В центре повествования находятся принцесса Мерида, её мама королева Элинор и их трудные взаимоотношения.
Статная королева Элинор ответственно воспитывает свою дочь: учит красноречию, истории родных мест, музыке, этикету – словом, формирует в принцессе необходимое совершенство. Мерида же оказывается нелучшей ученицей. Рыжеволосая девушка упрямо сопротивляется прививаемым ей правилам поведения, образу жизни и судьбе и дождаться не может, когда уже закончится вся эта учебная скука с мамиными наставлениями и можно будет отправляться жить своей жизнью: гулять на коне по близлежащим полям и лесам, стрелять из лука и взбираться на скалы.
Кульминационным моментом в постоянных стычках матери и дочери становится необходимость принцессы последовать традициям и выйти замуж за одного из местных принцев для укрепления родного королевства. На этом терпении Мериды приходит конец: «Претенденты? Брак?! Этому не бывать. Я люблю свободу», – говорит девушка. После ряда неудавшихся попыток убедить маму отменить предстоящую помолвку Мерида встречает лесную ведьму, готовую помочь изменить строптивую судьбу. Однако колдунья подходит к заданию с неожиданной стороны: её волшебство приводит не к изменению взглядов королевы на замужество дочери, а к тому, что Элинор превращается в медведя.
Чтобы вернуть матери прежний облик, принцессе приходится усмирить гордость и восстановить разрубленный в гневе семейный портрет, а также пройти ряд опасных приключений. К финалу Мерида наконец осознаёт, как сильно любит маму, а Элинор отменяет политический брак, постановляя, что теперь королевские браки будут заключаться только по любви, и превращается назад в человека.
Посмотрим, чему учит отмеченная престижными премиями история.
Основной причиной конфликта в «Храброй сердцем» является нежелание матери и дочери услышать и понять друг друга.
В отношениях с мамой Мерида ведёт себя как упрямый подросток-бунтарь и, конечно, даже и не пытается самостоятельно постичь важность тех или иных вещей, которые справедливо привносятся в её жизнь. Временами главная героиня начинает напоминать даже не подростка, а капризного ребёнка, который не хочет пойти сделать что-то правильное, что говорят ему старшие (выучить уроки, убраться в комнате и т.д.), а хочет до посинения играть, объедаться сладким, смотреть мультики и т.п. (читай: стрелять из лука, скакать на коне, гулять по лесам и скалам, а не заниматься делами). В итоге в результате своей глупости и опрометчивости Мерида приносит множество проблем в родной дом.
Но, несмотря на все очевидные недостатки Мериды, королева Элинор также неидеальна в отношениях с дочерью. Она пытается взрастить в девушке королевскую безупречность, какой обладает сама и какую, конечно, в какой-то мере нужно передать дочери, но при этом нисколько не старается вникнуть в прямо-таки «кричащую» индивидуальность Мериды, как-то изменить подход к её воспитанию и более эффективно заинтересовать девушку в необходимых ей же самой вещах: знаниях, хороших манерах и прочем. Королева, однако, буквально отметает, не принимает ни в какое внимание личные особенности дочери, настоящего трудного подростка, и пытается полностью втиснуть ту в свои негибкие представления о том, как «должно быть», что, конечно же, не удаётся.
И эту тяжеловесную ненастройку матери и дочери друг на друга мультфильм и предлагает в качестве источника раздора и проблемы к разрешению для восстановления мира в семье.
При этом важной параллелью событиям, происходящим с Элинор и Меридой, становится легенда об исчезнувшем королевстве, которое было разрушено эгоизмом одного из четверых его наследников. Эта история так же, как и приключения Мериды и Элинор, красочно демонстрирует разрушительные последствия поступков человека, совершенных против блага своих близких. Метафора с шахматами, которую приводит Элинор дочери, когда рассказывает старую легенду, наглядно показывает, как эгоизм одного разрушает баланс для всех. Если конструкция теряет одну из своих опор, то она закономерно рушится.
И с одной стороны в «Храброй сердцем» чётко проводится эта хорошая и правильная идея, что только через искреннее внимание и стремление друг друга по-настоящему услышать и друг другу содействовать можно достигнуть общего согласия. Однако при глубинном рассмотрении указанная позитивная тема рассыпается на части, оказываясь во многом поверхностной, о чём далее.
Многие зрители могли заметить, что при хорошей общей морали – прислушиваться друг к другу – подача её в мультфильме оставляет явное ощущение фальши. Как показывает анализ, закрученный сюжет «Храброй сердцем», как часто это бывает у «Диснея», просто служит чемоданом с двойным идейным дном. Рассмотрим подробно.
Главная героиня, желая изменить проблемные отношения с мамой и её решения, превращает ту в медведя. И, несмотря на постоянные реплики в духе «плохая ведьма дала мне негодное заклятье, я невиновата» и ворох проблемных последствий, это превращение матери в медведя очень эффективно налаживает отношения матери и дочери. Таким образом, можно утверждать, что мультяшный пример Мериды и Элинор изображается ребёнку-зрителю как рабочий для решения аналогичных проблем, с которыми тот может столкнуться в реальной жизни: непонимание его со стороны родителей, невыполнение его желаний родителями, расхождение взглядов с ними и т.п.
Мультфильм обращается к зрителям-детям с указанными темами, предлагая за образец Мериду. Мы видим, что, столкнувшись с противоречием своих интересов и интересов матери, героиня-образец следует за лесными огоньками, которые в начале мультфильма чётко объявляются положительным явлением – мифическими ведущими по направлению к судьбе, и получает помощь от некой ведьмы. Героиня оказывается у колдуньи в тот период, когда воспринимает мать зверем, и последующее волшебство воплощает это видение Мериды в реальность. Спустя половину суток после превращения Элинор из абстрактного чудовища в реальное – давно потерянное взаимопонимание между матерью и дочерью на удивление налаживается. Элинор, став медведем, очень скоро меняет своё решение о замужестве Мериды. Т.е. хоть и не по прямой траектории, но помощь огоньков и ведьмы и превращение матери в медведя очевидно приводит Мериду к тем изменениям, которых она хотела.
Т.к. другой модели разрешения конфликтов между родителями и детьми здесь не имеется, важно понять, как именно создатели мультфильма предлагают мыслить и поступать ребёнку-зрителю в сходных ситуациях, сопряженных с конфликтами в семье. Какие тонкости прослеживаются?
Во-первых, долгий, но рабочий медвеже-человеческий путь налаживания отношений, изображающийся «Храброй сердцем», – это не эволюция ребёнка к уровню родителя, а регресс родителя к уровню ребёнка. Из-за колдовства Элинор больше не может вести свою взрослую и вполне нормальную размеренную жизнь, наполненную обязанностями и правилами, государственными и семейными делами – теперь королеве приходится носиться по лесу и охотиться, как это любит поделывать на досуге Мерида. Превратившись в зверя и пожив в лесу, Элинор очень скоро начинает прекрасно слышать свою дочь, чего она не могла достичь ранее в человеческом обличье. Это подаётся как нечто радостное: мама-медведь и дочка обретают второе дыхание в своих взаимоотношениях. Однако на самом деле это внезапное взаимопонимание, установившееся в специфических условиях, просто демонстрирует то, кем Мерида пока является по сравнению со своей мамой-правительницей королевства – маленьким зверёнышем (животное обличье Элинор = варварские потуги Мериды – бегать, лазать по скалам, стрелять, воровать еду и пр.). В шкуре медведя Элинор спокойно принимает всё то, что ей раньше казалось диким и неправильным в своей дочери и, заговорив с Меридой на нужном животно-детском языке, разрешает ей отменить свадьбу.
Таким образом, в качестве пути взаимопонимания между родителем и ребёнком в «Храброй сердцем» зрителю-ребёнку совершенно чётко предлагается не подтягивание себя к взрослому уровню – то, чего героиня Элинор поначалу добивалась от дочери, пыталась возвысить ту, научить важным вещам (забота о благополучии государства, необходимость взять на себя ответственность, необходимость смириться с некоторыми лишениями ради высоких целей и пр.), а культивируется, напротив, деградация родителя на уровень несмышленого ребёнка (ставшая зверем Элинор принудительно спускается в круг интересов дочери, спокойно понимает её с этого уровня и исполняет её желание).
Во-вторых, мультфильм проводит идеи, отсылающие к ювенальной юстиции. «Храбрая сердцем» изображает, что при возникновении каких-то конфликтных ситуаций с родителем ребёнку следует воспользоваться некой сторонней помощью (огоньки судьбы, ведущие к добро-злой ведьме). Эта сторонняя помощь материализует кажущуюся ребёнку чудовищность его родителя (Мерида говорит, что её мать – зверь, и колдунья это исполняет = если ребёнок считает, что его мать – зверь, то это так и есть). Эта трансформация родителя, проведённая третьими лицами с инициативы ребёнка, заставляет родителя хорошенько пострадать и прочувствовать отношение ребёнка к себе как к чудовищу (поданное маме-королеве «сообщение Икс» было, кстати, символично украшено репейником).
Ну, а после деградации, мучений и принудительного помещения в интересы ребёнка у родителя возникает внезапное желание пойти ребёнку навстречу в отношении того, что тот хотел перед тем, как начал воспринимать его чудовищем. Решение Элинор отменить помолвку производится в ипостаси медведицы, что закрепляет мульт-схему: мать исполняет желание дочери, оставаясь чудовищем, которым её сделала сторонняя волшебная помощь дочери.
Также интересно, что после изображённого волшебного вмешательства в отношения ребёнка и матери у матери два варианта дальнейшего пути: либо она окончательно превращается в беспамятное дикое чудовище, за чем следует естественный разрыв с дочерью (провалы памяти Элинор-медведицы), либо она согласна на сотрудничество с ребёнком (сцены выживания, где мать-медведица пропала бы без Мериды и её навыков, которые матерью поначалу отрицались) и согласна подстроиться, принять нужные взгляды и желания (отмена замужества Мериды).
В-третьих, хоть мультфильм и проводит линию неэгоизма и компромисса между близкими, в финале достигнутое согласие между Меридой и Элинор очевидно только в отношении чаяний Мериды. Элинор радостно говорит дочери: «Мы обе изменились», однако по-настоящему изменилась только королева. В начале истории мать хотела сделать дочь похожей на себя (достойной наследницей государства), а в итоге происходит ровно противоположное – Мерида делает мать своей взбалмошной копией: в финале Элинор в синем платье и с распущенными волосами скачет по лесам на лошади, напоминая Мериду. Таким образом, мультфильм продвигает не компромисс, как подаётся поверхностно, а смену приоритетов, кто кому подчиняется: не ребёнок родителю, а родитель – ребёнку.
Финал, изображающий главную героиню точно такой же, какой она и была, а её мать, ставшей похожей на свою дочь после деградации в медведя, вполне даёт понять, что на самом деле вся история с колдовством была исправлением не эгоизма дочери или эгоизма обеих героинь, как кажется на первый взгляд, а только эгоизма Элинор. То, что в «Храброй сердцем» исправляется эгоизм матери, подтверждает и параллельная история принца Морду, который за свои проступки превратился в одичалого медведя. На этом моменте очень легко ухватить за хвост манипуляцию от создателей мультфильма. Истории Морду и Мериды как бы поучительно идут бок о бок как схожие: семейный раздор, эгоистичное решение, обращение к ведьме, превращение в медведя. Однако есть кардинальное различие, выдающее истинный замысел мультфильм. Посмотрим:
Морду – принц, захотевший обрести силу десяти мужчин, чтобы отвоевать себе королевство, которое должно было поровну разделено между ним и тремя его братьями.
Мерида – принцесса, захотевшая отменить решение мамы о вступлении в брак, который должен был бы укрепить положение королевства.
Морду обращается к ведьме за изменением судьбы.
Мерида обращается к ведьме за изменением судьбы.
Действия Морду вызваны эгоизмом и рушат баланс в королевстве.
Действия Мериды вызваны эгоизмом и рушат баланс в королевстве.
Морду превращается в медведя за свой эгоизм и много страдает.
Мерида превращается в медведя за свой эгоизм и страдает? Нет.
Вот и логическая подмена, на которой выстраивается весь сюжет. Сценарий с двойным дном поверхностно изображает якобы исправление эгоизма Мериды или эгоизма двоих – и матери, и дочери, а по существу исправляется только эгоизм матери, Элинор. И страдает и исправляется она по решению своей дочери! (Ювенальная юстиция: права ребёнка выше прав родителей)
Всё это, конечно, радикально меняет суть мультфильма как изображающего вред эгоизма и ценность взаимопонимания между родными. С одной стороны, поверхностно говорится: да, надо любить своих близких, стараться их понять, согласовывать решения и искать компромиссы – с этого начинается и этим воодушевленно заканчивается. Но с другой стороны – сюжет, создавая эффект справедливости происходящего, подспудно переставляет ступени иерархии в отношениях ребёнок/родитель, рекомендует ребёнку покрепче взяться за свой эгоизм и свои «великие» желания, которые почему-то не понимают взрослые, перестать их слушаться и найти волшебную помощь на стороне, которая убедительно покажет родителям, как фатально они плохи, и поможет ребёнку «выбить» желаемое из них.
Один из режиссеров мультфильма Марк Эндрюс так говорил о главной идее «Храброй сердцем»: «Главная тема фильма состоит в том, чтобы набраться храбрости и изменить что-то в своей жизни». Т.е., принимая во внимание реальный подтекст мультфильма, маленький зритель вдохновляется на то, чтобы в духе Мериды «похрабреть» в отношениях со своими родителями. Изменить отношение к ним, взять инициативу на себя, укрепить свои позиции обращениями к «огонькам» и «ведьмам» (=телефоны доверия, специальные инстанции, учителя, психологи) и регулировать свою судьбу (решения его родителей насчёт него, его воспитания, правил его поведения и пр.) – даже такими способами, которые вызовут у родителей страдания, подвергнут их опасности и т.д.
Ещё интересен момент, что сначала в истории демонстрируется гобелен с семейным портретом, где Мерида выглядит смирной и кроткой девушкой с убранными волосами (образ дочери и семейных отношений, которые видит Элинор). Позже Мерида разрубает этот гобелен (её несогласие с мнением Элинор). А в конце гобелен замещается новым, где изображены Мерида и мама-животное (Элинор после волшебной помощи согласна с видением Мериды, кто здесь главный). Рецепт семейного счастья Мериде от ведьмы был «Судьбу измени, в себя загляни, гордыню смири, полотно почини», и по факту это реализуется как исправление гордыни не Мериды, а Элинор с «заглядыванием» Мериды поглубже в свои желания и соответствующей финальной заменой семейного гобелена (изменение отношений в семье с традиционных на детоцентристские).
Подведём итог по семейной теме «Храброй сердцем». Комплексный урок ребёнку-зрителю по части взаимоотношений с родителями здесь такой:
важно ценить и любить своих близких;
важно поддерживать и налаживать взаимопонимание;
но при этом:
твои желания выше родительских просьб и наставлений;
твой эгоизм – это правильно, родительский «эгоизм» (главенство и право принимать решения насчет тебя) – преступление, за которым должно следовать наказание;
свою «судьбу» (родительские решения насчёт тебя) можно взять под узду, поставив свою волю против и выше родительской;
это можно сделать, прибегнув к сторонней помощи («волшебство», которое поставит родителя на место, покажет ему, что он зверь, лишит голоса, которым он несправедливо отдавал тебе приказы, заставит помучиться, принудит спуститься в круг твоих интересов и желаний и тем самым заставит пойти тебе навстречу насчёт того, что ты хочешь);
родитель обязан тебе подчиниться.
Для принятия программирования вышеописанной модели отношений между матерью и дочерью в мультфильм встроен элемент, нацеленный на достижение ребёнком-зрителем нужной степени «храбрости» – это высмеивание, и, тем самым, дискредитация героини матери.
Негативный образ матери начинает незаметно собираться уже с самого начала истории различными деталями, демонстрирующими жестокость и лицемерие Элинор:
Ну, а как только королева превращается в медведя, начинаются веселые тематические потехи: смешная мама – раз, смешная мама – два, смешная мама – три, смешная мама смешно падает и т.д.
Во многих моментах «Храбрая сердцем» предлагает откровенно поржать над неудобствами матери, оказавшейся в теле медведя. И завуалировано мучения Элинор-медведицы оказываются своего рода расплатой за её проступки в отношении Мериды – за то, что она отказывала своему ребёнку в чем-то, что он хочет и тем самым заставляла страдать его.
Также для закрепления идеи, что мать не достойна ни уважения, ни послушания, зрителю несколько секунд в духе 25 кадра демонстрируется брошенная в лесу корона Элинор, съехавшая с её новой медвежьей головы – т.е. мать с подачи ребёнка «обескоронивается» (лишение короны = символизм лишения главенства и авторитета перед ребёнком).
Целенаправленное изображение матери сначала жестокой и лицемерной, а потом смешной, нелепой и лишившейся короны – это работа по обесцениванию и подрыву материнского авторитета в глазах детей, которые смотрят этот продукт – для перенесения соответствующих импринтов в свою жизнь, конечно же.
Вместе с негативным материнским образом в «Храброй сердцем» предлагается и негативный образ семьи в целом.
Семья Мериды напоминает лебедя, щуку и рака из басни Крылова – сплошной хаос и разнонаправленные интересы. Элинор пытается передавать традиции, сохранять целостность семьи и благополучие государства, король Фергус в этом особого участия не принимает, против воли Элинор поддерживает «мужиковатые» замашки дочери и большую часть своего внимания фокусирует на давней бойне с медведем, в которой он потерял ногу, по много раз пересказывая, как это было. Интересы Мериды уже упоминались: избегать наставлений матери, скакать на лошади, стрелять из лука, гулять по скалам и лесам. Её братья-тройняшки именуются в мультфильме «дьяволятами» – они начинающие гедонисты и потенциально такие же эгоисты как Мерида. Когда сестра просит их о помощи, те не соглашаются, пока не получают подходящую плату.
Семейный хаос особенно заметен в сцене обеда: Мерида, бросающая оружие на стол, Элинор, разбирающая деловые письма, сыновья, связывающие отца верёвкой, домашние собаки, бросающиеся на отца, горы еды – сцена оставляет впечатление балагана. На протяжении всего мультфильма не появляется ни одного эпизода, в котором образ семьи Мериды был бы хоть сколько-нибудь привлекателен.
Особой «изюминкой» семейной темы в «Храброй сердцем» предстают последние эпизоды, где король Фергус с целой армией гоняется за собственной женой-медведицей, чтобы убить её, а Мерида гоняется за отцом и его соратниками – чтобы обезвредить их и не дать убить им маму. Спасая мать, Мерида отрубает отцу деревянный протез и яростно кричит ему, чтобы он не трогал Элинор, которую она сама же и превратила в медведя. Одним словом, «высокие семейные ценности».
В духе многих современных мультфильмов «Храбрая сердцем» продвигает превосходство женщины над мужчиной, для чего создатели мультфильма не изобразили ни одного достойного мужчины в истории и большую часть ресурса мужественности сконцентрировали в персонаже Мериды.
Как уже упоминалось, интересы у Мериды неженские в обычном понимании. Более того, в сцене свадебного конкурса по стрельбе героиня показательно сама борется за свою руку и сердце и сокрушительно побеждает троих жалких парней-претендентов. Позже она расправляется и с их отцами, и с медведем Морду (при поддержке мамы – ещё один плюс к феминизму), и с собственным отцом. В свете гипер-воинственного феминизма «Храброй сердцем» даже странно, что Мерида знает, как выглядит иголка с ниткой, и вовремя и без увечий выполняет ключевое задание – зашивает гобелен.
Гендерная перестановка также заметна в родительской паре Мериды: король Фергус хоть визуально и выглядит мужественным, но отчетливо находится «под каблуком» сильной и властной жены, избегая принятия важных решений и позволяя собой помыкать.
В мультфильме также заметна тема гипериндивидуализма. Мы видим, что принцесса Мерида с корнем вырвана из своего общества – её особо не заботит будущее королевства, вместо друзей с ней рядом находится конь, а досуг она проводит, убегая из дома подальше в леса. Символизм возвышающейся над всем индивидуальности ярко представлен в сцене на скале, куда Мерида взбирается испить из водопада.
Через Мериду создатели мультфильма пытаются возвышенно и позитивно транслировать зрителям идеал одинокого человека, сбежавшего ото всех, отвергшего традиции и нормы, необходимые для сохранения безопасного существования своего общества, и не принимающего ничьих интересов, кроме своих собственных.
Также отрицательным моментом в «Храброй сердцем» выступает посыл довериться чему-то неизвестному и невыглядящему безопасным. Это касается, во-первых, «огоньков судьбы», появляющихся на экране несколько раз в роли таинственных поводырей Мериды. Именно они выводят главную героиню к домику ведьмы, и, несмотря на сомнительные последствия этого визита, в следующих эпизодах Мерида и Элинор спокойно доверяют им вести себя по лесу – в результате чего попадают в опасное приключение в замке Морду. Но и после этого к огонькам почему-то снова не возникает никаких претензий, и в конце они опять ведут героиню по лесу, уже, правда, без инцидентов – к местному стоунхеджу на ритуал с полотном.
В связи с неясной добро-злой природой этих огоньков в истории, интересно отметить, что в большинстве существующих мифов блуждающие лесные огоньки (так называемые, “will-o’-the-wisps”) не считаются позитивным явлением. К примеру, в мифах Европы их считают душами утопленников, детей и людей, погибших насильственной смертью, застрявших между мирами, чтобы заманивать живых людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти.
Имеющие такой, мягко говоря, сомнительный мифологический базис, в «Храброй сердцем» “will-o’-the-wisps” чётко объявляются положительным явлением – ведущими к судьбе и возможностям её менять. В чём главная суть изменения судьбы в мультфильме уже описывалось выше – перестановка иерархии родитель/ребёнок с инициативы ребёнка и прочее. Таким образом, небезобидная предыстория, скрывающаяся за образом таинственных огоньков, действительно имеет здесь смысл. Как это часто бывает в продукции «Диснея», архетип зла снова позиционируется как добро.
По своему значению в структуре истории огоньки напоминают других диснеевских персонажей – бабушку Иву из «Покахонтас» и троллей из «Холодного сердца». Поверхностно все перечисленные герои поставлены на позицию некой таинственной мудрости от природы, которой главные герои указанных мультфильмов призваны естественно и безусловно довериться. Однако по смыслу они являются основными проводниками к исполнению заложенного в историях программирования зрителя. Эти персонажи – практически символы информационного программирования.
Именно огоньки в «Храброй сердцем» запускают генеральную линию «храброго» управления решениями родителей (=судьбой), подманивая Мериду к ведьме, которая проводит уже дальнейшую «перезагрузку» её отношений с матерью. Бабушка Ива в «Покахонтас» точно так же выступает главным персонажем в схеме программирования – она мягко и ласково, под видом вековой мудрости, ведёт главную героиню к интеграции с врагом своего народа. Каменные, антропоморфные тролли в «Холодном сердце» – такие же герои-программисты. Дружная община выступает в истории некими «экспертами в любви» и проводит основные смыслы, загруженные в подтекст мультфильма – а именно нормализацию гомосексуальности. Тролли – главные поводыри к реализации этого посыла в мультфильме, сыплющие главным героям инструкциями, что и как им делать, как растопить холодное сердце в отношении персонажа с зашифрованной гомосексуальной ориентацией или как принять и любить героя, у которого что-то «неестественное» с оленем (песня «Fixer-upper»).
В описанном имеется закономерный смысл – чтобы реализовать тот или иной обман, в мультфильме или в реальности, обязательно нужна приглядная «упаковка».
Симпатичные синие огоньки, могучее таинственное дерево, смешные тролли, превращающиеся в камни. Такие персонажи, выглядящие милыми и имеющие большой акцент на своей связи с природой, вызывают нужное доверие. Главные герои легко и играючи следуют за ними, куда те их зовут – подавая соответствующий пример зрителям, как нужно «правильно» обманываться. Следуй, за тем, что выглядит таинственной мудростью – да и всё.
Помимо синих огоньков в «Храброй сердцем» есть ещё один смутный зло-добрый персонаж – это лесная ведьма, чья помощь выводит Мериду на конечный результат, смену главенства в паре мать/дочь и принятию матерью решения, нужного дочери. Таким образом, хоть это и не выглядит очевидным и прямолинейным, но жутковатая ведьма (исторически сформированный негативный архетип) – здесь добрый персонаж, помогающий главной героине выбраться из мученической кабалы, в которую ту по её восприятию вогнала собственная мать.
Возвращаясь к таинственным огонькам, также интересно отметить, что в финале принц-медведь Морду становится таким же огоньком. Т.е. можно сделать вывод, что огоньки – это, действительно, согласно европейским мифам некие неупокоенные души, наделавшие в своё время дел с позиции зла. Также огоньки – вероятно, души, служащие ведьме. Своей «помощью» ведьма содействовала появлению нового огонька из Морду, а т.к. другие ведут к ней, то, возможно, это, своего рода, налаженный способ рекламы для наивных любителей «волшебной пилюли», которые позже так же пополнят армию таинственных огоньков.
И огоньки, и ведьма в «Храброй сердцем» проводят для маленького зрителя идею, что можно спокойно доверить свою жизнь… грубо говоря, черти чему. Мерцающей таинственной судьбе, которая привлекательно манит куда-то (например, реклама, ТВ, информационно-манипуляционные продукты и т.п.), или любым, даже самым неприглядным персонажам, у которых есть некие возможности, превышающие твои (например, власть, деньги и т.п.).
«Храбрая сердцем» также очевидно продвигает философию безответственности. Элинор пытается наставить Мериду на путь истинный – стараться, учиться, брать на себя ответственность, а сюжет приводит к тому, что всё это лишнее и ненужное.
Поначалу Мериде не нравятся уроки красноречия и истории, она не прилагает никаких усилий в учёбе, однако позже девушка блестяще выступает перед лордами, приводя множество исторических фактов – два небольших эпизода, однако прекрасно проводят идею безответственности. Через Мериду здесь, по сути, говорится зрителю: да незачем готовиться, учиться, тратить силы – и так всё идеально получится само собой.
То же самое проводит и основная сюжетная линия – весь мультфильм сообщает зрителю о том, что можно отринуть какую-то серьёзную ответственность, которую на тебя налагает общество и семья, и всё будет хорошо.
Мультфильм также содержит очень большое количество пошлых моментов, сопряженных с низменным юмором (щипания за ягодицы, отрыжки, шутки про наготу, сопли, герои без штанов, демонстрация ягодиц и прочее).
Постоянное позитивное восприятие подобного юмора портит эстетический вкус зрителя, настраивает на принятие низменного в жизни как весёлого, приемлемого, желательного.
Перед подведением итогов пройдёмся по положительным сторонам «Храброй сердцем». Выше уже упоминалось, что мультфильм содержит поверхностный положительный мотив неэгоизма и важность взаимопонимания между близкими людьми. Далее об остальных и по большей части таких же поверхностных плюсах истории:
Одним из хороших посылов «Храброй сердцем» является идея управления своей судьбой. Конечно, создатели мультфильма явно не ставили перед собой цели адекватно раскрыть эту тему, что заметно, к примеру, по высокопарным, но словно составленным компьютерной программой словам о судьбе в начале истории:
Смысла в этих словах немного, особенно если вспомнить, что во вредном программировании в «Храброй сердцем» под «судьбой» подразумеваются решения взрослого насчёт жизни своего ребёнка. В целом, почти всё, что касается управления своей жизнью, здесь по большей части упирается именно в программирование зрителя на тему ребёнок/родитель, которое уже было подробно описано выше. Создатели мультфильма, к сожалению, почти не вдохновляют детей-зрителей на то управление своей судьбой, которое им доступно в своем возрасте: открытие каких-то талантов, вера в себя, избавление от страхов и т.п., а заручившись красивым лозунгом, учат быть эгоистами и призывают «заарканить» своих родителей.
Однако, несмотря на это, всё же мотив творить свою судьбу хорош. Частично мультфильм может заставить зрителя задуматься, что можно изменить в своей жизни, но без предложения при этом каких-либо серьёзных позитивных уроков на указанную тему.
Частично обозначенная тематика брака по любви – также один из справедливых плюсов мультфильма. Хоть тема и не раскрывается напрямую, поскольку Мерида борется с браком по расчету не ради брака по любви (разве что считать, что самостоятельно выступая за свою руку и сердце, главная героиня борется за большую истинную любовь к самой себе). Но всё же даже косвенная установка, что брак по расчету нелучшая идея – это неплохо.
С точки зрения женского образа в «Храброй сердцем» есть один очень положительный момент – это типаж главной героини, принцессы Мериды. Героиня на удивление не обнаруживает признаков современной рекламной красоты, так часто предлагающейся СМИ в качестве стандарта, а изображена скорее естественной и пышущей здоровьем и энергией. Именно через естественность и обилие энергии, визуально переданной через копну огненных волос, создатели мультфильма раскрывают самобытную привлекательность Мериды.
Такой акцент на красоте героя через здоровье и жизненные силы, а не на модельном, гламурном облике как с обложки модного журнала – это редкий для современной западной мультипликации позитивный момент.
Описанная визуальная составляющая могла бы быть хорошим подкреплением смыслов мультфильма, проводящихся через персонаж Мериды, но из-за многочисленного вредного программирования в мультфильме это не имеет практически никакого значения. Важно помнить, что содержание приоритетно, форма – вторична. Совершенство технического исполнения «Храброй сердцем», неподкрепленное полезным содержимым, по факту оказывается просто напрасным трудом многих людей, работавших над картиной.
Как минимум, одно сублиминальное секс-сообщение (https://www.youtube.com/watch?v=eY1fBXUYRwY) – в одной из сцен таинственный огонёк при исчезновении в воздухе обретает фаллические очертания.
Мультфильм содержит повышенное количество агрессии, что очень вредно для восприятия маленьких зрителей. Во многих эпизодах насилие подано красочно и «со смакованием».
Мораль
Пост Скриптум
Стоит также отметить, что мультфильм содержит намек на отсутствие здесь хорошего финала. Принцесса Мерида, как и принц Морду, отдаёт ведьме свой медальон со знаком родного клана. Отдаёт как плату за услугу, реальная суть которой оказывается в обретении Меридой власти над своей матерью и последующим изменением её решения о браке, который бы укрепил позиции королевства. Символически медальон несёт значение принадлежности героини к определенному роду и определенной Родине. Что стало с Родиной Морду, отдавшего ведьме медальон за реализацию своего эгоизма, зрителю показано во всей красе.
А поскольку эгоизм отдавшей свой медальон (свою принадлежность к Родине и роду) Мериды в истории не исправляется, а более того многократно усугубляется (отрыв от традиций, от послушания старшим, отколотость от общества), то её королевство, лишившееся ответственности своего наследника, в итоге ждёт точно такая же участь. Дополнительным намеком на это служит и вопрос «Готова ли ты платить за свою свободу?», заданный Мериде матерью и показательно оставшийся без ответа.