«Маша и Медведь» – российский мультипликационный сериал, ориентированный в первую очередь на детскую аудиторию (от 3 до 9 лет). Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Но, как мы знаем, далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно.
Исторически так сложилось, что в России женщина — та, кто поддерживает мужчину, помогает ему в его труде, эмоционально и энергетически подпитывает, принимает, бескорыстно жалеет, сочувствует. Максимальное воплощение этой роли — любящая и бескорыстно отдающая свою любовь мать. Именно эта позиция женщины столетиями помогала нашей стране преодолевать трудности, сохраняя себя. Сейчас, благодаря появлению информационных технологий, созданные кем-то мультипликационные фильмы может увидеть множество детей. Какие образы они закладывают в них и насколько эти образы соответствуют нашей ментальности?
Давайте немного поговорим о том, что дети видят на экране. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз, поскольку когнитивная информация, которую он получает, не усваивается.
В первой серии мультфильма происходит знакомство с героями. Мы ещё не видим всех, но, как только девочка появляется на экране, видим реакцию животных – все зверюшки прячутся понадежнее, так как идет разрушительная сила, которая опасна.
С самого начала закладывается противодействие ребенка и природы. Как психологи, мы знаем, что маленькие дети, наоборот, часто ассоциируют себя с животными, они воспринимают себя как часть природы и находится в гармонии с ней. Авторы мультфильма эту связь разрушают, показывая ребенку, что окружающий мир и все, кто в нем живет — всего лишь средства для достижения твоей цели.
Как развивается сюжет дальше? Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю (который одновременно воплощает и образ сакрального для нашей страны животного, и образ отца) и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы, получая за это позитивное подкрепление. То есть, отец не является авторитетом, отца можно использовать как угодно.
Послание, которое скрыто получают девочки при просмотре этого мультфильма: «Мир — это интересное место, где ты — главная, ты можешь играть с этим миром и делать всё, что хочешь. Даже если ты нарушишь все социальные табу, с тобой всё будет хорошо».
На детей это действует страшно, потому что позитивное подкрепление учит их тому, что такое поведение — безопасное и желательное. Но, как взрослые люди мы знаем — это не так.
Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний – ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно — в одной из серий она создает очень трудную ситуацию для Деда Мороза (сакральный, архетипический персонаж) и забавляется этим. И таких примеров можно привести множество.
Как специалиста меня больше всего беспокоит, что авторы мультипликационного сериала по каким-то причинам, сознательно или неосознанно, создали для наших детей героиню, которая лишена способности любить. В ней нет того, что лежит в основе женского начала — принятия, сочувствия и нежности. Мы знаем, что дети учатся воспринимать этот мир, подражая любимым героям. Образ героини — это пример, на который будет ориентироваться маленькая девочка, поэтому психологам и родителям нужно очень внимательно посмотреть на тот образ героини, которые создали авторы, и решить для себя — хотят ли они, чтобы дети воспринимали мир и общались так, как общается Маша? А как эта выросшая Маша будет относиться к собственным детям?
Ведь не секрет, что современные матери часто отказываются кормить грудью своего ребенка, боясь испортить фигуру, и отказывают им во внимании и любви, когда они плачут в трехнедельном или в трехмесячном возрасте, или ближе к году, считая, что ребенок манипулирует ими своим криком. А на самом деле у ребенка просто кишечные колики или начинают резаться зубки, ему просто больно и страшно. Достаточно маме его обнять и прижать к себе, и боль и страх уходят, но для этого выросшая Маша должна уметь чувствовать чужую боль как свою, а вот наша Маша из мультфильма этого практически не испытывает.
На фоне веселого и увлекательного действия, на втором плане отчетливо проявляется суть взаимоотношений взрослого и ребенка. Что же моделируют создатели фильма? Какие отношение они ставят в пример современному обывателю – рядовому зрителю данного м/ф.
Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста «без ограничений и рамок», где его родители являются по жизни «номером шестнадцать» – только инструментом для добычи игрушек и развлечений.
Девочка «стоит на ушах» – прыгает на постели в незнакомом доме, мешает спать взрослому, мешает заниматься делами, требует постоянных игр и развлечений, никакой созидательной деятельности, никакой помощи взрослому, никакого уважения и т.п.
Но самое главное не то, что показывают ребенка, не умеющего себя вести, а то, что в м/ф взрослый не делает никаких попыток пресечения такого поведения. Он потакает ребенку: дает сладости, чтобы хоть немного отдохнуть, «ведется» на мнимые слезы… короче, не показывает, что делать можно, а чего нельзя. Не показывает где «плохо», а где «хорошо», не воспитывает, а «плывет по течению», идет на поводу у ребенка.
Я считаю, что это самый главный вирус м/ф. Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний. Все это замаскировано искрометным юмором. Смотреть фильм действительно прикольно, и это отлично помогает внедрению закладок в сознание россиянца.
Советские м/ф воспитывали. Там в ответ на такое поведение всегда приходит наказание – ушел без спросу гулять в лес – испугался, заблудился («непослушный котенок»,СССР, 1953); не накормил котенка, позаботился только о себе – он нашел другого хозяина; убрал за собой игрушки – сразу стал большим («как стать большим»,Союзмультфильм, 1967 г.) и т.д.
Вывод: хороший качественный, профессионально-сделанный продукт для либерально-ювенального воспитания подрастающего поколения. Отточенное оружие для стрельбы по нашему будущему.
По материалам интервью доктора психологических наук Л.В.Матвеевой и сайта «9 мая»
Комментарии к статье «Мультсериал «Маша и Медведь»: Воспитываем ребенка-эгоиста» (30)Комментарии (30) |
плохой мульт!
К сожалению, безнравственные ориентиры заложены в этом популярном мультфильме, за красивой оберткой высокого технического качества анимации. Этот мультфильм однозначно вреден с психолого-педагогической точки зрения!
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Алексей Ахметшин советские мультики тебе чем не угодили?
[Комментарий удалён автором или модератором.]
много иностранных мультов хороших , не гунди . Чем тебе не угодил тот же "Полярный экспресс" например ?
[Комментарий удалён автором или модератором.]
У вас очень искаженное мнение о феминистках! Они не против мужчин - они против ИДИОТОВ и худших стереотипов мужчин! Я поддерживаю их идею, хотя я согласен, есть радикальные члены движение. Но опять же, все фанатики опасны, будь они религиозные, или другие!
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Феменистки- это подстилки ЛГБТ сообщества. Большинство из них практикуют разные формы содомии, и нормального мужика у них ни разу не было,иначе весь феминизм быстро бы пропал у них.А Деревнин уже давно спалился в лояльном отношении ко всяким вырождениям.
Фанатики везде опасны, и благодаря феминисткам у нас праздник 8 марта, и многое что разрешено (не запрещено) женщинам, всё это благодаря им. С праздником)
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Поугарал с идеи об отсутствии полов и размножения людей при помощи почкования:)
Не путайте пол и гендер!
Гендер - это лингвистическое оружие. Смотрите выпуск Научи Хорошему.
Мне кажется или Деревнин попутал место, где надо агитировать за лгбт и феменизм?! Официальная идеология Научи Хорошему и Киноцензора это традиционные семейные ценности, и содомиты и вырожденцы всех мастей к ней(идеологии) имеют прямо враждебный характер.
[Комментарий удалён автором или модератором.]
[Комментарий удалён автором или модератором.]
[Комментарий удалён автором или модератором.]
[Комментарий удалён автором или модератором.]
когда это в РПЦ так говорили ? Именно церковноприходские школы обучали крестьянских детей грамоте .
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Что бы понять что говорит Смирнов всегда нужно целиком а не нарезками вырванными из контекста . Его в чём только не обвиняли , просто вырезав из контекста отдельные фразы . Уверен , что посмотрев более полную версию интервью Дмитрия Смирнова , легко понять что он имел ввиду . За ссылку спасибо , я хоть дизлайк влепил .
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Почему?
[Комментарий удалён автором или модератором.]
[Комментарий удалён автором или модератором.]
А что вы назвали бредом?
[Комментарий удалён автором или модератором.]
Согласен. Я-то ненавижу этот МиМ, потому что достал уже. Да и я тоже понимаю, что это не то что бесполезный, это даже самый вреднейший мультфильм, который можно увидеть в эфире!