Печать Вернуться к оригиналу

В обзоре оценивается скорость мелькания событий и кадров в мультсериале «Маша и Медведь» и рассказывается о том, как это влияет на психику ребёнка.

Вопреки вашим ожиданиям, в этом видео не станем акцентировать внимание на воспитательной составляющей мультфильма. Её уже подробно разобрали в видеоролике «Чему учит мультсериал Маша и Медведь» и в нескольких статьях на сайте.

Сегодня мы оценим очень важный технический аспект этого мультфильма, а именно – как часто происходит смена плана или, по-другому, какова скорость мелькания событий и кадров на экране, и как это влияет на психику ребёнка. Не будем затягивать, сразу к делу:

Мультсериал «Маша и Медведь» 

  • Обычная сцена: 8 кадров / 12 секунд
  • Динамичная сцена: 11 кадров / 12 секунд
  • Средний показатель длительности кадра: 1-1.5 секунд

Для сравнения – небольшой отрывок из советского мультфильма, тоже про девочку и медведя, который называется «Чудесный колокольчик».

Мультфильм «Чудесный колокольчик»

  • Обычная сцена: 4 кадров / 18 секунд
  • Динамичная сцена: 4 кадров / 16 секунд
  • Средний показатель длительности кадра: 4-5 секунд

Итак, в одном случае, средняя скорость смены кадра – в интервале от 1 до 1,5 секунд, а в другом –  4-5 секунд. Понятно, что при желании мы могли бы найти и более быстрые или медленные отрывки как в «Маше и Медведе», так и в «Чудесном колокольчике», но в целом эти показатели и их соотношение достаточно объективны. «Ну и что, – скажут некоторые родители, – 1 секунда или 4 секунды – какая разница, главное, что ребёнку мультфильм нравится, и он его хорошо смотрит». Вот только это очень печальное заблуждение, и сейчас подробно объясним, почему.

Психика человека устроена как двухуровневая система, состоящая из сознания и подсознания. Всякая информация, попадающая к нам в психику, сохраняется там, занимая своё место в постоянно формируемой мировоззренческой картине, и в дальнейшем начинает влиять на нашу жизнь и поведение. Именно поэтому все родители всегда стараются создать благоприятную среду вокруг ребёнка, которая будет стимулировать его интеллектуальное и нравственное развитие.

Но если детализировать описанный процесс, то в нём есть одна очень важная составляющая: критический фильтр. Поступая в нашу психику, информация в норме должна оцениваться с уровня сознания, т.е. приобретать такие характеристики как «вредная», «полезная», «ложная», «правдивая», «сомнительная» и т.д. Но критический фильтр нам не даётся от рождения, а формируется по мере того, как человек учится мыслить, рассуждать и анализировать, а также накапливает определённый жизненный опыт.

И теперь мы возвращаемся к нашим мультикам. Как вы думаете, может ли ребёнок осознать и оценить то, что происходит на экране, если анимация плавная, как в большинстве советских картин? При смене кадров раз в 4-5 секунд это вполне реально даже для дошкольника: осмыслить, проанализировать и понять содержание произведения.

А теперь попробуйте осмыслить происходящее на экране при клиповом формате подачи информации, свойственном российскому мультсериалу «Маша и Медведь». Даже взрослому человеку очень сложно успеть отследить и оценить такой поток быстро сменяющихся образов, а о ребёнке и говорить нечего. Он способен только залипнуть в экран и просто поглощать информацию, полностью отключив мышление.

И самое страшное даже не то, что ребёнку на подкорку запишется огромное количество вредных моделей поведения, транслируемых в этом мультфильме (например, жестокое обращение с животными), а то, что ребёнок привыкает потреблять информацию, абсолютно её не анализируя и не оценивая – то есть в сугубо развлекательном формате. И по мере взросления эта привычка, сформированная в детстве как раз на подобной продукции, становится для него нормой.

На выходе мы получаем легко-манипулируемого «человека-потребителя», или по-другому «служебного человека», про технологию формирования которых в Совете Федерации откровенно рассказал директор Курчатовского института Михаил Ковальчук.

Указанная технология повышения частоты смены кадров пришла в современный кинематограф и телевизионный формат из рекламного бизнеса, задача которого в предельно короткий срок запихать в зрителя как можно больше информации, при этом отключив всякое критическое восприятие. Использование подобных античеловечных технологий при производстве детских мультфильмов – это очевидный инструмент дебилизации, и создатели такой продукции заслуживают к себе соответствующее отношение.

Подробное научное описание влияния клипового формата на психику ребёнка содержится в книге Райнера Пацлафа «Застывший взгляд». Настойчиво рекомендуем ознакомиться с ней всем родителям и просто думающим людям. Её можно легко скачать в интернете или на сайте «Научи хорошему».

И ещё – по опыту предыдущего нашего видеообзора «Чему учит Маша и Медведь», создатели указанного мультсериала очень боятся распространения подобной информации и стараются заблокировать её под предлогом защиты своих авторских прав. Поэтому призываем наших зрителей скачивать и распространять этот видеоролик на любых доступных хостингах и площадках. Общество должно знать правду.