Печать Вернуться к оригиналу

- Оценка фильма пользователями КиноЦензора.

Начать стоит с описания второстепенных, но важных для понимания идейного посыла фильма моментов. Мир сегодня находится в тяжёлом положении. Расслоение между бедными и богатыми быстро растёт, а вместе с этим растёт и социальная напряжённость. Это касается многих стран мира, и отнюдь не только России.

При этом образ будущего выглядит неоднозначно, и каждый день за него идёт борьба, в которой мы все в той или иной мере участвуем. Кто-то вспоминает «Апокалипсис» - финальную главу из самой популярной книги в мире, и считает, что наша цивилизация идёт к неизбежному краху в виде мировой войны, экологической катастрофы или чего-то ещё. И, откровенно говоря, вероятность такого сценария высока. Кто-то верит, что удастся пройти между «Сциллой и Харибдой», и, несмотря на весь клубок противоречий, построить справедливый мир. Конечно, одной веры здесь недостаточно и надо принимать посильное деятельное участие для реализации этого сценария, выискивая союзников как среди простых людей, так и среди управляющей элиты. Кто-то смирился с неизбежностью цифрового рабства и просто думает о том, как к нему получше приспособиться, заняв место поближе к кормушке. А значительная часть общества просто живёт от пятницы до пятницы, не собираясь брать ответственность не только за глобальные события, но даже за себя лично или за свою семью. В конце концов кому-то суждено быть «травой» на поле боя, и если это их выбор – то почему нет?

В этой ситуации любой знаковый фильм, получающий широкое освещение в СМИ, может способствовать реализации того или иного событийного ряда, программируя массы на определённую эмоциональную реакцию и предлагая свой вариант разрешения противоречий. А в условиях ускоряющейся глобализации разрешать их в любом случае придётся – либо дипломатией, разумом и самопожертвованием, либо большой кровью.

А теперь, учитывая описанный подход, давайте обратим внимание на сценарий самой громкой киноновинки октября – фильма «Джокер». И в ходе знакомства с ним, попытайтесь ответить на вопрос, какой выход предлагает этот фильм людям, чувствующим всю несправедливость современного мира, но пока не понимающим, что делать. Какой девиз вы бы выбрали для этой картины: «давайте бороться за жизнь!» или «давайте совершим весёлый коллективный суицид, похоронив себя и наших обидчиков»?

DFAA974F-7EBB-4BC3-A6E2-16140AF0E8CE

По сюжету, главным героем является психически нездоровый человек по имени Артур, он же «Джокер». Его болезнь выражается в неспособности контролировать свои эмоции, из-за чего в кризисные моменты он начинает безудержно хохотать. Артур смеётся в самых неподходящих ситуациях, а чтобы его не поняли неправильно, наш персонаж носит с собой табличку, на которой указана истинная причина такого поведения и просьба его не осуждать. Джокер получает маленький заработок, работая в небольшом агентстве развлечений. Свое эмоциональное состояние он поддерживает лекарствами, предоставляемыми ему в качестве социальной помощи.

И всё бы нечего, ведь всякое бывает в жизни, и люди как-то справляются со своими трудностями (того же Ника Вуйчича вспомнить), но демонстрируемый зрителю персонаж совсем не из этой категории неунывающих борцов за жизнь. Артур - несчастный человек, от которого по сюжету отворачиваются все люди, кто мало-мальски мог бы ему помочь в трудной ситуации, а случайные прохожие проявляют только жестокость или безразличие.

И сразу же вопрос к создателям картины: разве всё наше общество настолько сгнило, что уже и инвалиду никто не поможет? А если нет, то зачем авторы фильма настолько сгущают краски?

Итак, вдобавок к своим бедам Артур начинает попадать в разные неприятности, с которыми не в силах справиться самостоятельно. Сначала будущего «Джокера» избили, сломав рекламную табличку. Затем стоимость этой таблички, похожей на мусор, вычитают из его маленького жалования. Далее коллега, который в курсе заболевания нашего персонажа, даёт ему, то есть психически нездоровому человеку, пистолет для самообороны, а потом сам же и подставляет Артура, в результате чего тот оказывается уволенным с работы. И без того тяжелое положение героя становится просто нестерпимым, и зритель, видя такую череду несправедливостей, начинает ему искренне сопереживать.

Как станет дальше понятно, это именно тот эффект, который и нужен голливудским манипуляторам общественного сознания. Зацепить зрителя за эмоции, чтобы вложить в его голову нужные смыслы.

Обстановка продолжает накаляться: городская мэрия сокращает социальные расходы, и главный герой остается без человеческой поддержки в лице психолога и без возможности приобретать необходимые медицинские препараты. Эмоциональное состояние Артура, а вместе с ним и зрительской аудитории, доходит до точки кипения, когда трое парней-мажоров, начинают открыто издеваться над комиком. Его беззащитность, униженность и наличие в кармане пистолета толкают главного героя на первое преступление – он расстреливает своих обидчиков.

Зрителю фильма этот поступок кажется правильным, ведь он не задумывается о той руке кукловода, которая и сформировала ситуацию, в которой «начать убивать всех подряд» - является единственным правильным решением. Зритель пылает праведным гневом в отношении оборзевшей «золотой молодёжи», олицетворяющей «элиту», не видя тех реальных и гораздо более опасных злодеев, которые находятся по ту сторону экрана.

Для создания нужного антуража и правильной эмоциональной накачки аудитории нам не показывают ни «одного лучика света в тёмном царстве». Может быть, и не было бы будущих кровавых убийств, если бы сценаристы изобразили нормального начальника, который бы сказал: «Пёс с ней, с этой табличкой, дружище, ты в порядке? Чем я могу тебе помочь?» Если б его толстый коллега-предатель включил бы голову и предложил вместо оружия дружескую человеческую помощь. Если бы мэр заботился о гражданах с такой категорией заболеваний и оставил бы в бюджете статью расходов, предназначенную для медицинской помощи людям с психическими расстройствами. Но нет, в сюжете постепенно гайки закручиваются, ведь задача у авторов фильма иная – показать дорогу в пропасть и убедить в том, что она единственно правильная.

Артур хочет реализовать свою мечту и стать комиком, похожим на своего кумира - артиста телевизионного шоу Мюррея Франклина. Однако в одно из своих посещений больной матери, в её палате он видит по телевизору, как Мюррей в своей передаче жестоко высмеивает одно из выступлений «Джокера» в кафе. Для Артура это становится очередным серьезным потрясением.

Вдобавок и собственная мать, страдающая нарциссическим расстройством личности, не поддерживает Артура в его творческих поисках, считая своего сына никчёмным. Разбираясь с диагнозом матери, в одной из психиатрических лечебниц Артур узнает, что является приёмным ребенком. Там же в документах указано, что ухажёры матери постоянно избивали мальчика, из-за чего в юном возрасте он получил серьезную травму головы, по всей видимости, и ставшую причиной болезни.

joker-movie-1-11

Вы ещё не льёте слёзы по этому несчастному страдальцу, жизнь которого похожа на сплошной ад? Не надо, ведь это не реальный персонаж, это мираж, задача которого увести доверчивого кинозрителя в нужном направлении… Чувствуете, как профессиональный кукловод играет на струнах вашей души? Потерпите, скоро вы узнаете, ради чего весь этот спектакль - куда толпа должна направить весь свой «праведный гнев», доведённый до кипения огнём этой жестокой сказки.

Декорации фильма всё больше погружают зрителя в состояние уныния: события в основном происходят на грязных людных улицах, в доме Артура полнейший бардак, несвежий ремонт, обшарпанные грязные стены, мерзкий лифт. Такой же беспросветной и неуютной представлена клоунская контора, где работает наш герой; тёмный заваленный бумажным хламом кабинет социального психолога; ужасное метро; повсюду мусор; нет солнечного света. Создается устойчивое впечатление вечной нищеты, болезни, безысходности...

И среди всего этого мрака всплывают сцены, в которых фигурирует так называемая «элита», представленная в фильме комиком шоу-бизнеса и мэром. Контраст просто режет глаза: после вонючих зданий, больниц и мусорок нас приглашают в дорогой чистейший особняк - студия в софитах, казино, бокалы, мероприятие, куда приглашены только именитые гости. Все они при параде, дорого и изыскано одеты. И по сюжету именно эти «высшие слои», не имеющие ни малейшего представления о жизни простого труженика, являются паразитами общества и не желают «пачкаться» в его проблемах и вести конструктивный диалог с угнетаемыми массами. За окнами уже начинается хаос - на улицах все крушат люди в клоунских масках, народ уже доведён до отчаяния. Но у «элиты» всё спокойно - дорогое мероприятие, на котором развлекается бомонд.

«Вот они – те люди, которые взрастили своего палача - Джокера. Каждый человек, вышедший в образе клоуна, - Джокер со своей трудной ситуацией. Каждый доведен до отчаяния и состояния, в котором готов крушить всё вокруг.  Не надо думать, как мир пришёл к этой тяжёлой ситуации, надо просто убить всех тех, кого МЫ НАЗНАЧИЛИ на роль «элиты», и специально откармливаем, чтобы в нужный момент принести в жертву», - шепчет настоящий, а не мифический Джокер из-за экрана миллионам зрителей, жаждущим увидеть врага, которого можно было бы обвинить во всех бедах. Это его смех вложен в уста несчастного Артура. Это он смеётся над толпами зевак, пришедшими за острыми ощущениями в кинотеатры.

otec-betmena-zasvetilsya-na-novyh-fotografiyah-filma-dzhoker-52520

Детали, передающие психоз и безумие в фильме, продуманы очень тщательно: жуткий старомодный костюм, грязное тело и неухоженные волосы, вальяжная пританцовывающая походка, безумные танцы со странными движениями, табачный дым, и самое страшное – жуткий, безудержный, зловещий смех…

В отличие от бездумной толпы, которая крушит всё на своем пути, Артур в конце фильма становится не просто злодеем, а очень расчётливым и прагматичным убийцей. Он совершенно хладнокровно лишает жизни собственную мать. Закалывает ножницами коллегу – того самого, который когда-то для самообороны дал ему пистолет. Нужный посыл транслируют зрителю и диалоги Артура с социальным работником, которому он сообщает, что живет в сплошном негативе и что не может понять, существует ли он («я есть, но почему все делают вид, что меня нет»). Также и класс простых работяг в образе Джокера на протяжении всего фильма кричит «Власть! Обрати на нас внимание! Мы есть, и мы хотим жить по-человечески!»

Кульминацией фильма становится убийство Джокером комика Мюррея Франклина на юмористической передаче в прямом эфире. Артур, соглашаясь поучаствовать в его шоу, уже чётко знает, зачем он туда пойдет. В драматичной сцене телешоу после эпатажного выхода Джокер усаживается в кресло гостя и чувствует себя уже более прочно и уверенно. Он знает, что заставит всех услышать его клич. Артур в прямом эфире признается в убийстве троих молодых людей и в очередной раз повторяет: «Вы не слышите меня! Я каждый раз пытаюсь сделать так, чтобы меня заметили, а вы меня не замечаете!» После чего достает пистолет и стреляет в Мюррея.

И вновь зритель может ликовать – вот она справедливость! Ведь юморист Мюррей получает пулю в лоб за то, что столько лет насмехался над социальной болью общества, за то, что замалчивал настоящие насущные проблемы. Три молодых парня были убиты за свою спесивость и издевательство над тем, кто слабее. Мать – за то, что не выполнила свою роль матери. Коллега по клоунскому цеху – за то, что подтолкнул Артура к преступлениям и испортил тем самым ему жизнь. Мэр с женой – за принятие антиобщественных управленческих решений.

Но это лишь мираж «справедливости», такой же мираж, как и сам «Джокер-Артур»… Иллюзия, задача которой - увлечь и завлечь, дав ложные ответы на правильно озвученные вопросы и тем самым скрыв более серьёзных заказчиков и выгодополучателей именно такого положения дел.

Ведь за кадром разыгранной драмы, остался НАСТОЯЩИЙ ДЖОКЕР, который снимает, спонсирует и транслирует всему миру такие фильмы. Который владеет крупнейшими мировыми СМИ и с помощью них формирует такую массовую культуру, в которой страсть к развлечениям и деньгам становится смыслом жизни большей части общества. Показаны ли эти настоящие кукловоды в этом фильме? Быть может, их тоже надо казнить, как того же мэра или стенд-ап комика? Да и казнями ли надо решать сложившуюся несправедливую ситуацию, или есть другие методы борьбы?

Необходимо понимать, что фильм показан в относительно нестабильное время, когда постепенно нарастают протестные настроения. Так как его создатели и заказчики живут с нами на одной планете, а не присылают нам кинопродукты из соседней галактики, конечно, они в курсе, в какой социальной обстановке выходит их кино. А значит, они вполне осознанно транслируют в общество посыл: «Посмотри в какой несправедливости ты, обыватель, живешь! Возьми пушку и биту - верши справедливость, убивай тех, кого мы покажем в качестве твоего главного врага!»

Movie-the-joker-2348023-799-358

Если мысленно переиграть сюжет, то вполне можно создать образ верного товарища, который несмотря на особенность Артура, помогал бы ему, особенно в коммуникации с обществом. Если бы были более дружелюбные коллеги и спрашивали: «Артур, как ты?» Глядишь, так и сюжет можно повернуть в иное русло, сделав так, чтобы герой фильма в итоге сюжета не только достойно справился с трудностями, но и обрел самого себя и нашел бы себе доступное для себя, полезное занятие. Общество могло бы объединиться и найти законную управу на мэра, принимающего вредные решения. Однако зрителям демонстрируют совсем другой сценарий, в котором нет ни одного человека, который поддерживал бы и оказывал бы посильную помощь герою. В фильме отсутствует хоть какая-то попытка наладить адекватный диалог с властью, напрочь отсутствует гражданская инициатива.

Артур, став «Джокером», никому не помог, и никто не помог «Джокеру», который вырос из беззащитного Артура. Главный герой не улучшил жизнь горожан путем самопожертвования. Он стал безумием того хаоса, который устроил. И преступление создателей фильма в том, что с помощью художественного вымысла, они показали это безумие правильным и оправданным обстоятельствами, тем самым предложив массам следовать этому кровавому сценарию.

Но если уйти от эмоций, и трезво взглянуть на ситуацию, то поломка в корабле – ещё не повод переворачивать его вверх дном и отправлять в пучину морскую вместе со всеми пассажирами. Обществу, в каком бы трудном положении оно не оказалось, следует всегда помнить, что порядочных и ответственных людей в мире всё равно больше, чем подонков, показанных в фильме и, к сожалению, реально существующих. И поэтому необходимо объединяться и решать проблемы на мирной основе, вести конструктивный диалог с управленцами, искать союзников во всех социальных слоях, поддерживать друг друга в кризисные моменты. И не поддаваться на провокации различных манипуляторов, в независимости от того сколько кинопремий и хвалебных отзывов получают их творения в ангажированной прессе. Учитесь видеть настоящих Джокеров, а не тех, которых вам показывают на экране.

Анастасия Макеева для сайта КиноЦензор