Фильм «Generation П», снятый американским режиссёром Виктором Гинзбургом по одноимённому роману Пелевина, вышел в прокат в 2011 году. Картина на примере истории главного героя рекламщика Вавилена Татарского, поднявшегося по карьерной лестнице в 90-е годы, раскрывает одну из самых острых тем современности – манипулятивную, а точнее, управленческую сущность телевидения, рекламы и в целом средств массовой информации. Фильм, хоть и в гротескных, но достаточно наглядных образах доносит до зрителя следующие мысли.
На первый взгляд, за раскрытие столь актуальной информации фильм следует похвалить, но, как это часто бывает, хорошие смыслы оказались завёрнуты в совсем несъедобную оболочку. Ведь правильные вещи можно говорить по-разному: можно подавать их так, чтобы стимулировать широкую аудиторию на личное развитие, противодействие деструктивным тенденциям, чем и старается заниматься проект Научи хорошему. А можно озвучивать важную информацию в стиле «всё пропало, всё схвачено, сиди и не рыпайся», как это показано в фильме «Generation П». Что любопытно, характерным признаком таких нигилистических сюжетов, призывающих либо заразиться цинизмом, либо опустить руки, чаще всего служит полное отсутствие положительных персонажей.
Главный герой Вавилен Татарский, который работает в рекламном бизнесе, адаптируя западные бренды под русскую ментальность, постепенно становится законченным циником. Он ни во что не верит, стремится любой ценой взойти на пирамиду власти, а внутреннюю дисгармонию снимает периодическими попойками и наркотическими странствиями, которые ему якобы позволяют осознать себя и найти дорогу в этом неправильном мире. Алкоголя, табака и других наркотиков в фильме запредельно много, а состояние наркотического отравления изображено в положительных тонах и наполнено неким сакральным смыслом.
Наркотики в фильме изображены инструментом познания и посвящения в новые истины.
Под стать главному герою и всё его окружение. Оказавшись на телевидении и поднимаясь по карьерной лестнице, Татарский всюду встречает таких же, как он – циников и мерзавцев, у которых нет ни совести, ни чести, ни достоинства. Единственное отличие его от других работников ТВ заключается в том, что они уже обучены не задумываться над вопросом, кто и с какими целями всем управляет, а главный герой очень желает узнать, кто же на вершине пирамиды, по которой он карабкается.
Весьма показательно, что в фильме снялись такие популярные лица современного российского ТВ, как Александр Гордон, Сергей Шнуров, Иван Охлобыстин и многие другие. Осознают они это или нет, но каждый из них идёт той же самой дорогой, что и герой фильма Вавилен. Якобы православный патриот Охлобыстин 6 лет снимался в сериале ТНТ Интерны, продвигая алкоголь и пошлость молодёжной аудитории. Прикидывающийся дурачком Шнуров сейчас ведёт шоу Про любовь на Первом канале, рассказывая о том, что он искренне не понимает, на какие цели работают подобные передачи. Откровенный циник Гордон ведёт аналогичное шоу Мужское/Женское, прямо заявляя, что они просто приглашают на свою передачу всевозможных «дур и подлецов» и глумятся над ними. Да и сам Епифанцев, сыгравший главную роль в Generation П, начинал свою карьеру в кино с «Зелёного слоника».
И пусть бы вся эта телевизионная тусовка через такие фильмы показывала свою низменную сущность, но в картине аналогичным образом изображается и в целом Россия. Образ русского народа в Generation П – это не пушкинская спящая царевна или Людмила, находящиеся в состоянии сна от воздействия того же телевизионного наркотика, а, дословно, «ротожопа», то есть человек-потребитель. Безальтернативно изображая народ в виде алкоголиков, преступников и безмолвного электората, управляемого телеэкраном, создатели фильма тем самым оправдывают идеологию цинизма и личного успеха любой ценой, которую олицетворяет главный герой.
В художественной реальности фильма только две категории людей: посвящённая элита (сотрудники ТВ) и «ротожопое» население. История главного героя в картине показана как образец успеха: ему удалось из «ротожопых» перейти в «посвящённых».
Многие критики в своих отзывах оправдывают грязь, транслируемую фильмом, тем, что он, мол, отражает ситуацию в России в 90-х годах. Но даже при таком подходе – отражение получилось очень однобокое, потому что и в те годы было достаточно людей, которые не спились и не превратились в преступников, циников или спекулянтов, а продолжали жить по-совести и трудиться на благо общества. Вот только таких людей в «Generation П» не показали. К тому же главное – не что фильм отражает, а какие смыслы фильм несёт зрителям, какие идеи продвигает.
Другие критики отмечают глубокий подтекст и многоуровневость картины. Не станем спорить – в фильме действительно полно библейской символики, большую часть которой понять могут только посвящённые в это дело. Но, даже не погружаясь глубоко в детали, видно, что фильм откровенно высмеивает христианство. Зато в одном из эпизодов Бог отвечает Вавилену на его молитву, правда, в этот момент он обращается к нему на иврите. Это к вопросу о подоплёке всей символики фильма и о тех, на кого она рассчитана.
Христианство высмеивается в фильме. «Бог» отвечает на молитвы, только когда они звучат на иврите.
В конце фильма, взобравшись на вершину телевизионной пирамиды, Вавилен наконец находит ответ на вопрос, который его долго мучал. Ответом служит восточная поэма о 30 птицах, которые полетели искать своего короля Симурга и в конце пути, пройдя все испытания, они узнали, что слово «симург» означает «30 птиц». Эта поэма проходит красной линией по всему сюжету, и через её символизм массового зрителя пытаются убедить, что на вершине пирамиды и над идеологической властью телевидения ничего нет, что всё идёт якобы само собой. Так ли на самом деле, или это просто очередная ложная идея, продвигаемая фильмом непосвящённой аудитории, каждый может решить сам.
Комментарии к статье «Чему учит фильм «Generation П»?» (0)Комментарии (0) |