- Оценка фильма пользователями КиноЦензора.
Начать стоит с описания второстепенных, но важных для понимания идейного посыла фильма моментов. Мир сегодня находится в тяжёлом положении. Расслоение между бедными и богатыми быстро растёт, а вместе с этим растёт и социальная напряжённость. Это касается многих стран мира, и отнюдь не только России.
При этом образ будущего выглядит неоднозначно, и каждый день за него идёт борьба, в которой мы все в той или иной мере участвуем. Кто-то вспоминает «Апокалипсис» - финальную главу из самой популярной книги в мире, и считает, что наша цивилизация идёт к неизбежному краху в виде мировой войны, экологической катастрофы или чего-то ещё. И, откровенно говоря, вероятность такого сценария высока. Кто-то верит, что удастся пройти между «Сциллой и Харибдой», и, несмотря на весь клубок противоречий, построить справедливый мир. Конечно, одной веры здесь недостаточно и надо принимать посильное деятельное участие для реализации этого сценария, выискивая союзников как среди простых людей, так и среди управляющей элиты. Кто-то смирился с неизбежностью цифрового рабства и просто думает о том, как к нему получше приспособиться, заняв место поближе к кормушке. А значительная часть общества просто живёт от пятницы до пятницы, не собираясь брать ответственность не только за глобальные события, но даже за себя лично или за свою семью. В конце концов кому-то суждено быть «травой» на поле боя, и если это их выбор – то почему нет?
В этой ситуации любой знаковый фильм, получающий широкое освещение в СМИ, может способствовать реализации того или иного событийного ряда, программируя массы на определённую эмоциональную реакцию и предлагая свой вариант разрешения противоречий. А в условиях ускоряющейся глобализации разрешать их в любом случае придётся – либо дипломатией, разумом и самопожертвованием, либо большой кровью.
А теперь, учитывая описанный подход, давайте обратим внимание на сценарий самой громкой киноновинки октября – фильма «Джокер». И в ходе знакомства с ним, попытайтесь ответить на вопрос, какой выход предлагает этот фильм людям, чувствующим всю несправедливость современного мира, но пока не понимающим, что делать. Какой девиз вы бы выбрали для этой картины: «давайте бороться за жизнь!» или «давайте совершим весёлый коллективный суицид, похоронив себя и наших обидчиков»?
По сюжету, главным героем является психически нездоровый человек по имени Артур, он же «Джокер». Его болезнь выражается в неспособности контролировать свои эмоции, из-за чего в кризисные моменты он начинает безудержно хохотать. Артур смеётся в самых неподходящих ситуациях, а чтобы его не поняли неправильно, наш персонаж носит с собой табличку, на которой указана истинная причина такого поведения и просьба его не осуждать. Джокер получает маленький заработок, работая в небольшом агентстве развлечений. Свое эмоциональное состояние он поддерживает лекарствами, предоставляемыми ему в качестве социальной помощи.
И всё бы нечего, ведь всякое бывает в жизни, и люди как-то справляются со своими трудностями (того же Ника Вуйчича вспомнить), но демонстрируемый зрителю персонаж совсем не из этой категории неунывающих борцов за жизнь. Артур - несчастный человек, от которого по сюжету отворачиваются все люди, кто мало-мальски мог бы ему помочь в трудной ситуации, а случайные прохожие проявляют только жестокость или безразличие.
И сразу же вопрос к создателям картины: разве всё наше общество настолько сгнило, что уже и инвалиду никто не поможет? А если нет, то зачем авторы фильма настолько сгущают краски?
Итак, вдобавок к своим бедам Артур начинает попадать в разные неприятности, с которыми не в силах справиться самостоятельно. Сначала будущего «Джокера» избили, сломав рекламную табличку. Затем стоимость этой таблички, похожей на мусор, вычитают из его маленького жалования. Далее коллега, который в курсе заболевания нашего персонажа, даёт ему, то есть психически нездоровому человеку, пистолет для самообороны, а потом сам же и подставляет Артура, в результате чего тот оказывается уволенным с работы. И без того тяжелое положение героя становится просто нестерпимым, и зритель, видя такую череду несправедливостей, начинает ему искренне сопереживать.
Как станет дальше понятно, это именно тот эффект, который и нужен голливудским манипуляторам общественного сознания. Зацепить зрителя за эмоции, чтобы вложить в его голову нужные смыслы.
Обстановка продолжает накаляться: городская мэрия сокращает социальные расходы, и главный герой остается без человеческой поддержки в лице психолога и без возможности приобретать необходимые медицинские препараты. Эмоциональное состояние Артура, а вместе с ним и зрительской аудитории, доходит до точки кипения, когда трое парней-мажоров, начинают открыто издеваться над комиком. Его беззащитность, униженность и наличие в кармане пистолета толкают главного героя на первое преступление – он расстреливает своих обидчиков.
Зрителю фильма этот поступок кажется правильным, ведь он не задумывается о той руке кукловода, которая и сформировала ситуацию, в которой «начать убивать всех подряд» - является единственным правильным решением. Зритель пылает праведным гневом в отношении оборзевшей «золотой молодёжи», олицетворяющей «элиту», не видя тех реальных и гораздо более опасных злодеев, которые находятся по ту сторону экрана.
Для создания нужного антуража и правильной эмоциональной накачки аудитории нам не показывают ни «одного лучика света в тёмном царстве». Может быть, и не было бы будущих кровавых убийств, если бы сценаристы изобразили нормального начальника, который бы сказал: «Пёс с ней, с этой табличкой, дружище, ты в порядке? Чем я могу тебе помочь?» Если б его толстый коллега-предатель включил бы голову и предложил вместо оружия дружескую человеческую помощь. Если бы мэр заботился о гражданах с такой категорией заболеваний и оставил бы в бюджете статью расходов, предназначенную для медицинской помощи людям с психическими расстройствами. Но нет, в сюжете постепенно гайки закручиваются, ведь задача у авторов фильма иная – показать дорогу в пропасть и убедить в том, что она единственно правильная.
Артур хочет реализовать свою мечту и стать комиком, похожим на своего кумира - артиста телевизионного шоу Мюррея Франклина. Однако в одно из своих посещений больной матери, в её палате он видит по телевизору, как Мюррей в своей передаче жестоко высмеивает одно из выступлений «Джокера» в кафе. Для Артура это становится очередным серьезным потрясением.
Вдобавок и собственная мать, страдающая нарциссическим расстройством личности, не поддерживает Артура в его творческих поисках, считая своего сына никчёмным. Разбираясь с диагнозом матери, в одной из психиатрических лечебниц Артур узнает, что является приёмным ребенком. Там же в документах указано, что ухажёры матери постоянно избивали мальчика, из-за чего в юном возрасте он получил серьезную травму головы, по всей видимости, и ставшую причиной болезни.
Вы ещё не льёте слёзы по этому несчастному страдальцу, жизнь которого похожа на сплошной ад? Не надо, ведь это не реальный персонаж, это мираж, задача которого увести доверчивого кинозрителя в нужном направлении… Чувствуете, как профессиональный кукловод играет на струнах вашей души? Потерпите, скоро вы узнаете, ради чего весь этот спектакль - куда толпа должна направить весь свой «праведный гнев», доведённый до кипения огнём этой жестокой сказки.
Декорации фильма всё больше погружают зрителя в состояние уныния: события в основном происходят на грязных людных улицах, в доме Артура полнейший бардак, несвежий ремонт, обшарпанные грязные стены, мерзкий лифт. Такой же беспросветной и неуютной представлена клоунская контора, где работает наш герой; тёмный заваленный бумажным хламом кабинет социального психолога; ужасное метро; повсюду мусор; нет солнечного света. Создается устойчивое впечатление вечной нищеты, болезни, безысходности...
И среди всего этого мрака всплывают сцены, в которых фигурирует так называемая «элита», представленная в фильме комиком шоу-бизнеса и мэром. Контраст просто режет глаза: после вонючих зданий, больниц и мусорок нас приглашают в дорогой чистейший особняк - студия в софитах, казино, бокалы, мероприятие, куда приглашены только именитые гости. Все они при параде, дорого и изыскано одеты. И по сюжету именно эти «высшие слои», не имеющие ни малейшего представления о жизни простого труженика, являются паразитами общества и не желают «пачкаться» в его проблемах и вести конструктивный диалог с угнетаемыми массами. За окнами уже начинается хаос - на улицах все крушат люди в клоунских масках, народ уже доведён до отчаяния. Но у «элиты» всё спокойно - дорогое мероприятие, на котором развлекается бомонд.
«Вот они – те люди, которые взрастили своего палача - Джокера. Каждый человек, вышедший в образе клоуна, - Джокер со своей трудной ситуацией. Каждый доведен до отчаяния и состояния, в котором готов крушить всё вокруг. Не надо думать, как мир пришёл к этой тяжёлой ситуации, надо просто убить всех тех, кого МЫ НАЗНАЧИЛИ на роль «элиты», и специально откармливаем, чтобы в нужный момент принести в жертву», - шепчет настоящий, а не мифический Джокер из-за экрана миллионам зрителей, жаждущим увидеть врага, которого можно было бы обвинить во всех бедах. Это его смех вложен в уста несчастного Артура. Это он смеётся над толпами зевак, пришедшими за острыми ощущениями в кинотеатры.
Детали, передающие психоз и безумие в фильме, продуманы очень тщательно: жуткий старомодный костюм, грязное тело и неухоженные волосы, вальяжная пританцовывающая походка, безумные танцы со странными движениями, табачный дым, и самое страшное – жуткий, безудержный, зловещий смех…
В отличие от бездумной толпы, которая крушит всё на своем пути, Артур в конце фильма становится не просто злодеем, а очень расчётливым и прагматичным убийцей. Он совершенно хладнокровно лишает жизни собственную мать. Закалывает ножницами коллегу – того самого, который когда-то для самообороны дал ему пистолет. Нужный посыл транслируют зрителю и диалоги Артура с социальным работником, которому он сообщает, что живет в сплошном негативе и что не может понять, существует ли он («я есть, но почему все делают вид, что меня нет»). Также и класс простых работяг в образе Джокера на протяжении всего фильма кричит «Власть! Обрати на нас внимание! Мы есть, и мы хотим жить по-человечески!»
Кульминацией фильма становится убийство Джокером комика Мюррея Франклина на юмористической передаче в прямом эфире. Артур, соглашаясь поучаствовать в его шоу, уже чётко знает, зачем он туда пойдет. В драматичной сцене телешоу после эпатажного выхода Джокер усаживается в кресло гостя и чувствует себя уже более прочно и уверенно. Он знает, что заставит всех услышать его клич. Артур в прямом эфире признается в убийстве троих молодых людей и в очередной раз повторяет: «Вы не слышите меня! Я каждый раз пытаюсь сделать так, чтобы меня заметили, а вы меня не замечаете!» После чего достает пистолет и стреляет в Мюррея.
И вновь зритель может ликовать – вот она справедливость! Ведь юморист Мюррей получает пулю в лоб за то, что столько лет насмехался над социальной болью общества, за то, что замалчивал настоящие насущные проблемы. Три молодых парня были убиты за свою спесивость и издевательство над тем, кто слабее. Мать – за то, что не выполнила свою роль матери. Коллега по клоунскому цеху – за то, что подтолкнул Артура к преступлениям и испортил тем самым ему жизнь. Мэр с женой – за принятие антиобщественных управленческих решений.
Но это лишь мираж «справедливости», такой же мираж, как и сам «Джокер-Артур»… Иллюзия, задача которой - увлечь и завлечь, дав ложные ответы на правильно озвученные вопросы и тем самым скрыв более серьёзных заказчиков и выгодополучателей именно такого положения дел.
Ведь за кадром разыгранной драмы, остался НАСТОЯЩИЙ ДЖОКЕР, который снимает, спонсирует и транслирует всему миру такие фильмы. Который владеет крупнейшими мировыми СМИ и с помощью них формирует такую массовую культуру, в которой страсть к развлечениям и деньгам становится смыслом жизни большей части общества. Показаны ли эти настоящие кукловоды в этом фильме? Быть может, их тоже надо казнить, как того же мэра или стенд-ап комика? Да и казнями ли надо решать сложившуюся несправедливую ситуацию, или есть другие методы борьбы?
Необходимо понимать, что фильм показан в относительно нестабильное время, когда постепенно нарастают протестные настроения. Так как его создатели и заказчики живут с нами на одной планете, а не присылают нам кинопродукты из соседней галактики, конечно, они в курсе, в какой социальной обстановке выходит их кино. А значит, они вполне осознанно транслируют в общество посыл: «Посмотри в какой несправедливости ты, обыватель, живешь! Возьми пушку и биту - верши справедливость, убивай тех, кого мы покажем в качестве твоего главного врага!»
Если мысленно переиграть сюжет, то вполне можно создать образ верного товарища, который несмотря на особенность Артура, помогал бы ему, особенно в коммуникации с обществом. Если бы были более дружелюбные коллеги и спрашивали: «Артур, как ты?» Глядишь, так и сюжет можно повернуть в иное русло, сделав так, чтобы герой фильма в итоге сюжета не только достойно справился с трудностями, но и обрел самого себя и нашел бы себе доступное для себя, полезное занятие. Общество могло бы объединиться и найти законную управу на мэра, принимающего вредные решения. Однако зрителям демонстрируют совсем другой сценарий, в котором нет ни одного человека, который поддерживал бы и оказывал бы посильную помощь герою. В фильме отсутствует хоть какая-то попытка наладить адекватный диалог с властью, напрочь отсутствует гражданская инициатива.
Артур, став «Джокером», никому не помог, и никто не помог «Джокеру», который вырос из беззащитного Артура. Главный герой не улучшил жизнь горожан путем самопожертвования. Он стал безумием того хаоса, который устроил. И преступление создателей фильма в том, что с помощью художественного вымысла, они показали это безумие правильным и оправданным обстоятельствами, тем самым предложив массам следовать этому кровавому сценарию.
Но если уйти от эмоций, и трезво взглянуть на ситуацию, то поломка в корабле – ещё не повод переворачивать его вверх дном и отправлять в пучину морскую вместе со всеми пассажирами. Обществу, в каком бы трудном положении оно не оказалось, следует всегда помнить, что порядочных и ответственных людей в мире всё равно больше, чем подонков, показанных в фильме и, к сожалению, реально существующих. И поэтому необходимо объединяться и решать проблемы на мирной основе, вести конструктивный диалог с управленцами, искать союзников во всех социальных слоях, поддерживать друг друга в кризисные моменты. И не поддаваться на провокации различных манипуляторов, в независимости от того сколько кинопремий и хвалебных отзывов получают их творения в ангажированной прессе. Учитесь видеть настоящих Джокеров, а не тех, которых вам показывают на экране.
Анастасия Макеева для сайта КиноЦензор