизложенного диалога Валентина и его новых друзей – Майкла и Антона (характеристика этих представителей «элиты общества» изложена выше), наш персонаж направился к коменданту общежития с просьбой о переселении, так как жить в одном блоке с девушками он не может. Но комендант его поняла неправильно и подумала, что это соседи Валентина выживают его из комнаты. Посыл ТНТ следующий: персонаж с человечными жизненными ценностями – потенциальный стукач и предатель.
Тем временем Валентин придумал новый способ урегулирования своей проблемы – решил поговорить с девушками и попросить их скромнее одеваться. Просьба вполне естественная для парня, нежелающего постоянно подвергаться давлению инстинктивных программ, но с подачи ТНТ как всегда всё выглядит глупо и даже по-хамски. После этой беседы девушки пожаловались на него коменданту общежития, называя Валентина «извращенцем» и «маньяком». Комментарии тут излишни. Валентина осуждают все, кто с ним, так или иначе, сталкивается. В сознании зрителя формируется закономерная мысль, что персонаж действительно неадекватен, ведь его осуждают все. И тут срабатывает стадный инстинкт – все не могут быть неправы. ТНТ работает профессионально.
Тем временем Валентин решил обратиться к маме с вопросом о «снятии сексуального напряжения», и зрителю снова показана в шутливой форме абсурдная модель общения матери с сыном и чрезмерная привязанность к ней – «Мама мой лучший друг». Если бы в фильме присутствовали другие персонажи, которые хорошо общаются со своими родителями, то этот эпизод мог бы послужить примером вреда гиперопеки по отношению к детям. Но в отсутствии положительных образцов гармоничных отношений со старшим поколением, подобные эпизоды работают в целом на углубление разрыва между детьми и их родителями, демонстрируя эту связь в принципе смешной и глупой.
В финальной сцене девушки возвращаются в блок и просят Антона и Майкла поговорить с новым соседом, мотивируя это тем, что «он какой-то неадекватный». «Он какой-то неадекватный» – вот краткая характеристика, которая дана Валентину его же собственными создателями.
В общем, как у Булгакова: «Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих» (вот только Булгаков вложил эти слова в уста Воланда). И ведь не поспоришь. В проиллюстрированном обществе деградантов человек с нормальным мировоззрением и правда будет посмешищем. Только тут имеет место типичная инсинуация – не всё общество состоит из деградантов. Но об этом ТНТ сериал не снимет.
В последующих сериях ситкома продолжается «повторение пройденного», то есть дальнейшая дискредитация образа порядочного человека. Валентин всё же пытается найти общий язык с соседями-деградантами и организовывает безалкогольную вечернику. Само собой, что для таких людей словосочетание «безалкогольная вечеринка» – это оксюморон. Поэтому вечеринка, мягко говоря, не удалась. Когда камера показала стол без бутылок – сразу пошел закадровый смех. В самом деле, стол без алкоголя – какая нелепость. Ну а Валентин снова показал себя скучным, эмоционально тупым занудой, и отдых был безнадежно испорчен. Здесь зрителю следует усвоить еще и побочную концепцию – веселье без алкоголя невозможно.
Со временем Валентин старается «влиться в коллектив», прислушивается к «советам» своих соседей, пробует алкоголь, и у него даже начинаются отношения с соседкой по блоку Машей – развратной, глупой, неуравновешенной девушкой, несмотря на то, что его мать была против этого союза. То есть новый персонаж явно «встал на путь исправления».
Этот сюжетный прием с перевоспитанием персонажа часто можно встретить в советских фильмах. Но если там технология была направлена на то, чтобы показать изменение героя в лучшую сторону – то есть его эволюцию, то в нашем случае приём направлен на то, чтобы показать деградацию человека. С помощью юмора этому процессу придаётся положительный эмоциональный фон. Переняв образ жизни своих соседей-дегенератов, Валентин постепенно находит с ними общий язык и уже не выглядит таким посмешищем, каким он был в первых сериях. Посыл режиссера таков: будь как все и не будешь посмешищем. На этом противостояние регрессивного и прогрессивного мировоззрения завершилось полным поражением последнего. Вот и всё. Партия.
ТНТ не покажет своим зрителям, как студенты-соседи Валентина через пару лет будут безработными алкоголиками, а он сам возможно стал бы талантливым и перспективным ученым. ТНТ покажет то, что люди должны увидеть. «Ешь, спаривайся, развлекайся» – вот идеологическая триада, которую ТНТ и ему подобные телеканалы продвигают в массы. В таких сериалах ни одна сцена, ни одна фраза, ни один сюжетный поворот не бывают случайными. Цель производства этого якобы «развлекательного» контента – внушить деструктивные установки и превратить общество в стадо животных, одержимых страстями и движимых инстинктами. «Не читайте газет» – говорил профессор Преображенский. Остается добавить – «…и не смотрите телевизор».
Михаил Олимпийский