Сериал впервые вышел на экраны в США в 2011 году, сразу получив высокую оценку западных критиков и довольно быстро завоевав популярность среди зрителей. С тех пор было снято 5 сезонов и планируется продолжение. Картина описывает борьбу нескольких влиятельных семейств за трон королевства в фантастическом мире, напоминающем средневековую Европу.
Поддержка сериалу оказывается на самом высоком уровне. В частности, королева Великобритании посетила съёмочную площадку фильма, а президент США посмотрел один из сезонов перед его премьерой. Сегодня «Игры престолов» активно пиарятся и в российских СМИ. О фильме оставил положительный отзыв даже Михаил Задорнов, рассказав, что этот фильм «несёт свет и учит добру». Ну что же, не будем верить на слово Обаме и Задорнову и оценим картину с позиции традиционных семейных ценностей:
Первое, на что обращает внимание зритель, когда знакомится с сериалом, – это количество насилия и эротических сцен. И если некоторые из них оправданы сюжетом – казнь персонажа, первая брачная ночь – и имеют хоть какую-то смысловую нагрузку, то подавляющее большинство подобных эпизодов создатели добавили в фильм явно с другими целями. Речь идёт о многочисленных сценах извращений, педерастии, лесбиянства, инцеста, намеках на педофилию, изображении будней борделей, изнасиловании женщин и мужчин, подростков, лишении детей частей тела, бессмысленных кровопролитиях, и тому подобном.
А чего стоит эпизод, в котором прямо в церкви брат насилует свою сестру около гроба с её сыном, или сцены убийства животных и детей? Последний скандал был связан с появлением в сериале эпизода с изнасилованием девочки-подростка, которой по сюжету всего 14 лет.
Эта бессмысленная, дикая и неоправданная жестокость и пошлость, которая с недавних пор транслируется и в России на телеканале РЕН ТВ, авторами сериала объясняется фразами про «это же средневековье, там всё так и было, чего тут стесняться». Никто не сомневается в том, что в истории человечества было много подлого и жестокого, но это отнюдь не значит, что нужно выбирать из истории самые негативные примеры и демонстрировать их многомиллионной аудитории, представляя в качестве нормы и формируя у зрителей соответствующие модели поведения.
Отдельно стоит упомянуть, что беспробудное пьянство представлено в фильме якобы безобидной особенностью некоторых персонажей, а многочисленные эпизоды употребления алкоголя присутствуют в каждой серии.
Только не подумайте, что в использованных в видеообзооре отрывках показаны только антигерои, которых по сюжету ждёт заслуженное наказание. Благородство здесь проявляют насильники и убийцы, а на низкие и подлые поступки способны те, кто совсем недавно казался образцом чести и достоинства. Например, в этой сцене казавшийся благородным воин, убивает ребенка, чтобы скрыть свою тайну.
В другом эпизоде одна из относительно положительных героинь уговаривает мужа-педераста зачать ребенка и, зная о его предпочтениях, предлагает сделать это вместе с ее братом. Еще один любимец зрителей и авторов сериала, имеющий хоть какое-то понятие о чести, показан пьяницей и извращенцем.
Если проследить за биографией тех, кто дожил до последних серий, то на их пути было огромное количество темных эпизодов. Практически каждый из главных героев оказался убийцей, извращенцем и предателем, преследующим только свои цели по завоеванию трона и удовлетворению низменных желаний. Те, кто пытался бороться за правду и справедливость, либо были жестоко убиты, в том числе даже беременные женщины, либо находятся вне каких-либо политических и светских событий на уровне монаха, как Джон Сноу, или являются педерастами, как Лорас.
По прошествии 5 сезонов в «Игре престолов» среди главных героев остаются практически одни негодяи, насильники, развратники, изменщики и предатели. Воспитательный вывод напрашивается сам собой – хорошие парни долго не живут и им уж точно не следует лезть в политику. По сути, фильм продвигает всё тот же лживый тезис «политика – грязное дело», внедрение которого в сознание масс предотвращает проникновение в сферу управления честных и порядочных людей.
Все это подается в дорогой и красивой обёртке как современная сказка, в которой полно сюжетных линий, неожиданных поворотов и ярких персонажей. Но первостепенное значение имеет то, чему учит фильм, то есть какие идеи и ценности он в себе несёт, а игра актёров, талант сценариста, операторская работа и так далее влияют только на то, насколько эффективно заложенные в фильм смыслы будут донесены до зрителя.
«Обязательно посмотри «Игру престолов» — сказали мне друзья. И я посмотрел. Этот современный сериал, снятый по циклу романов американского писателя-фантаста Джорджа Мартина, очень популярен среди современной молодёжи во всём мире, в том числе, и у нас в стране. Денег в съёмки вложено много и каждый эпизод просматривают по статистике почти два десятка миллионов человек. Жанр – фэнтези. То есть, здесь мы имеем дело не с нормальной фантастикой, пытающейся заглянуть в будущее. Фэнтези – это романтизация средневековья с добавлением мистики. Короли, бароны, принцессы, маги, драконы – вот обычный набор этого жанра, воспевающего отсталые общественные отношения и взрывающего мозг реальностью, в которой «работают» заклинания и имеют значение разного рода «предсказания».
Чем примечателен именно этот сериал?
Из целого ряда современных киноподелок на псевдофантастическую тему «Игра престолов» выделяется рядом моментов:
Высокий бюджет (стоимость некоторых серий доходит аж до 8 миллионов долларов) и богатый голливудский опыт в постановке спецэффектов превратили сериал в яркое телевизионное шоу. Среди большого количества наград от западной индустрии развлечений постановка цикла романов Д.Мартина имеет «Эмми», в том числе и за лучшие визуальные эффекты. В который раз зрелищностью и внешним блеском зрителей заманивают на просмотр чего-то такого, что лишено всякого положительного воспитательного момента. Жителям Древнего Рима когда-то показывали гладиаторские бои, а нашей молодёжи демонстрируют вот такие фильмы.
Если раньше даже в фэнтези герои стремились хотя бы к какой-то абстрактной «свободе», то авторы данного сериала отбросили и благие цели, и стремление людей к справедливости как ненужный хлам. В «Игре престолов» все хотят власти, богатства или мести. Почему именно этот человек может претендовать на власть? Да просто у него королевская кровь. Что нужно для победы? Убить всех конкурентов и дать «черни» хлеба и зрелищ. Такая вот незатейливая формула успеха. И, конечно же, «только благородные могут править». Ой ли? Если некоторые персонажи и пытаются изредка освободить рабов или избавить народ от тирана, то с лихвой компенсируют свои «положительные» стороны кровожадностью и мстительностью. Простые люди зачастую показаны в сериале лишённым всякого человеческого облика зверьём. Этакий взгляд на мир со стороны господ, которые имеют неоспоримое право править «быдлом», казнить и миловать.
Короли, принцессы и прочие «благородные сеньоры» здесь не просто рвутся к власти, они делают это по всем законам истинного варварского феодализма. Авторы сериала со смаком показывают нам убийства детей, детализацию чудовищных пыток, казни безвинных людей. Маньяки-феодалы здесь прямо-таки наслаждаются издевательством над своими жертвами. Причём, сюжет выстроен так, что зрителю предлагают иной раз даже сопереживать этим маньякам.
Несколько раз на протяжении всего сериала персонажи, поначалу вызывающие справедливое отвращение, вдруг преподносятся как «тоже люди». Например, один благородный рыцарь сначала страшно калечит ребёнка за то, что тот случайно увидел половые развлечения этого «героя» со своей родной сестрой-королевой. Потом этот же персонаж убивает своего доверчивого союзника лишь для того, чтобы получить возможность бежать из плена. Но дальше нам показывают, что данный деятель вовсе не подлый убийца и способен на высокие чувства. Зрителям как бы предлагают увидеть чуткую ранимую душу в образе маньяка уровня Чикатило. И подобных кровавых упырей с добрыми глазами в сериале полно. Один сжигает собственную дочь на костре, добиваясь милости богов (боги так и не помогли). Другой предаёт всех друзей, убивает невинных детей, демонстрируя окружающим их сожжённые трупы, но потом сам подвергается пыткам и кастрации, теряет волю, полностью подчиняясь своему мучителю. Но несколько проникновенных сцен – и вот зритель уже на стороне бедного униженного персонажа – вдруг в нём проснётся что-то хорошее? Всяким формам разврата авторы уделили много внимания – подробная детализация совсем не случайна. «Таков и наш мир, с этим надо мириться» – не это ли пытаются сказать постановщики?
Зачем пишутся приключенческие книги и снимаются фильмы? Наверное, не только для развлечения. Воспитательный момент такого рода произведений может заключаться в примере пути восхождения, какой проходят главные персонажи, в показе лучших человеческих качеств, которые помогают достичь цели. Читатель и зритель невольно ассоциирует себя с героем – особенно, если речь идёт о молодёжной аудитории. Восприняв историю о средневековом Айвенго писателя Вальтера Скотта, молодые люди могут стать честнее, целеустремлённее, нетерпимее к подлости. Но для авторов «Игры престолов» не важно, главный ли герой или второстепенный. Любой может быть убит, унижен, изнасилован, покалечен, втоптан в грязь.
Такой приём даёт совершенную непредсказуемость и приковывает зрителя всё больше. Любая сюжетная линия может быть оборвана в любой момент или получить совершенно неожиданное развитие. Для чего всё это? Не для того ли, чтобы зародить сомнения в зрителях – может быть с подлостью не стоит и бороться? Может не стоит и рыпаться? Ощущение бессмысленности происходящего на экране возникает очень часто. Зачем было на протяжении нескольких серий развивать линию «короля Севера», чтобы потом враз её оборвать, убив несколько главных героев? Для чего подробно вырисовывать образ умной и доброй девочки, чтобы потом в один момент привести её к гибели?
Особенно гадкий приём, позволяющий держать зрителей на поводке – показать ряд героев, для характеристики которых подойдёт одно только слово «мрази». Автор чаще всего делает так, что именно этой замечательной когорте персонажей всё удаётся. Убей невинного, оболги, подставь. И тогда у тебя будет успех. Может быть, и в нашей жизни всё именно так? Может быть, стоит просто покоряться воле самых отъявленных подонков, а то ведь у них обычно всё получается? Вот такой «невинный» посыл. Один из таких персонажей – развратная королева. Она активно и успешно плетёт интриги, подстраивает убийства, без колебаний подставляет невинных. Судьба к ней не всегда благосклонна, но королева всё равно выходит «сухой из воды». Не для того авторы создавали такую сволочь, чтобы дать зрителям чувство облегчения от победы над ней со стороны менее отвратительных персонажей.
Сериал может превратить людей, не противопоставляющих больной фантазии автора багаж знаний и прочитанных книг, в таких же моральных уродов, как и большинство его героев. Постарайтесь оградить ваших детей от этого художественного беспредела, имеющего название «Игра престолов». Но если уже молодой человек «подсел» на сериал – посмотрите с ним одну серию и объясните всю гнусность и манипулятивную сущность использованных авторами приёмов.
Комментарии к статье «Чему учит сериал «Игра Престолов»» (2)Комментарии (2) |
Увы, вы путаете фильм и книгу)
Эпизод с насилием девочки - про какой именно? Если в столице - так не успели! Если уже в Винтерфеле - так ей по фильму 17-18 лет. Это по книге ей 14 - но не путайте книгу и фильм!
Если вы про восток - так и там по фильму девушке уже 16-17 лет, поэтому опять ошибка.
Сериал хорош тем, что показывает насколько люди жадны до власти , и сколько ошибок они совершают что бы взойти на престол!
Сериал был очень хорош до 6 сезона. Поэтому вы как раз посмотрели лучшую его часть. Если вам захотелось после этого пойти и предаться педерастии, или алчности - то это ваши проблемы, и вам с ними разбираться. А сериал был очень хорош. Жаль, что после 5 сезона он начал скатываться в глупость и абсурд.